Коник автомобильного прицепа-роспуска или железнодорожного полусцепа

 

Полезная модель относится к устройствам для размещения и удержания лесоматериалов на подвижном составе, а именно к коникам автомобильных прицепов-роспусков или железнодорожных полусцепов. Коник автомобильного прицепа-роспуска или железнодорожного полусцепа включает основание, которое при помощи шкворня шарнирно закреплено на раме автомобильного прицела-роспуска или хребтовой балке железнодорожного полусцепа, стойки, расположенные по концам основания и соединенные с ним шарнирно, ролики, установленные на основании между стойками. 3 ил.

Полезная модель относится к устройствам для размещения и удержания лесоматериалов на подвижном составе, а именно к коникам автомобильных прицепов-роспусков или железнодорожных полусцепов.

Известен коник автомобильного прицепа-роспуска, включающий основание, которое при помощи шкворня шарнирно крепится к раме прицепа-роспуска, стойки, расположенные по концам основания и соединенные с ним шарнирно (см. Автомобильный транспорт леса / Под ред. В.А.Горбачевского. - М.: Лесн. пром-сть, 1973. С.29, 30).

Недостатком данного коника автомобильного прицепа-роспуска является высокое дополнительное сопротивление движению груженого автопоезда при поворотах, увеличивающее энергоемкость перевозок.

Известен коник железнодорожного полусцепа, включающий основание, которое при помощи шкворня шарнирно крепится к хребтовой балке полусцепа, стойки, расположенные по концам основания и соединенные с ним шарнирно (см. Транспорт леса [Текст]. В 2-х т. Т.1. Сухопутный транспорт / Под ред. Э.О.Салминена. - М.: ИЦ «Академия», 2009. - С.52).

Недостатком данного коника железнодорожного полусцепа является высокое дополнительное сопротивление движению поезда при поворотах, увеличивающее энергоемкость перевозок.

Задача, на решение которой направлена полезная модель - снижение дополнительного сопротивления движению поезда при поворотах и энергоемкости перевозок.

Для решения этой задачи в конике автомобильного прицепа-роспуска или железнодорожного полусцепа, включающем основание, которое при помощи шкворня шарнирно закреплено на раме автомобильного прицепа-роспуска или хребтовой балке железнодорожного полусцепа, стойки, расположенные по концам основания и соединенные с ним шарнирно, согласно полезной модели, на основании между стойками установлены ролики.

При входе на кривую пути подвижного состава в виде железнодорожного вагона-сцепа или автопоезда в составе автомобиль и прицеп-роспуск, перевозящего пачку лесоматериалов или других длинных грузов, коники, расположенные на полусцепах, а также на автомобиле и прицепе-роспуске, сближаются, так как полусцепы поворачивают в сторону центра кривой относительно ударно-сцепного устройства вагона-сцепа, а автомобиль и прицеп-роспуск поворачивают в сторону центра кривой относительно оси буксирного прибора автомобиля. При выходе с кривой пути подвижного состава коники, расположенные на полусцепах, а также на автомобиле и прицепе-роспуске, удаляются друг от друга, так как полусцепы поворачивают от центра кривой относительно ударно-сцепного устройства вагона-сцепа, а автомобиль и прицеп-роспуск поворачивают от центра кривой относительно оси буксирного прибора автомобиля. В результате сближения и удаления коников происходит смещение пачки лесоматериалов относительно них, что сопровождается ее трением об основания коников, которое создает дополнительное сопротивление движению подвижного состава. Коэффициент трения неокоренной древесины о смазанную сталь составляет 0,380,42, и при нагрузке на коник 80 кН дополнительное сопротивление движению составит 3034 кН. Установка на основании коника автомобильного прицепа-роспуска или железнодорожного полусцепа роликов позволит снизить дополнительное сопротивление движению, так как коэффициент сопротивления перемещению пачки по роликам составляет 0,020,05 (в зависимости от применяемых подшипников), то есть при нагрузке на коник 80 кН дополнительное сопротивление движению составит 1,64 кН.

На фиг.1 изображен коник автомобильного прицепа-роспуска или железнодорожного полусцепа, вид спереди; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.1.

Коник автомобильного прицепа-роспуска или железнодорожного полусцепа состоит из основания 1, стоек 2, прикрепленных к основанию 1 болтами 3, опор 4, прикрепленных к основанию 1 болтами 5, роликов 6, цапфы 7, которых установлены в подшипниках 8, расположенных в опорах 4, шкворня (на чертеже не показан).

Коник, оборудованный роликами 6, устанавливается на прицеп-роспуск при вывозке лесоматериалов автопоездами, или на полусцеп, который предназначен для размещения вершинной части пачки лесоматериалов, при вывозке железнодорожными составами. На шасси автомобиля и на полусцеп, предназначенный для размещения комлевой части пачки лесоматериалов, устанавливается коник без роликов 6, обеспечивающий устойчивость пачки лесоматериалов сдвигу в продольном направлении при движении на подъемах и спусках пути. Устойчивость пачки лесоматериалов в поперечном направлении и ее целостность обеспечиваются стойками 2, прикрепленными болтами 3 к основанию 1.

Коник автомобильного прицепа-роспуска или железнодорожного полусцепа работает следующим образом. При входе подвижного состава на кривую пути, автомобиль и прицеп-роспуск или полусцепы вагона-сцепа поворачивают в сторону центра кривой относительно оси буксирного прибора автомобиля или ударно-сцепного устройства вагона-сцепа. При этом коники, на которых расположена пачка лесоматериалов, приближаются друг к другу, комлевая часть пачки лесоматериалов, уложенная на коник без роликов 6, и опирающаяся непосредственно на основание 1, имеет сопротивление перемещению пачки относительно коника в 820 раз больше, чем вершинная часть пачки лесоматериалов, уложенная на коник, оборудованный роликами 6, и опирающаяся на ролики 6. Таким образом, коник без роликов 6 не будет смещаться относительно пачки лесоматериалов, а коник, оборудованный роликами 6, смещается относительно пачки лесоматериалов по направлению движения, при этом ролики 6 под действием силы трения со стороны пачки лесоматериалов приводятся во вращательное движение, обеспечивающееся вращением цапф 7 в подшипниках 8.

При выходе подвижного состава с кривой пути, автомобиль и прицеп-роспуск или полусцепы вагона-сцепа поворачивают от центра кривой относительно оси буксирного прибора автомобиля или ударно-сцепного устройства вагона-сцепа. При этом коники, на которых расположена пачка лесоматериалов, удаляются друг от друга, и коник, оборудованный роликами 6, смещается относительно палки лесоматериалов в сторону противоположную направлению движения, при этом ролики 6 под действием силы трения со стороны пачки лесоматериалов приводятся во вращательное движение, обеспечивающееся вращением цапф 7 в подшипниках 8.

Устойчивость подшипников 8 обеспечивается опорами 4, прикрепленными болтами 5 к основанию 1.

Применение коников, оборудованных роликами 6, на автомобильных прицепах-роспусках или железнодорожных полусцепах, позволит снизить энергозатраты на вывозку лесоматериалов и уменьшить износ шарнирных соединений коников с рамами автомобильных прицепов-роспусков и хребтовыми балками железнодорожных полусцепов.

Коник автомобильного прицепа-роспуска или железнодорожного полусцепа, включающий основание, которое при помощи шкворня шарнирно закреплено на раме автомобильного прицепа-роспуска или хребтовой балке железнодорожного полусцепа, стойки, расположенные по концам основания и соединенные с ним шарнирно, отличающийся тем, что на основании между стойками установлены ролики.



 

Наверх