Самолет легкий многоцелевой як-58

 

Самолет в предпочтительном варианте является легким шестиместным самолетом, предназначенным для перевозки пассажиров. Самолет, содержит фюзеляж 7, низко расположенное крыло 3, несущее двухкилевое П-образное оперение, силовую установку с толкающим винтом. Крыло выполнено прямоугольной формы с постоянным профилем по всему размаху, с положительным углом поперечного V, геометрической круткой и обращенными вверх концевыми крылышками, кили двухкилевого П-образного оперения отклонены от вертикали в направлении центральной продольной оси, а несущие их балки 5 расположены на переменном расстоянии друг от друга, уменьшающемся в направлении килей, при этом ось вращения винта отклонена от горизонтали в направлении горизонтального оперения.

Самолет имеет высокие летно-технические характеристики, обеспечивающие ему широкое применение, перевозка людей, малых грузов, использование для решения специальных задач (перевозки больного, проведения геологической разведки и аэрофотосъемки местности; патрулирование лесов, газо- и нефтепроводов, линий электропередач; проведение экологических исследований биосферы).

Самолет в предпочтительном варианте является легким шестиместным самолетом, предназначенным для перевозки пассажиров.

Известен самолет, содержащий фюзеляж, низко расположенное крыло, несущее двухкилевое П-образное оперение, силовую установку с толкающим винтом (см. патент РФ 2087384 от 13.07.1993).

Недостатком известного самолета является сложность его конструкции, обусловленная выполнением его в виде триплана, ограниченные функциональные возможности, обусловленные недостаточной взлетной массой, малым запасом топлива, малой дальностью полета.

Технический результат, на достижение которого направлена полезная модель заключается в упрощении конструкции самолета и расширении его функциональных возможностей за счет повышения аэродинамических характеристик.

Указанный технический результат достигается тем, что в самолете, содержащем фюзеляж, низко расположенное крыло, несущее двухкилевое П-образное оперение, силовую установку с толкающим винтом, крыло выполнено прямоугольной формы с постоянным профилем по всему размаху, с положительным углом поперечного V, геометрической круткой и обращенными вверх концевыми крылышками, кили двухкилевого П-образного оперения отклонены от вертикали в направлении центральной продольной оси, а несущие их балки расположены на переменном расстоянии друг от друга, уменьшающемся в направлении килей, при этом ось вращения винта отклонена от горизонтали в направлении горизонтального оперения.

Средняя аэродинамическая хорда крыла (САХ) равна 1,63 м.

Самолет может быть снабжен корневыми фиксированными предкрылками, которые со стороны крепления к фюзеляжу выступают за переднюю кромку крыла, а с противоположной стороны выполнены в виде надкрылков, не выступающих за переднюю кромку крыла.

Корневые фиксированные предкрылки целесообразно использовать в качестве топливных баков.

Сущность полезной модели поясняется чертежами.

На фиг.1 схематично показано расположение оборудования в самолете; на фиг.2 - вид самолета сбоку; на фиг.3 - вид самолета сверху; на фиг.4 - вид самолета спереди; на фиг.5 - изображение корневого фиксированного предкрылка.

На самолете установлен один поршневой, двигатель 1 с толкающим трехлопастным воздушным винтом 2. Конструкция планера в основном выполнена из алюминиевых сплавов; применяются также сталь, титан и другие авиационные материалы, соответствующие действующим стандартам и нормативам. Крыло 3 самолета прямоугольной формы, изготовлено с применением профиля, постоянного по всему размаху, имеет положительный угол поперечного V (+3), геометрическую крутку, оснащено элеронами и закрылками. Крыло самолета выполнено по однолонжеронной схеме с задней стенкой, работающей обшивкой и состоит из двух съемных консолей.

Крыло крепится к силовым шпангоутам фюзеляжа тремя стыковыми узлами.

В корневой части консолей расположены топливные отсеки и, дальше по размаху, ниша для уборки шасси 4. К верхней поверхности крыла крепятся хвостовые балки 5 П-образного оперения.

На каждой консоли крыла установлен закрылок и элерон и она имеет направленные вверх концевые крылышки 6.

Оперение самолета П-образное, свободнонесущее, состоит из вертикально и горизонтально замыкающих балок, выполненных заодно с хвостовыми балками 5, расходящимися в направлении фюзеляжа 7.

Горизонтальное оперение состоит из стабилизатора 8 и руля 9 высоты с триммером.

Вертикальное оперение состоит из двух неподвижных килей 10 и рулей направления 11. На руле высоты установлен управляемый триммер.

Киль состоит из двух частей: верхней, представляющей собой сам киль, и нижней, имеющей форму вынесенного вперед до передней кромки крыла пилона 12. Киль с пилоном жестко соединены, и представляют единую конструкцию.

Кили с пилонами крепятся к крылу тремя стыковыми узлами с наклоном друг к другу.

Фюзеляж 6 самолета представляет собой конструкцию типа полумонокок с несущей обшивкой, набором шпангоутов и продольных балок.

Конструктивно фюзеляж делится на нижнюю (подпольную) и верхнюю (надпольную) части. Основным материалом конструкции фюзеляжа является алюминиевые сплавы. Элементы силового набора крепления крыла и моторамы выполнены из стали. Основной вид соединений фюзеляжа - заклепочный шов и болтовой крепеж.

Нижняя часть фюзеляжа служит его основным силовым элементом. К ней крепятся крыло и передняя опора 13 шасси. Нижняя часть фюзеляжа представляет собой конструкцию типа кессон, замкнутый контур кессона образован зашивкой пола и обшивкой. В полу и на нижней обшивке фюзеляжа расположены люки подхода к трассам, оборудованию, расходному топливному баку. В нижней части фюзеляжа, между шпангоутами, расположена ниша передней опоры шасси. Верхняя часть фюзеляжа служит для размещения экипажа и пассажиров, ручного багажа, оборудования и крепления моторамы двигателя и конструктивно делится на носовой отсек, верхнюю и боковые панели. Все эти элементы состыкованы между собой и образуют замкнутый пространственный контур, соединяясь с нижней частью фюзеляжа по линии пола.

На нижней части фюзеляжа под силовой установкой закреплен кожух 14, образующий воздухозаборник, воздушный канал и выходное отверстие для воздуха.

Наклонное расположение оси вращения винта позволяет приблизить создаваемый винтом вектор тяги к центру тяжести самолета (вплоть до полного их совмещения), что позволяет снизить вероятность возникновения пикирующего и кабрирующего моментов и снижение летных характеристик самолета. Наклон винта также позволяет расположить горизонтальное оперение в потоке воздуха, создаваемого винтом, располагая горизонтальное оперение на оптимальной высоте.

Двухкилевое П-образное оперение имеет сужающуюся конструкцию в направлении потока воздуха, создаваемого воздушным винтом, что способствует его уплотнению и в зоне расположения управляющих поверхностей, а значит к повышению аэродинамических характеристик самолета.

Корневой фиксированный предкрылок 15 выполнен в конвергентной конфигурации, т.е. в своей части, закрепленной на бортовой поверхности фюзеляжа, он соответствует обычному фиксированному предкрылку, а в части вблизи другого конца - надкрылку, размещенному над носком крыла и не выступающему за границы его передней кромки.

Применение предлагаемой формы фиксированного предкрылка позволяет за счет ликвидации ранних срывов потока в корневых частях крыла повысить величину производной коэффициента подъемной силы по углу атаки в крейсерской и во взлетно-посадочной конфигурациях, увеличить линейность протекания зависимости Cy=() с соответствующим возрастанием максимальных значений коэффициента подъемной силы, увеличить аэродинамическое качество, с сохранением запаса продольной статической устойчивости. Внутренний объем предкрылков для повышения эффективности самолета может быть использован в качестве топливных баков.

1. Самолет, содержащий фюзеляж, низко расположенное крыло, несущее двухкилевое П-образное оперение, силовую установку с толкающим винтом, отличающийся тем, что крыло выполнено прямоугольной формы с постоянным профилем по всему размаху, с положительным углом поперечного V, геометрической круткой и обращенными вверх концевыми крылышками, кили двухкилевого П-образного оперения отклонены от вертикали в направлении центральной продольной оси, а несущие их балки расположены на переменном расстоянии друг от друга, уменьшающемся в направлении килей, при этом ось вращения винта отклонена от горизонтали в направлении горизонтального оперения.

2. Самолет по п.1, отличающийся тем, что средняя аэродинамическая хорда крыла (САХ) равна 1,63 м.

3. Самолет по п.1 или 2, отличающийся тем, что снабжен корневыми фиксированными предкрылками.

4. Самолет по п.3, отличающийся тем, что корневой фиксированный предкрылок со стороны крепления к фюзеляжу выступает за переднюю кромку крыла, а с противоположной стороны выполнен в виде надкрылка, не выступающего за переднюю кромку крыла.

5. Самолет по п.4, отличающийся тем, что корневые фиксированные предкрылки использованы в качестве топливных баков.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам борьбы с дистанционно пилотируемыми (беспилотными) летательными аппаратами (ДПЛА или БПЛА), а конкретно - к многоканальным оптико-электронным системам обнаружения и средствам уничтожения ДПЛА

Данная полезная модель относится к области авиационных систем и более точно касается малогабаритных беспилотных авиационных систем (БАС) самолетного типа, предназначенных для воздушного наблюдения и разведки и передачи информации, получаемой бортовыми датчиками летательного аппарата, на наземную станцию управления в реальном масштабе времени.

Полезная модель относится к авиационной технике, в частности к летательным аппаратам тяжелее воздуха. Преимущественная область применения предлагаемой полезной модели - пассажирские или военно-транспортные самолеты. Технический результат заключается в повышении аэродинамического качества самолета на крейсерских режимах полета, что позволит снизить расход топлива, например, дальнемагистрального самолета, и увеличении коэффициента подъемной силы самолета на режимах взлета и посадки, что позволит уменьшить скорости и дистанции взлета и посадки.
Наверх