Многоступенчатый центробежный насос

 

Полезная модель относится к области насосостроения, в частности, к конструкции центробежного многоступенчатого скважинного насоса, который может быть использован, например, для перекачки технической и питьевой воды с повышенным содержанием твердых механических примесей. Недостатком обычного насоса является то, что рабочий ресурс металлических деталей радиальных и упорного подшипников скольжения, втулок распорных (упорных), подверженных интенсивному воздействию потока воды, содержащего твердые механические примеси (песка), относительно невелик. На практике даже при хороших условиях эксплуатации они сохраняют свою работоспособность, как правило, 1,5-2 года, поскольку внутренние втулки радиальных подшипников скольжения, пята и втулки упорные, выполненные из закаленного металла, интенсивно изнашиваются. Задачей, которую решает заявленное техническое решение, является повышение ресурса и увеличение надежности в работе внутренних металлических втулок подшипников скольжения насосной части и электродвигателя, пяты и втулок распорных (упорных). Поставленная задача решается тем, что наружная поверхность внутренних втулок радиальных подшипников скольжения насоса и электродвигателя, торцовая поверхность пяты и наружная поверхность втулок упорных в целях значительного повышения износостойкости подвергается хромированию с последующей карбидизацией в смеси паров бензина с водородом по методу академика Архарова В.И. Испытания показали, что заявленный многоступенчатый центробежный насос имеет улучшенные технико-эксплуатационные характеристики. Он может работать на перекачке воды с повышенным содержанием механических примесей. 2 ил.

Полезная модель относится к области насосостроения, в частности, к конструкции центробежного многоступенчатого скважинного электронасоса, который может быть использован, например, для перекачки технической и питьевой воды с повышенным содержанием твердых механических примесей.

Известен многоступенчатый скважинный центробежный электронасос типа ЭЦВ4-ЭЦВ12 - для перекачки воды, насосная часть которого содержит набор ступеней, включающих рабочие органы, собранные на валу, для фиксации которого во время работы применены резинометаллические радиальные подшипники скольжения, в состав электродвигателя входит ротор, для фиксации которого применены резинометаллические радиальные и упорный подшипники скольжения. Уплотнение водяного потока на напорной части каждой ступени производится при помощи уплотнительных резиновых втулок и втулок распорных (См. Электронасос ЭЦВ4-ЭЦВ12. Паспорт АМТ 3.246.001 ПС, г.Ливны, ОАО «Ливнынасос», АМТЗ.246.001ТУ).

Недостатком такого насоса является то, что рабочий ресурс деталей, подверженных интенсивному воздействию потока воды, содержащего твердые механические примеси (песка), относительно невелик. На практике даже при хороших условиях эксплуатации они сохраняют свою работоспособность, как правило, 1,5-2 года. Внутренние втулки радиальных подшипников скольжения, торцовая поверхность пяты, являющейся частью упорного подшипника скольжения, и втулки распорные (упорные), несмотря на то, что выполнены из закаленного металла, интенсивно изнашиваются.

Задачей, которую решает заявленное техническое решение, является повышение ресурса и увеличение надежности работы внутренних металлических втулок радиальных подшипников скольжения насосной части и электродвигателя, торцовой поверхности пяты, являющейся составной частью упорного подшипника скольжения, и втулок распорных (упорных).

Поставленная задача решается тем, что наружная поверхность внутренних втулок радиальных подшипников скольжения насоса и электродвигателя, наружная поверхность втулок распорных (упорных) и торцовая поверхность пяты в целях значительного повышения износостойкости подвергается хромированию с последующей карбидизацией в смеси паров бензина с водородом по методу академика Архарова В.И.

На представленных чертежах в разрезе изображены многоступенчатый центробежный насос (фиг.1) и водозаполненный электродвигатель (фиг.2).

На фиг.1 - многоступенчатый центробежный насос, например, вертикального исполнения с «плавающими» рабочими колесами.

Многоступенчатый центробежный насос является конструкцией, состоящей из неподвижных и подвижных (вращающихся) во время работы насоса деталей и узлов. К неподвижным деталям и узлам относятся: основание 1, обоймы 2, направляющие аппараты 3, уплотнительные втулки 4, межступенчатые диски 5 со стопорными штифтами 6, корпус подшипника 7, внешняя втулка радиального подшипника скольжения 8, стяжки 9, клапан 10 и корпус клапана 11. Подвижная (вращающаяся) часть насоса состоит из вала 12, на котором стопорным кольцом 13 на шпонке 14 закреплена внутренняя втулка подшипника скольжения 15, наружная поверхность которой подвержена хромированию с последующей карбидизацией, и пята 16, на шпонках 17 закреплены рабочие колеса 18 и втулки упорные 19, наружная поверхность которых подвержена хромированию с последующей карбидизацией. Нижний конец вала соединен с ротором электродвигателя жесткой муфтой 20, закрепленной на валу шпонкой 21.

На фиг.2 - асинхронный водозаполненный электродвигатель вертикального исполнения.

Электродвигатель также состоит из неподвижных и подвижных (вращающихся) во время работы узлов и деталей. К неподвижным деталям и узлам относятся: днище 1 с запрессованными в него сферической опорой и штифтами, подпятник 2, шпильки нижние 3 с гайками и шайбами пружинными, кольцо нижнее 4, щит нижний 5, закрепленная в нем внешняя втулка нижнего подшипника скольжения 6, корпус статора 7, помещенный в него статор 8, состоящий из набора пластин динамной стали, кольца нажимные 9, обмотка статора 10, щит верхний 11, закрепленная в нем внешняя втулка верхнего подшипника скольжения 12, кольцо верхнее 13, шпильки верхние с гайками и шайбами пружинными. К подвижным (вращающимся) узлам и деталям относятся: вал 15, укрепленные на нем при помощи стопорного кольца 16 и шпонки 17 внутренняя втулка верхнего подшипника скольжения 18, наружная поверхность которой подвержена хромированию с последующей карбидизацией, кольцо балансировочное 19, ротор 20, изготовленный из набора пластин динамной стали, внутренняя втулка нижнего подшипника скольжения 21, наружная поверхность которой подвержена хромированию с последующей карбидизацией, закрепленная на валу при помощи шпонки 22 и кольца стопорного 23, пята 24, торцовая поверхность которой подвержена хромированию с последующей карбидизацией, закрепленная на валу шпонкой 25 и кольцом стопорным 26.

Работает представленный для примера насосный агрегат следующим образом.

Электронасос опускается в скважину и выводится на рабочий режим. Электродвигатель расположен в нижней части агрегата. Крутящий момент от электродвигателя через муфту 20 (фиг.1), передается на вал насоса 12 (фиг.1) с набором ступеней, содержащих рабочие колеса 18 (фиг.1). Перекачиваемая жидкость поступает в пространство между дисками вращающихся рабочих колес 18 (фиг.1) и под действием центробежных сил движется от их центра к периферии. На выходе из каждого рабочего колеса 18 (фиг.1) поток жидкости попадает в каналы между дугообразными выступами направляющего аппарата 3 (фиг.1), межступенчатым диском 5 (фиг.1) и обоймой 2 (фиг.1), изменяет направление движения от напорной части предыдущего рабочего колеса 18 (фиг.1) к всасывающей части следующего рабочего колеса 18 (фиг.1).

Асинхронный электродвигатель работает при поступлении в обмотку статора переменного тока за счет взаимодействия магнитных полей статора 8 (фиг.2) и ротора 16 (фиг.2).

При соединении насоса и электродвигателя в агрегат нижняя часть вала насоса 12 (фиг.1) соединяется с валом ротора электродвигателя 15 (фиг.2) при помощи жесткой муфты 20 (фиг.1). В процессе эксплуатации электронасоса все эти конструктивные элементы превращаются в систему с единой осью вращения.

Испытания показали, что заявленный многоступенчатый центробежный насос имеет улучшенные технико-эксплуатационные характеристики. Он может работать на перекачке воды с повышенным содержанием механических примесей.

Многоступенчатый центробежный электронасос, насосная часть которого содержит рабочие органы, собранные на валу, для фиксации которого во время работы применены радиальные подшипники скольжения, в электродвигатель входит ротор, для фиксации которого применены радиальные и упорный подшипники скольжения, отличающийся тем, что наружная поверхность внутренних втулок подшипников скольжения насоса и электродвигателя, торцовая поверхность упорной пяты и наружная поверхность втулок распорных (упорных) насоса выполнены хромированными и карбидизированными в смеси паров бензина с водородом.



 

Похожие патенты:

Установка погружного насоса для скважин и колодцев с устройством "дельта-озк" для автоматического управления относится к насосным установкам с устройствами управления режимами работы и может быть использована в автоматических установках погружных насосов для перекачивания воды из скважин и колодцев с малым дебитом.
Наверх