Шаблон для проверки перемыкания хвостовика автосцепки

 

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки ж/д транспорта, а именно для проверки толщины перемычки хвостовика корпуса перед введением в его эксплуатацию. Согласно полезной модели шаблон для проверки перемычки хвостовика автосцепки выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской подковообразной детали толщиной, равной 6-11 мм с измерительной полостью U-образной формы с двумя рабочими поверхностями, расположенными друг напротив друга, выпоенными с шероховатостью поверхности не более 2,5 Ra и подвергнутыми цементации или поверхностной обработке токами высокой частоты с получением твердости 56-64 HRC. Шаблон выполнен из стали марки Ст.45 или Ст.45 ХН. Корпус автосцепки годен, если шаблон не входит в перемычку хвостовика. Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений за счет снижения шероховатости измерительных поверхностей шаблона, а также за счет снижения их износа. Кроме этого конструкция шаблона лишена напряженных зон, углов между измерительными поверхностями, что исключает возможность появления поверхностных напряжений и нарушения плоскостности и линейности шаблона. 1 н.з.п. ф-лы, 3 ил.

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки железнодорожного транспорта, а именно для проверки толщины перемычки хвостовика корпуса автосцепки перед введением его в эксплуатацию.

Из уровня техники известны устройства для замера геометрических параметров зева автосцепки (RU 40464 U1, 13.04.2004), согласно которому за счет применения сменных пластин обеспечивают высокую точность измерений и увеличивают срок эксплуатации, при этом отпадает необходимость в проектировании контршаблонов. Применение сменных пластин, обеспечивающих точность измерений, в тоже время приводит к усложнению процесса проведения измерений ввиду возможной потери тех или иных пластин в процессе работы.

Известен также шаблон для контроля профиля изделий (а.с. СССР: SU 196358, 17.03.1967), содержащий измерительную каретку, линейку, по которой перемещается каретка с контактным штифтом, отсчет положения которого производится по нониусу каретки, при этом для увеличений производительности на шаблоне установлены дополнительно ряд контактных штифтов и все шрифты фрикционно закреплены на линейке независимо от каретки. Конструкция шаблона сложна в эксплуатации, требует постоянной настройки и корректировки.

Известен также шаблон для измерения железнодорожных колес подвижного состава (RU 2206867 C2, 17.08.2001), который содержит основание, на котором с возможностью перемещения установлен в направляющих движок, предназначенный для измерения толщины гребня, выполнены в виде рамки, в которую вставлен второй движок с нанесенной на него шкалой. Шкала проградуирована так, что отсчет по риске, нанесенной на движке, соответствует значению угла, определяемому из соотношения. Таким образом, для того, чтобы шкала обеспечивала измерение заданного угла, необходимо соответствующим образом расположить движки относительно друг друга и проградуировать шкалу в соответствии с требуемым соотношением.

К недостаткам известных измерительных устройств дополнительно к уже сказанному относится относительная сложность их конструктивного выполнения, а, следовательно, сложность их эксплуатации и повышенная себестоимость. Кроме этого, известные шаблоны не могут быть применены для проверки параметров вновь изготовленного или восстановленного замка автосцепки, поскольку известные решения разработаны применительно к конкретным деталям.

Ближайший аналог заявленного технического решения не выявлен.

Задачей, на решение которой направлена полезная модель, является повышение точности измерений и качества диагностики проверяемых деталей автосцепки, типа СА-3 железнодорожного транспорта, за счет повышения качества измерительных поверхностей шаблонов и точности контроля геометрических параметров автосцепки в сборе, что в результате оказывает существенное значение на повышение безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта.

Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений, обусловленной степенью шероховатости измерительной поверхности шаблона за счет обеспечения высокой чистоты поверхности. Также технический результат заключается в повышении износостойкости материала измерительных поверхностей. Кроме этого, конструкция шаблона лишена напряженных зон - концентраторов напряжений, углов между измерительными поверхностями, что исключает возможность появления поверхностных напряжений и, как следствие, нарушения плоскостности, линейности.

Для достижения технического результата шаблон для проверки перемычки хвостовика корпуса автосцепки выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской подковообразной детали с измерительной полостью U-образной формы с двумя рабочими поверхностями, расположенными друг напротив друга. Рабочие поверхности шаблона выполнены с шероховатостью не менее 2,5 Ra и подвергнуты цементации или поверхностной обработке токами высокой частоты с получением твердости 56-64 HRC.

В качестве материала для изготовления шаблона применяют углеродистую качественную конструкционную сталь, в частности, сталь марки Ст.45 или Ст.45 ХН.

Шаблон для проверки толщины перемычки хвостовика автосцепки выполняют виде плоской детали подковообразной формы с толщиной, равной 6-11 мм.

Возможны и другие варианты выполнения полезной модели, в частности в качестве материала шаблона может быть применена сталь углеродистая качественная конструкционная марки Ст.50 или Ст.65, а также возможно использование стали марки Ст.3.

Далее предлагаемая полезная модель будет раскрыта более подробно, со ссылкой на графические материалы, на которых изображен шаблон.

На фиг.1 изображен шаблон для проверки перемычки хвостовика автосцепки;

На фиг.2 представлено сечение А-А шаблона, изображенного на фиг.1.

На фиг.3 изображен шаблон в процессе проверки перемычки хвостовика автосцепки путем контроля ее толщины.

Шаблон выполнен непроходным и предназначен для проверки толщины перемычки хвостовика автосцепки.

Согласно полезной модели шаблон 1 для проверки перемычки 2 хвостовика 3 автосцепки выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской подковообразной детали 4 с измерительной полостью 5 U-образной формы. Толщина детали составляет 6-11 мм.

Рабочие поверхности 6 измерительной полости 5 выполнены с шероховатостью не более 2,5 Ra, и подвергнуты термической или химико-термической обработке путем цементации или индукционной термической обработки токами высокой частоты по наружному слою с получением твердости, определяемой в диапазоне 56-64 HRC.

В качестве материала для изготовления шаблона применена углеродистая качественная конструкционная сталь, в частности, сталь марки Ст.45 или Ст.45 ХН.

Кроме того, в качестве материала шаблона может быть применена сталь углеродистая качественная конструкционная марки Ст.50 или Ст.65, а также возможно использование стали марки Ст.3.

Такое решение оказало существенное влияние на повышение чистоты поверхности измерительной полости, а также на точность диагностики, позволившей исключить имевшиеся в процессе изготовления несогласованные между собой технологические допуски, которые для двух соединяемых деталей с разными знаками (+ и -) могли приводить к появлению недопустимых зазоров, нарушающих работоспособность автосцепки, несмотря на то, что в процессе предшествующего раздельного контроля каждая из сопрягаемых деталей признана годной с учетом установленных для нее допусков.

Таким образом, предложенное решение позволяет минимизировать значение величин допусков соединяемых деталей автосцепки.

Устройство функционирует следующим образом. Замок автосцепки расположен в горизонтальной плоскости в том виде, в котором он будет находиться в эксплуатации. Как показано на фиг.3 шаблон 1 несколько раз перемещают сверху в них и наоборот относительно перемычки 2 хвостовика 3 корпуса автосцепки, при этом хвостовик корпуса автосцепки признается годным, если непроходной шаблон 47Г-1 не входит в отверстие для клина тягового хомута.

Применение полезной модели позволяет повысить точность измерений и качество диагностики проверяемых деталей автосцепки СА-3 железнодорожного транспорта за счет повышения качества обработки измерительных поверхностей, что в результате оказывает существенное значение на повышение безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта.

1. Шаблон для проверки перемычки хвостовика автосцепки, выполненный металлическим из углеродистой конструкционной стали в виде плоской подковообразной детали с измерительной полостью U-образной формы с двумя рабочими поверхностями, расположенными напротив друг друга, выполненными с заданной шероховатостью поверхности и подвергнутыми термообработке, отличающийся тем, что он изготовлен преимущественно из стали марки Ст.45 или Ст.45ХН, а рабочие поверхности шаблона выполнены с шероховатостью не более 2,5 Ra и подвергнуты обработке токами высокой частоты с получением твердости 56-64 HRC.

2. Шаблон по п.1, отличающийся тем, что он выполнен толщиной, равной 6-11 мм.



 

Наверх