Система выпуска отработавших газов транспортного средства

 

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения и может быть использована при производстве автомобилей с подогреваемым самосвальным кузовом. Система выпуска отработавших газов содержит выпускную трубу для отработавших газов, соединенную с глушителем, выходной патрубок которого соединен подводящей трубой с газораспределительной коробкой, выходное отверстие которой сообщается с отверстием входа в систему каналов, выполненных в днище и бортах кузова. Технический результат, заключающийся в надежной и безотказной работе системы выпуска в течение длительного времени, достигается благодаря тому, что газораспределительная коробка установлена на выпускном патрубке глушителя и имеет два выпускных отверстия - одно для выпуска отработавших газов в атмосферу, а другое для подачи их через подводящую трубу в каналы кузова, внутри газораспределительной коробки установлена двухпозиционная заслонка, а часть подводящей трубы выполнена из гибкого металлорукава. 1 ил.

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, в частности, к транспортным средствам с самосвальным кузовом, в которых предусмотрен обогрев сыпучего груза, перевозимого в кузове, и может быть использована при производстве автомобилей с самосвальным кузовом.

Известны аналоги заявляемого технического решения, например «Устройство для регулирования подачи теплоносителя в кузов автомобиля-самосвала» (а.с. СССР 870207, МПК В60Н 1/18, 1979 г.). Кузов автомобиля-самосвала имеет полости, в которые подается газ от выхлопного патрубка автомобиля по подводящему трубопроводу через тройник, регулирующий подачу теплоносителя. Недостатком данного устройства является сложность его изготовления из-за наличия тройника с заслонками, пружинами и клапаном.

Известна также конструкция кузова автосамосвала с устройством для обогрева кузова транспортного средства (а.с СССР 1194713, В60Н 1/03, 1984 г.). Устройство содержит каналы в стенках кузова, сообщенные с выхлопным трактом двигателя посредством всасывающей камеры, эжектора и диффузора. Посредством данного устройства достигается эффективный обогрев груза, находящегося в кузове, но это довольно сложное в изготовлении и дорогостоящее устройство.

В качестве прототипа выбрано техническое решение «Самосвальный полуприцеп с устройством для подогрева кузова» (свидетельство на полезную модель РФ 6537, В60Н 1/02, опубл. 1998 г.). Самосвальный полуприцеп содержит систему каналов в днище и бортах кузова, сообщающуюся с выхлопным трактом тягача посредством подводящих труб, при этом одна из труб, связанных с выхлопным трактом, подведена к газораспределительной коробке, установленной на сцепном устройстве, и связана с ней шарнирным соединением «труба в трубе», а выходное отверстие газораспределительной коробки примыкает к входу в систему каналов днища и бортов кузова полуприцепа.

Недостатком прототипа является недостаточно надежная работа шарнирного соединения в процессе эксплуатации транспортного средства, поскольку осаждающиеся на внутренних поверхностях шарнирного соединения продукты сгорания топлива (сажа) снижают подвижность соединения, что может привести к его разрушению.

Задачей, решаемой полезной моделью, является создание такой конструкции системы выпуска отработавших газов транспортного средства, которая бы обеспечивала ее надежную и безопасную работу в течении длительного времени.

Достигается это тем, что в известном устройстве, содержащем выпускной тракт транспортного средства, состоящий из выпускной трубы для отработавших газов, сообщающей двигатель внутреннего сгорания с входным патрубком глушителя, выходной патрубок которого соединен посредством подводящей трубы с газораспределительной коробкой, имеющей входное отверстие, стыкуемое с подводящей трубой, и выходное отверстие, сообщенное с отверстием входа в систему каналов, выполненных в днище и бортах кузова, согласно полезной модели:

- газораспределительная коробка стыкуется своим входным отверстием с выходным патрубком глушителя и имеет дополнительное выходное отверстие, стыкуемое с патрубком для выпуска отработавших газов в атмосферу;

- другое выходное отверстие газораспределительной коробки стыкуется с подводящей трубой, сообщающей полость газораспределительной коробки с каналами кузова;

- в газораспределительной коробке установлена двухпозиционная заслонка, обеспечивающая подачу отработавших газов либо в атмосферу, либо посредством подводящей трубы в каналы кузова;

- часть подводящей трубы, прилегающей к газораспределительной коробке, выполнена из гибкого герметичного металлорукава.

Суть заявляемого технического решения приводится на фиг.1, на которой схематично изображена система выпуска отработавших газов транспортного средства с подогреваемым кузовом. Система выпуска отработавших газов содержит выпускной тракт, состоящий из выпускной трубы 1 для отработавших газов, сообщающей двигатель внутреннего сгорания (на фиг.1 не показан) с входным патрубком 2 глушителя 3, на выходном патрубке 4 которого установлена газораспределительная коробка 5, стыкуемая входным отверстием 6 к выходному патрубку 4. В коробке 5 выполнены два выходных отверстия 7 и 8, при этом к отверстию 7 стыкуется патрубок 9 для выпуска отработавших газов в атмосферу, а к отверстию 8 стыкуется подводящая труба 10, сообщающая полость коробки 5 с каналами 11 кузова 12 (кузов обозначен пунктирной линией). Часть подводящей трубы 10, прилегающей к газораспределительной коробке 5, выполнена из гибкого герметичного металлорукава 13, который предназначен для исключения разрушения подводящей трубы 10 при колебаниях системы выпуска отработавших газов в процессе движения транспортного средства. В распределительной коробке 5 установлена двухпозиционная заслонка, которая может быть выполнена, например, в виде «флажка» 14, поворачивающегося относительно оси 15 с возможностью фиксации в крайних положениях «флажка». Направление перемещения «флажка» на фиг.1 показано стрелкой. Двухпозиционная заслонка обеспечивает подачу отработавших газов либо в патрубок 9 с дальнейшим выпуском в атмосферу (при горизонтальном расположении «флажка» 14 на фиг.1), либо в подводящую трубу 10 и далее в каналы 11 кузова для его обогрева (при вертикальном расположении «флажка» 14 на фиг.1). Глушитель 3 крепится на транспортном средстве, как правило, к лонжерону рамы с помощью хомутов (не показаны), подводящая труба 10 стыкуется с каналами 11 кузова посредством уплотнительного фланца 16. Движение отработавших газов на фиг.1 показано стрелками.

Работает заявляемое устройство следующим образом.

По выпускной трубе 1 от двигателя внутреннего сгорания (на фиг.1 не показан) отработавшие газы поступают через входной патрубок 2 в глушитель 3 и далее через выходной патрубок 4 глушителя 3 поступают в полость газораспределительной коробки 5 через входное отверстие 6, стыкуемое к выходному патрубку 4. В случае горизонтального расположения «флажка» 14 (см. фиг.1) выходное отверстие 8 перекрывается и отработавшие газы из полости коробки 5 проходят через выходное отверстие 7 и патрубок 9 в атмосферу. Такое положение «флажка» 14 устанавливается тогда, когда не требуется обогрева кузова 12, например, в теплое время года. При вертикальном расположении «флажка» 14 выходное отверстие 7 перекрывается и отработавшие газы из полости коробки 5 проходят через выходное отверстие 8 и далее через подводящую трубу 10 входят в каналы 11 кузова 12 и обогревают его поверхности. Благодаря наличию гибкого герметичного металлорукава 13 предотвращается разрушение подводящей трубы 10 при колебаниях системы выпуска отработавших газов при движении транспортного средства. Изменение направления потока отработавших газов легко осуществляется посредством перемещения «флажка» в то или иное положение.

Заявителем изготовлен опытный образец заявляемого технического решения, установленный на автомобиле дорожной гаммы «Урал-63685» с самосвальным кузовом. Испытания автомобиля показали надежность работы системы выпуска отработавших газов. Дополнительно получено существенное снижение внешнего шума данного автомобиля (2,5 дБА) за счет снижения низкочастотных составляющих (80-125 Гц) акустических колебаний, реализующихся в каналах кузова при пропускании через них отработавших газов.

Учитывая новизну предлагаемого технического решения и его промышленную применимость, заявитель считает, что оно может быть защищено патентом на полезную модель.

Система выпуска отработавших газов транспортного средства, содержащая выпускную трубу для отработавших газов, сообщающую двигатель внутреннего сгорания с входным патрубком глушителя, выходной патрубок которого соединен посредством подводящей трубы с газораспределительной коробкой, имеющей входное отверстие, стыкуемое с подводящей трубой, и выходное отверстие, сообщающееся с отверстием входа в систему каналов, выполненных в днище и бортах кузова, отличающаяся тем, что газораспределительная коробка стыкуется своим входным отверстием с выходным патрубком глушителя и имеет дополнительное выходное отверстие, стыкуемое с патрубком для выпуска отработавших газов в атмосферу, другое выпускное отверстие газораспределительной коробки стыкуется с подводящей трубой, сообщающей полость газораспределительной коробки с каналами кузова, в газораспределительной коробке установлена двухпозиционная заслонка, обеспечивающая подачу отработавших газов либо в атмосферу, либо в каналы кузова, а часть подводящей трубы, прилегающая к газораспределительной коробке, выполнена из гибкого герметичного металлорукава.



 

Похожие патенты:

Котел газовый двухконтурный отопительный водяной относится к отопительным и бытовым аппаратам и водонагревательным устройствам в малоэтажных, частных домах и квартирах.
Наверх