Устройство для крепления деталей на консольных концах валов

 

Полезная модель относится к области общего машиностроения и может быть использована для закрепления на консольных концах валов деталей, таких как подшипники, шестерни, звездочки, шкивы и др.

Устройство для крепления детали на консольном конце вала содержит концевую шайбу, взаимодействующую с деталью, фиксирующую шайбу и болт, завинчиваемый в центральное резьбовое отверстие, выполненное на торце вала, При этом вал выполнен со шпонкой, а деталь - со шпоночным пазом. В концевой шайбе выполнена прорезь, а фиксирующая шайба выполнена с отгибаемым хвостовиком, с возможностью его одновременного размещения в прорези концевой шайбы и в шпоночном пазу детали, и с отгибаемым участком, взаимодействующим с болтом, предотвращая его вывинчивание из резьбового отверстия вала.

Технический результат заявленного решения заключается в упрощении конструкции устройства. 2 д, п. ф-лы, 6 ил.

Полезная модель относится к области общего машиностроения и может быть использована для закрепления на консольных концах валов деталей, таких как подшипники, шестерни, звездочки, шкивы и др.

Известны устройства для закрепления деталей на консольных концах валов, содержащие концевую шайбу, наружный диаметр которой превышает диаметр вала. С помощью болтов, проходящих через отверстия в шайбах и заворачиваемых в вал с торца, шайбы препятствуют сходу детали с вала.

Известно также устройство, в котором крепление детали к валу обеспечивается концевой шайбой при помощи одного болта, который фиксируется от отвинчивания относительно концевой шайбы с помощью отгибной фиксирующей шайбы, а концевая шайба фиксируется штифтом, смещенным от ее центра и от центра вала (см. В.И.Анурьев, Справочник конструктора-машиностроителя, изд. 8-е, Москва, Машиностроение, 2001 г., стр. 713 (ГОСТ 14734-69). Это устройство принято заявителем за прототип.

Недостатком прототипа является сложность конструкции.

Технический результат заявленного решения заключается в упрощении конструкции устройства.

Указанный технический результат - упрощение конструкции - достигается за счет того, что в устройстве для крепления детали на конце вала, содержащем концевую шайбу, взаимодействующую с деталью, фиксирующую шайбу и болт, завинчиваемый в центральное резьбовое отверстие, выполненное на торце вала, последний выполнен со шпонкой, а деталь - со шпоночным пазом, при этом в концевой шайбе выполнена прорезь, а фиксирующая шайба выполнена с отгибаемым хвостовиком, с возможностью его одновременного размещения в прорези концевой шайбы и в шпоночном пазу детали, и с отгибаемым радиальным участком, взаимодействующим с болтом, предотвращая его вывинчивание из резьбового отверстия вала.

Ширина хвостовика меньше ширины прорези концевой шайбы и меньше ширины шпоночного паза детали, а расстояние от оси концевой шайбы до кромки прорези соразмерно с радиусом вала.

Заявленная полезная модель поясняется чертежами, где:

на фиг.1 изображено устройство в разрезе, вид сбоку;

на фиг.2 - вид А на фиг.1;

на фиг.3 - концевая шайба с прямоугольной прорезью;

на фиг.4 - концевая шайба с радиальной прорезью;

на фиг.5 - концевая шайба с отверстием под фиксирующую шайбу;

на фиг.6 - фиксирующая шайба.

Устройство содержит вал 1 со шпонкой 2 для крепления деталей 3, выполненных со шпоночным пазом 4. На торце вала 1 выполнено резьбовое отверстие 5. Устройство содержит также концевую шайбу 6, фиксирующую шайбу 7 и болт 8, завинчиваемый в отверстие 5. Концевая шайба 6 имеет центральное отверстие 9 под болт 8 и прорезь 10 под фиксирующую шайбу 7. Концевая шайба 6 выполнена с возможностью взаимодействия с деталью 4 за счет того, что диаметр концевой шайбы 6 больше диаметра вала 1. Фиксирующая шайба 7 выполнена с отверстием 11 под болт 8 и с хвостовиком 12, ширина которого меньше ширины прорези 10 и меньше ширины шпоночного паза 4 детали 3. Фиксирующая шайба 7 выполнена с возможностью отгибания ее хвостовика 12 и сегментного участка 13 с возможностью размещения хвостовика 12 в прорези 10 и в пазу 4 детали 3, и с возможностью взаимодействия участка 13 с одной из граней головки болта 8, предотвращая его вывинчивание из резьбового отверстия 5. Прорезь 10 может быть открытой (фиг.3, 4) или замкнутой (фиг.5) Открытая прорезь может иметь разную форму, например, прямоугольную (фиг.3) или сферическую (фиг.4), что определяется технологическими возможностями производства. Замкнутая прорезь может быть выполнена в виде отверстия 14.

Монтаж устройства осуществляется следующим образом.

На вал 1 устанавливают деталь 3, размещая шпонку 2 в шпоночном отверстии 4. С помощью болта 8 прикрепляют концевую шайбу 6 и фиксирующую шайбу 7 к торцу вала 1, совмещая прорезь 10 со шпоночным пазом 4. Отгибают хвостовик 12 фиксирующей шайбы 7 и размещают его в прорези 10 ив шпоночном пазу 4. Затем отгибают участок 13 этой шайбы до взаимодействия с одной из граней головки болта 8, предотвращая таким образом его вывинчивание из резьбового отверстия 5.

Предлагаемая конструкция устройства для закрепления деталей на концах валов проста в изготовлении, не требует «лишних» деталей, имеет высокую механическую прочность, предусматривает возможность многократных разборок и сборок.

1. Устройство для крепления детали на консольном конце вала, содержащее концевую шайбу, взаимодействующую с деталью, фиксирующую шайбу и болт, завинчиваемый в центральное резьбовое отверстие, выполненное на торце вала, при этом вал выполнен со шпонкой, а деталь - со шпоночным пазом, в концевой шайбе выполнена прорезь, а фиксирующая шайба выполнена с отгибаемым хвостовиком с возможностью его одновременного размещения в прорези концевой шайбы и в шпоночном пазу детали, и с отгибаемым участком, взаимодействующим с болтом, предотвращая его вывинчивание из резьбового отверстия вала.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что ширина хвостовика меньше ширины прорези концевой шайбы и меньше ширины шпоночного паза детали.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что расстояние от оси концевой шайбы до кромки прорези соразмерно с радиусом вала.



 

Похожие патенты:

Декоративный молдинг на двери, лобовое стекло и окна автомобиля относится к области транспортного машиностроения, а именно к конструкциям крепежных средств. Узел крепления может быть использован для крепления молдинга на кузова транспортного средства.
Наверх