Полезная модель рф 100025
Сиденье автомобиля, содержащее горизонтальную часть, спинку, установленные с возможностью регулирования и расположенные под каркасом горизонтальной части труба с пиротехническим устройством и подушка безопасности, при этом сиденье устроено с возможностью поворота относительно оси, соединяющей горизонтальную часть сиденья и спинку. Использование данной полезной модели позволяет обезопасить жизненно важные органы человека от соприкосновения с механизмами и деталями при лобовом столкновении автомобиля с препятствием, что снижает степень травматизма водителя и пассажиров.
Полезная модель относится к области транспортной техники и касается защиты водителя, а также пассажиров при лобовом столкновении.
Известны сиденья, которые изменяют свое положение при больших замедлениях автомобиля [Афанасьев Л.Л. Конструктивная безопасность автомобилей: Учебное пособие для студентов вузов по специальности «Организация дорожного движения» Афанасьев Л.Л., Дьяков А.Б., Иларионов В.А. - Машиностроение. М.: 1983. - 212 с.; с.176]. Недостатком этих сидений является большое число сопряженных деталей, что увеличивает инерционность и приводит к определенному запаздыванию перемещения конструкций.
За прототип взято механическое устройство для уменьшения повреждения груди [Taoka Yoshifumi (Daihatsu Motor Co., Ltg. Vehicle Research & Development Div, 2-1-1 Motozono, Jkeda - shi, Osaka, Japan) Nihon kikai gakkai ronlunshu. C=Trans. The Japan Sosiety of Mechanical Engineers. C. 2006.72. 715. с.141
146], которое при лобовом столкновении изменяет положение сиденья. Для этого под подушкой сиденья установлены труба, торсионная пружина, инерционная масса. При столкновении осуществляется перемещение деталей и нижняя часть сиденья поднимается вверх.
Недостатком этого устройства является его перемещение вверх при столкновении, из-за чего необходимо при конструировании транспортного средства предусматривать увеличение безопасной высоты кабины. Это приводит к увеличению габаритных размеров, что отрицательно отражается на аэродинамических характеристиках.
Техническим результатом заявляемой полезной модели является повышение защиты водителя и пассажиров при лобовом столкновении.
Для этого сиденье может поворачиваться вокруг оси и его нижняя горизонтальная часть перемещается вверх, а спинка опускается вниз. Под нижней горизонтальной частью установлено пиротехническое устройство, расположенное во внутренней полости трубы, имеющей продольный разрез.
Сущность технического решения показана на чертежах: на фиг.1 приведен вид сиденья в рабочем положении при эксплуатации автомобиля, на фиг.2 - положение сиденья при срабатывании пиротехнического средства в момент лобового столкновения автомобиля с препятствием.
Сиденье 1 опирается на ось 2 опоры 3, которая жестко соединена с рамой автомобиля. Рабочую установку сиденья обеспечивает регулирующая винтовая стойка 4, а фиксацию сиденья, чтобы исключить произвольное отклонение, обеспечивает подвижная регулирующаяся запирающая накидная панель 5, расположенная вдоль сиденья. Рабочий профиль панели 5 выполнен таким образом, чтобы обеспечить жесткое накидное соединение с соответствующим профилем каркаса нижней горизонтальной части сиденья 1. Труба 6 с пиротехническим средством 7 располагается в пространстве между установочной стойкой 4 и накидной панелью 5, причем прорезь трубы должна быть направлена в зону фиксации панели 5 и каркаса горизонтальной части сиденья 1. К прорези трубы 6 прилегает сложенная подушка безопасности 8.
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
В момент лобового столкновения автомобиля с препятствием, датчик блока управления (на фиг. не показан) подает сигнал включения пиротехническому средству 7. Это приводит к возникновению взрывной газовой волны, которая наполнит подушку безопасности 8. Рабочий объем подушки 8 воздействует одновременно на накидную панель 5 и каркас нижней горизонтальной части сиденья 1. Произойдет их рассоединение и сиденье 1 повернется на оси 2 опоры 3.
Направление поворота будет происходить таким образом, чтобы нижняя часть сиденья переместилась вверх, а спинка опустилась.
Это позволит обезопасить жизненно важные органы человека от соприкосновения с механизмами и деталями автомобиля при лобовом столкновении, что снизит степень травматизма водителя и пассажира.
Сиденье автомобиля, содержащее горизонтальную часть и спинку, установленные с возможностью регулирования, и трубу, расположенную по ширине сиденья, отличающееся тем, что сиденье устроено с возможностью поворота относительно оси опоры, соединяющей горизонтальную часть сиденья и спинку, и жестко соединенной с рамой автомобиля, фиксацию сиденья обеспечивает накидная панель, расположенная вдоль сидения и обеспечивающая жесткое накидное соединение с соответствующим профилем каркаса нижней горизонтальной части сиденья, при этом под каркасом горизонтальной части сиденья установлено пиротехническое средство, расположенное во внутренней полости трубы, имеющей продольный разрез, к которому прилегает подушка безопасности, причем разрез трубы должен быть направлен в зону фиксации накидной панели и каркаса горизонтальной части сидения, при этом сиденье снабжено датчиком блока управления, который подает сигнал включения пиротехническому средству в момент лобового столкновения.