Разъемное соединение коскинена

 

Полезная модель относится к разъемным соединениям, а именно, к фланцевым, клеммным и другим соединениям, которые могут найти широкое применение в различных отраслях промышленности, как альтернатива резьбовым соединениям.

Разъемное соединение содержит крепежный элемент в виде цилиндрического стержня с головкой, имеющей опорную поверхность, и крепежной поверхностью в виде отверстия диаметром d в поперечном сечении цилиндрического стержня под углом к опорной поверхности головки, шайбу и нажимной элемент в виде цилиндрического штифта диаметром d с продольной лыской под углом к цилиндрической поверхности, причем d<d, и с контровочным отверстием под стопорный элемент в виде контровочной проволоки, при этом контровочное отверстие выполнено на конце нажимного элемента, меньшем в поперечном сечении.

Реализация данной полезной модели позволит создать разъемные соединения, исключающие недостатки резьбовых соединений, как например, использование дорогостоящего режущего (метчики, лерки), мерительного (резьбовые калибры, резьбовые кольца), монтажного (торцевые, моментные, гаечные ключи) инструмента и т.д. и позволит использовать их как альтернативу резьбовым соединениям.

Областью применения предлагаемой полезной модели являются разъемные соединения, а именно, фланцевые, клеммные и другие соединения, которые могут найти широкое применение в различных отраслях промышленности как альтернатива резьбовым соединениям.

Широко известны болтовые соединения (см., например, Д.Н.Решетов «Детали машин», Москва, «Машиностроение», 1989 г., стр.95, рис.7.4а), в которых крепежные элементы - болты выполняются по ГОСТ 7805-70, ГОСТ 7808-70, ГОСТ 7817-80, нажимные элементы - гайки по ГОСТ 5915-70, ГОСТ 5927-70, ГОСТ 15521-70, а шайбы по ГОСТ 10450-78, 11371-78. Соединения осуществляются свободной установкой болта в соединяемые детали, свободной установкой шайбы на болт и навинчиванием гайки на болт или ввинчиванием болта в гайку до их затяжки. Разборка соединения осуществляется в обратном порядке.

Основным достоинством данных соединений является их широкое использование в различных отраслях промышленности, так как отсутствуют соединения альтернативные резьбовым, которые могли бы их заменить.

Основными недостатками болтовых соединений являются:

- длительный процесс их сборки и разборки (не менее 6-8 оборотов болта или гайки);

- большое количество типоразмеров болтов и гаек из-за большого количества диаметров и шагов резьбы;

из предыдущего недостатка вытекает необходимость использования большого количества дорогостоящего: режущего (метчики, лерки....), мерительного (резьбовые калибры, кольца.....), монтажного (торцевые, моментные и гаечные ключи) инструмента.

Вышеупомянутое соединение также может иметь нажимной элемент в виде гайки по ОСТ 92-742-72, имеющей по граням через 120° три контровочные отверстия под стопорный элемент, которым является контровочная проволока, устанавливаемая в одно их контровочных отверстий и затягивающая, например, два нажимных элемента (гайки по ОСТ 92-742-72).

Дополнительным достоинством данного соединения относительно предыдущего является исключение возможности самопроизвольного отвинчивания нажимного элемента (гайки) в процессе эксплуатации.

Недостатки данного соединения те же, что и у предыдущего соединения, но прибавляется трудоемкость выполнения трех контровочных отверстий под стопорный элемент, для выполнения которых требуется спецоснастка.

По технической сущности данное соединение, содержащее крепежный элемент в виде цилиндрического стержня с крепежной поверхностью и головкой, имеющей опорную поверхность, шайбу и нажимной элемент с ответной крепежной поверхностью и контровочным отверстием под стопорный элемент, выполненный в виде контровочной проволоки, имеет наиболее близкие признаки с заявленной полезной моделью и принимается за прототип.

Задачей создания предлагаемой полезной модели является исключение всех вышеперечисленных недостатков болтовых (резьбовых) соединений и создание равноценного, альтернативного безрезьбового соединения.

Технический результат достигается тем, что в разъемном соединении, содержащем крепежный элемент в виде цилиндрического стержня с крепежной поверхностью и головкой с опорной поверхностью, шайбу и нажимной элемент с ответной крепежной поверхностью и контровочным отверстием под стопорный элемент, выполненный в виде контровочной проволоки, крепежная поверхность в крепежном элементе выполнена в виде отверстия диаметром d в поперечном сечении цилиндрического стержня под углом к опорной поверхности головки, a нажимной элемент выполнен в виде цилиндрического штифта диаметром d с продольной лыской под углом к цилиндрической поверхности, причем d<d, при этом контровочное отверстие выполнено на конце нажимного элемента, меньшем в поперечном сечении.

Таким образом, предлагаемая совокупность существенных признаков исключает недостатки болтовых соединений, так как отсутствует резьба в крепежном и нажимном элементах, и позволяет использовать предлагаемое разъемное соединение как альтернативу болтовым соединениям.

Предлагаемая полезная модель поясняется чертежами, где схематично изображено соединение крепежным и нажимным элементами двух деталей.

На фиг.1 - пример выполнения разъемного соединения;

На фиг.2 - пример выполнения крепежного элемента;

На фиг.3 - пример выполнения нажимного элемента;

На фиг.4 - пример стопорения нажимных элементов. Разъемное соединение, представленное на фиг.1, состоит из крепежного элемента 1, нажимного элемента 2, соединяющих детали 3 и 4, шайбы 5 и стопорного элемента 6..

Крепежный элемент 1, изображенный на фиг.2, содержит цилиндрический стержень поверхность 7 с отверстием диаметром d в поперечном сечении поверхность 8 под углом а к опорной поверхности 9 головки 10.

Нажимной элемент 2, изображенный на фиг.3, выполнен в виде цилиндрического штифта диаметром d поверхность 11 с продольной лыской поверхность 12 под углом к цилиндрической поверхности 11, причем d<d, при этом контровочное отверстие 13 выполнено на конце нажимного элемента 2, меньшем в поперечном сечении.

Сборка соединения, представленного на фиг.1, осуществляется следующим образом. Крепежный элемент 1 свободно устанавливается в соединяемые детали 3 и 4, затем на него свободно устанавливается шайба 5, после чего в отверстие диаметром d поверхность 8 крепежного элемента 1 устанавливается свободно нажимной элемент 2 до касания его цилиндрической поверхностью 11 отверстия поверхность 8 крепежного элемента 1 и продольной лыской 12 шайбы 5. Приложив силу Р у к нажимному элементу 2, происходит заклинивание крепежного и нажимного элементов. Разборка соединения осуществляется приложением силы Ру к противоположному торцу нажимного элемента 2, причем Руу. Когда в процессе эксплуатации разборка не требуется, то в контровочное отверстие 13 устанавливается стопорный элемент 6.

Пример стопорения двух предлагаемых соединений представлен на фиг.4.

Контровочная проволока 14 устанавливается в контровочные отверстия 13 двух предлагаемых соединений и при скручивании неподвижно стопорит эти соединения. При необходимости разборки данных соединений контровочную проволоку перекусывают кусачками.

Разъемное соединение, содержащее крепежный элемент в виде цилиндрического стержня с крепежной поверхностью и головкой с опорной поверхностью, шайбу и нажимной элемент с ответной крепежной поверхностью и контровочным отверстием под стопорный элемент, выполненный в виде контровочной проволоки, отличающееся тем, что в крепежном элементе выполнено отверстие диаметром d под углом к опорной поверхности головки, образующее крепежную поверхность крепежного элемента, а нажимной элемент выполнен в виде цилиндрического штифта диаметром d с продольной лыской под углом к его цилиндрической поверхности, причем d<d, при этом контровочное отверстие выполнено на конце нажимного элемента, меньшем в поперечном сечении.



 

Наверх