Осевой газостатический подшипник

 

Полезная модель относится к общему машиностроению и может быть использовано при конструировании упорных подшипников турбомашин и корпусов сжатия. Осевой газостатический подшипник содержит корпус в виде кольцевой обоймы, соединенный и уплотненный с упорным кольцом, сопрягающимся с опорной поверхностью упорного гребня ротора, в средней части обоймы со стороны стыка с упорным кольцом выполнена кольцевая камера, сообщающаяся с отверстием в обойме для подачи рабочего газа, а на опорной поверхности упорного кольца со стороны упорного гребня выполнены канавки, соединенные с кольцевой камерой питательными каналами, при этом канавки на опорной поверхности упорного кольца пересекаются друг с другом с образованием сетки, каждая из канавок наклонена под острым углом относительно радиального направления. Все канавки соединены со сбеговыми кольцевыми канавками, выполненными соответственно вдоль наружного и внутреннего краев его опорной поверхности. Техническим результатом полезной модели является устранение недостатков, возникающих при работе существующих осевых газостатических подшипников, а также увеличение срока его службы.

Полезная модель относится к общему машиностроению и может быть использована при конструировании упорных подшипников турбомашин и корпусов сжатия.

Известно, что одним из перспективных направлений в создании подшипников для турбомашин являются устройства с применением газовой смазки, см., например, книгу В.А.Максимов. Газовая смазка:перспективы применения в турбомашиностроении. Казань: ЗАО «НИИтурбокомпрессор им. В.Б.Шнеппа», г.Казань, 2002 г.УДК62-135/-136-233.2-72. В книге достаточно широко освещены вопросы использования газовой смазки в различных областях машиностроения на работающих машинах, приведены сведения по основным типам и конструкциям газовых опор, приведены результаты экспериментальных исследований газовых подшипников применительно к центробежным компрессорам.

Есть достаточно подробные указания для конструирования подшипников, в частности указывается о необходимости наличия питательных отверстий, через которые сжатый рабочий газ поступает в зазор между ротором и опорой. Раскрыт механизм работы газовых опор и приведены конструктивные схемы газостатических опор, показаны основные конструкции осевых газостатических подшипников.

Наиболее близким аналогом является осевой газостатический подшипник, содержащий корпус в виде обоймы, соединенный и уплотненный с упорным кольцом, сопрягающимся с опорной поверхностью упорного гребня ротора, в средней части обоймы со стороны стыка с упорным кольцом выполнена кольцевая камера, сообщающаяся с отверстием в обойме для подачи рабочего газа. Рабочий газ через питательные каналы, выполненные в упорном кольце подается в зазор между упорным гребнем и упорным кольцом (см. вышеупомянутую книгу В.А.Максимов «газовая смазка: перспективы применения в турбомашиностроении», рис.3.7 «ж» на стр.91).

В упомянутой книге указано также, что все типы опор могут иметь на рабочих поверхностях различные дополнительные геометрические элементы, способствующие улучшению их характеристик (несущей способности, устойчивости), например, расточки, канавки, карманы, фигурные пазы и камеры, однако конкретных указаний их расположения и конструкции не приводится. Газостатические подшипники работают по принципу принудительного поступления газа в зазор между двумя поверхностями - опорой и вращающимся ротором, при этом поверхности оказываются разделенными упругим газовым слоем, внутри которого образуется избыточное давление, при этом возникает подъемная сила, удерживающая ротор в осевом направлении и исключается контакт с упорным гребнем.

Чтобы обеспечить газовую смазку, необходимо подавать рабочий газ в зазор между движущимися поверхностями путем дросселирования через отверстия или щели. В известном устройстве подача газа осуществляется посредством питательных каналов, где происходит частичное преобразование его энергии из потенциальной в кинетическую. Рабочий газ на выходе из канала встречает препятствие в виде поверхности упорного гребня и резко меняет направление своего движения на 90°, отдавая при этом ему часть своей энергии в виде импульса давления упорному гребню, создавая осевую силу.

Недостатком данного устройства является: отсутствие возможности самоустановки подшипника при перекосах упорного гребня; достаточно быстрое засорение питательных каналов из-за сравнительно малой ее ширины; наличие сравнительно узкой зоны повышенного давления на выходе из питательных каналов, что вызывает необходимость предусматривать большое количество щелей для обеспечения требуемой подъемной силы, способной удерживать вал ротора в подвешенном состоянии.

Техническим результатом полезной модели является устранение перечисленных недостатков и, как следствие, увеличение срока службы подшипника.

Технический результат достигается благодаря тому, что осевой газостатический подшипник содержит корпус в виде кольцевой обоймы, соединенный и уплотненный с упорным кольцом, сопрягающимся с опорной поверхностью упорного гребня ротора, в средней части обоймы со стороны стыка с упорным кольцом выполнена кольцевая камера, сообщающаяся с отверстием в обойме для подачи рабочего газа, а на опорной поверхности упорного кольца со стороны упорного гребня выполнены канавки, соединенные с кольцевой камерой питательными каналами, при этом канавки на опорной поверхности упорного кольца пересекаются друг с другом с образованием сетки, каждая из канавок наклонена под острым углом относительно радиального направления.

Кроме того, все канавки могут быть соединены со сбеговыми кольцевыми канавками, выполненными соответственно вдоль наружного и внутреннего краев его опорной поверхности.

Кроме того, питательные каналы, подводящие рабочий газ к канавкам, могут быть расположены в средней части опоры.

Полезная модель поясняется чертежами, представленными на фиг.1-3.

На фиг.1 показан предлагаемый газостатический подшипник, продольный разрез;

На фиг.2 - то же, разрез А-А на фиг.1;

На фиг.3 показан участок опорной поверхности упорного кольца с пересекающимися канавками, вынос Б на фиг.2.

Осевой газостатический подшипник содержит корпус 1 в виде кольцевой обоймы, соединенный и уплотненный с упорным кольцом 2, сопрягающимся с опорной поверхностью упорного гребня ротора 3. В средней части корпуса 1 со стороны стыка с упорным кольцом 2 выполнена кольцевая камера 4, сообщающаяся с отверстием 5, выполненном в корпусе 1, служащем для подачи рабочего газа (фиг.1).

На опорной поверхности упорного кольца 2 со стороны упорного гребня ротора 3 выполнены канавки 6 и 7, соединенные с кольцевой камерой 4 посредством питательных каналов 8. Канавки 6 и 7 на опорной поверхности упорного кольца 2 пересекаются между собой с образованием сетки (фиг.3). Каждая канавка 6 и 7 наклонена под острым углом а относительного радиального направления, при этом все канавки соединены со сбеговыми кольцевыми канавками 9 и 10, выполненными соответственно вдоль наружного и внутреннего краев опорной поверхности упорного кольца 2. Питательные каналы 8, подводящие рабочий газ к канавкам 6 и 7, расположены в средней части упорного кольца 2.

Осевой газостатический подшипник работает следующим образом.

Перед пуском компрессора рабочий газ через отверстия 5 в корпусе 1 подают в кольцевую камеру 4, откуда он через питательные каналы 8 поступает в канавки 6 и 7, устремляясь к периферии упорного кольца 2, при этом газ проходит извилистый зигзагообразный путь (фиг.3), меняя направление движения при каждом пересечении соответствующей канавки 6 или 7. Далее газ, теряя при пересечении канавок 6 и 7 свою кинетическую энергию, попадает в замкнутые канавки 9 и 10.

В предлагаемом устройстве рабочий газ дросселируется в системе пересекающихся канавок 6 и 7, образующих густую сетку, т.е. лабиринт для поступающего в него газа. Это позволяет выполнить питательные каналы 8 более широкими и располагать их между собой значительно реже, что позволяет исключить их засорение механическими частицами при работе. Рабочий газ, проходя через густую сетку канавок 6 и 7 к периферии опоры, теряет свою кинетическую энергию, преобразующуюся в энергию давления, равномерно распределенную по всей поверхности кольцевой втулки, что, несомненно, улучшает условия для образования упругой газовой прослойки между упорным гребнем и опорной поверхностью упорного кольца 2 и повышает ее осевую силу. Наличие сбеговых кольцевых канавок 9 и 10 позволяет отсечь утечку рабочего газа за пределы опорной поверхности упорного кольца 2, уменьшая его потери.

1. Осевой газостатический подшипник, содержащий корпус в виде кольцевой обоймы, соединенный и уплотненный с упорным кольцом, сопрягающимся с опорной поверхностью упорного гребня ротора, в средней части обоймы со стороны стыка с упорным кольцом выполнена кольцевая камера, сообщающаяся с отверстием в обойме для подачи рабочего газа, а на опорной поверхности упорного кольца со стороны упорного гребня ротора выполнены канавки, соединенные с кольцевой камерой питательными каналами, отличающийся тем, что канавки на опорной поверхности упорного кольца пересекаются друг с другом с образованием сетки, каждая из канавок наклонена под острым углом относительно радиального направления.

2. Подшипник по п.1, отличающийся тем, что все канавки соединены со сбеговыми кольцевыми канавками, выполненными соответственно вдоль наружного и внутреннего краев опорной поверхности упорного кольца.

3. Подшипник по п.1, отличающийся тем, что питательные каналы, подводящие рабочий газ к канавкам, расположены в средней части упорного кольца.



 

Похожие патенты:

Техническим результатом предложенного устройства рабочего колеса центробежного насоса является увеличение срока службы

Техническим результатом является расширение функциональных возможностей по размещению распространяемого контента за счет автоматического распределения контента посредством модулей управления распространяемым контентом
Наверх