Прицепная сельскохозяйственная машина

 

Предложена прицепная сельскохозяйственная машина, включающая раму с продольными и поперечными балками, установленную на раме сницу с серьгой и ходовые колеса, установленные с углами разворота к балкам рамы и с углами наклона к вертикальной плоскости в сторону противоположную асимметрично расположенной снице, причем углы разворота ходовых колес к продольным балкам рамы имеют номинальное значение равной 2° при возможных пределах изменения от 0,5° до 6°, а углы наклона ходовых колес к вертикальной плоскости имеют номинальное значение равное 4° при возможных пределах изменения от 0,5° до 12°.

Полезная модель относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использована в различных прицепных сельскохозяйственных машинах, в которых по условиям работы прицепная сельскохозяйственная машина должна располагаться сбоку от трактора и, соответственно, сница, соединяющая прицепную машину с трактором, расположена асимметрично. При этом наиболее важным конструктивным параметром является длина сницы, от которой зависит устойчивость движения прицепной машины.

Известны прицепные валковые жатки, используемые для скашивания зерновых культур и трав. Валковые жатки содержат раму с продольными и поперечными балками, асимметрично установленную на раме сницу с серьгой и ходовые колеса. При этом устойчивость движения прицепной жатки обеспечивается благодаря соответствующей длине сницы, определенной по условию сцепления колес с грунтом при боковом сдвиге. (Справочник конструктора сельскохозяйственных машин, под ред. канд.техн. наук М.И.Клецкина, т.2, М. Машиностроение, 1967 г., изд. 2, стр.602).

Недостатками данной конструкции является то, что движение прицепной жатки происходит с отклонением ее продольной оси от направления движения и связано это с уводом колес, обусловленным деформацией грунта и эластичностью пневматической шины колеса. Отклонение продольной оси жатки от направления движения вызывает неблагоприятные условия работы режущего аппарата, мотовила полевого делителя.

Наиболее близким техническим решением является прицепная сельскохозяйственная машина, включающая раму с продольными и поперечными балками, асимметрично установленную на раме с возможностью перевода из транспортного в рабочее положения сницу с серьгой и ходовые колеса, причем ходовые колеса установлены с углами разворота к балкам рамы с возможностью обеспечения бокового смещения прицепной машины от ее продольной оси в сторону, противоположную месту установки сницы, угол разворота ходовых колес к продольным балкам рамы определяется выражением

где е - величина бокового смещения серьги от центра тяжести машины;

l - величина осевого смещения серьги от центра тяжести машины. (Патент на полезную модель 10993, 1999 г., МПК A01D 75/28).

Установка колес с углами разворота к продольным балкам должна компенсировать увод колес и обеспечивать совпадение продольной оси прицепной машины с направлением ее движения.

Однако, углы разворота колес, вычисленные по формуле, составляют от 30° до 40°. Такие углы установки колес слишком велики и в пять-десять раз превышают реальные углы увода колес. Поэтому при таких углах установки колес должна происходить потеря сцепления колес с грунтом и потеря устойчивости движения прицепной машины. Кроме того, в прицепной машине с асимметрично расположенной сницей, на ходовые колеса постоянно действует боковая сила одного направления, что приводит к одностороннему износу шины и уменьшению сцепных свойств шины с грунтом.

Задачей полезной модели является обеспечение таких условий, при которых происходит совпадение продольной оси прицепной машины с направлением движения и исключается неравномерный, односторонний износ колес и, в результате этого, обеспечиваются лучшие сцепные качества колес с грунтом.

Задача достигается тем, что прицепная сельскохозяйственная машина, включающая раму с продольными и поперечными балками, установленную на раме сницу с серьгой и ходовые колеса, установленные с углами разворота к балкам рамы и с углами наклона к вертикальной плоскости в сторону противоположную асимметрично расположенной снице, причем углы разворота ходовых колес к продольным балкам рамы имеют номинальное значение равной 2° при возможных пределах изменения от 0,5° до 6°, а углы наклона ходовых колес к вертикальной плоскости имеют номинальное значение равное 4° при возможных пределах изменения от 0,5° до 12°.

Установка ходовых колес с углами наклона к вертикальной плоскости навстречу постоянно действующей боковой силе приводит к выравниванию шины и контакт шины с грунтом осуществляется средней частью, что приводит к уменьшению износа шины и улучшению сцепных свойств шины с грунтом. При этом значения углов разворота колес к продольным балкам равные 2° и наклона колес к вертикальной плоскости равные 4° соответствуют углам увода колес на типичных грунтах и в этом случае продольная ось прицепной машины совпадает с направлением ее движения.

А установка колес в диапазоне изменения углов от 0,5° до 6° для отклонения от продольных балок и от 0,5° до 12° для отклонения от вертикальной плоскости соответствуют специфическим условиям работы прицепной сельскохозяйственной машины.

На фиг.1 изображен вид сверху, а на фиг.2 вид сзади прицепной сельскохозяйственной машины.

Предлагаемая прицепная сельскохозяйственная машина содержит раму 1 с продольными 2 и поперечными 3 балками, асимметрично установленную на раме 1 сницу 4 с серьгой 5 и ходовые колеса 6, установленные с углами разворота к продольным балкам 2 и с углами наклона к вертикальной плоскости в сторону, противоположную асимметрично расположенной снице.

Работа прицепной сельскохозяйственной машины осуществляется следующим образом:

При поступательном движении прицепной сельскохозяйственной машины вследствие приложения тягового усилия от трактора через серьгу 5 к асимметрично расположенной снице 4 и сопротивлению движению, приложенному к колесам 6, происходит отклонение рамы 1 от направления движения и отставание правого колеса 6. Это отклонение, обусловленное

Уводом колес 6, компенсируется установкой колес под углом к продольным балкам рамы 1, равным углу увода колес 6. А поскольку при движении прицепной сельскохозяйственной машины на колеса 6 действует боковая сила, направленная слева направо, то наклон колес 6 на угол обеспечивает контакт колес 6 с грунтом средней частью и улучшает сцепные свойства колес 6 с грунтом.

Таким образом, установка колес под углом равным углу увода колес обеспечивает совпадение оси прицепной сельскохозяйственной машины с направлением ее движения, а наклон колес к вертикальной плоскости на угол обеспечивает равномерное нагружение шин колес и улучшение сцепных свойств колес с грунтом.

1. Прицепная сельскохозяйственная машина, включающая раму с продольными и поперечными балками, установленную на раме сницу с серьгой и ходовые колеса, установленные с углами разворота к балкам рамы, отличающаяся тем, что ходовые колеса установлены с углами наклона к вертикальной плоскости в сторону, противоположную асимметрично расположенной снице.

2. Прицепная сельскохозяйственная машина по п.1, отличающаяся тем, что углы разворота ходовых колес к продольным балкам рамы имеют номинальное значение, равное 2°, при возможных пределах изменения от 0,5 до 6°, а углы наклона ходовых колес к вертикальной плоскости имеют номинальное значение, равное 4°, при возможных пределах изменения от 0,5 до 12°.



 

Наверх