Ротор необмотанный электрической машины

 

Ротор необмотанный электрической машины содержит вал 1, сердечник 2, собранный из листов из тонколистовой электротехнической стали с пазами для обмотки ротора, торцевые нажимные элементы выполнены из листов магнитопроводящего сердечника, предварительно собранных в пакеты 4, спрессованных и пропитанных клеящим компаундом на основе эпоксидных смол. Технический результат - уменьшение расхода материалов и трудозатрат на изготовление ротора. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Полезная модель относится к области электромашиностроения.

Широко известны роторы электрических машин, магнитопроводящие сердечники которых, набранные листами в виде колец из тонколистовой электротехнической стали с пазами в области наружного диаметра для обмотки ротора удерживаются в запрессованном состоянии на валу с использованием нажимных элементов в виде колец, радиальная высота которых в поперечном сечении кольца равна расстоянию от вала до дна пазов сердечника ротора, а для уменьшения «распушения» зубцовой зоны сердечника ротора в необходимых случаях дополнительно используют отдельные нажимные пальцы (см., например, А.Е.Алексеев «Конструкция электрических машин», ГЭИ, 1958 г., с.228, рис.7-2, с.231, рис.7-116).

Недостаток конструкции - невысокая надежность в случае применения в быстроходных электрических машинах большой мощности и большая трудоемкость изготовления.

Известен, принятый за прототип, ротор быстроходных электрических машин большой мощности, например, асинхронных двухполюсных двигателей мощностью до 5000-8000 кВт, где использованы массивные нажимные кольца с наружным диаметром, близким к диаметру сердечника ротора и с выфрезерованными пазами для обеспечения необходимой жесткости кольца на выкручивание, а зубцов кольца на изгиб, в том числе при верхних значениях рекомендуемых удельных давлений опрессовки сердечников роторов до 20 кг/см2 (см. авт. свидетельство RU 259993, Кл. 21 d1 54, МПК Н02К, 1969 г.).

Недостаток конструкции - значительный расход материалов и большие трудозатраты на механическую обработку нажимных колец.

Основная задача, которую решает предлагаемая полезная модель - уменьшение расхода материалов и трудозатрат на изготовление ротора необмотанного.

Технический результат достигнут тем, что в роторе необмотанном электрической машины, содержащим вал, магнитопроводящий сердечник из листов из тонколистовой электротехнической стали с пазами в области наружного диаметра для обмотки ротора, торцевые нажимные элементы и элементы осевого крепления спрессованного сердечника на валу, торцевые нажимные элементы выполнены из листов магнитопроводящего сердечника, предварительно собранных в пакеты, спрессованных и пропитанных клеящим компаундом на основе эпоксидных смол или из листов магнитопроводящего сердечника с увеличенными размерами пазов для обмотки ротора.

Предложенная конструкция поясняется чертежом, где показано продольное сечение ротора необмотанного электрической машины. На валу 1 собран магниторпроводящий сердечник 2, состоящий из листов, изготовленных в виде колец из тонколистовой электротехнической стали. При этом по длине 3 сердечник собран из отдельных листов, а торцевые нажимные пакеты 4 предварительно собраны из отдельных листов на оправке, спрессованы, пропитаны, например, компаундом на основе эпоксидных смол и запечены при необходимости. В запрессованном состоянии сердечник 2 удерживается на валу 1 в осевом направлении с одной стороны буртом 5 на валу 1, с другой - запорным кольцом 6, посаженным на вал 1, например, с гарантированным натягом.

Осевая длина (толщина) нажимных пакетов 4 определяется необходимой их жесткостью для обеспечения длительной работоспособности ротора в условиях эксплуатации.

В некоторых случаях, например, в роторах крупных асинхронных электродвигателей для тяжелых условий пусков или для большого количества пусков за срок службы, с целью исключения осевого воздействия стержней обмотки ротора на зубцовую зону пакетов 4, что может приводить к расслоению зубцов, торцевые нажимные пакеты 4 могут быть выполнены из листов сердечника ротора, размеры пазов в которых увеличены по сравнению с размерами пазов в листах на участке 3 сердечника ротора.

1. Ротор необмотанный электрической машины, содержащий вал, магнитопроводящий сердечник из листов из тонколистовой электротехнической стали с пазами в области наружного диаметра для обмотки ротора, торцевые нажимные элементы и элементы осевого крепления спрессованного сердечника на валу, отличающийся тем, что торцевые нажимные элементы выполнены из листов магнитопроводящего сердечника, предварительно собранных в пакеты, спрессованных и пропитанных клеящим компаундом на основе эпоксидных смол.

2. Ротор необмотанный электрической машины по п.1, отличающийся тем, что торцевые нажимные элементы выполнены из листов магнитопроводящего сердечника с увеличенными размерами пазов для обмотки ротора.



 

Наверх