Маслоуловитель турбогенератора

 

Полезная модель относится к области электротехники, а именно - к тяжелому электромашиностроению и касается особенностей конструктивного выполнению маслоуловителей турбогенератора. Сущность полезной модели состоит в том, что маслоуловитель турбогенератора имеет кольцевые канавки по внутреннему диаметру корпуса маслоуловителя для улавливания сбрасываемого вращающимся ротором масла. Они не гарантируют быстрый сброс и максимальную защиту изоляции обмотки статора от попадания масла. Чтобы обеспечить более быстрое отекание и большее улавливание масла, в нижней части маслоуловителя выполнена аксиальная канавка для сброса масла из кольцевых канавок в картер. Технический результат, достигаемый при использовании данной полезной модели, состоит в обеспечении уменьшения количества масла, попадающего внутрь (наружу) турбогенератора, увеличении надежности изоляции и долговечности обмотки статора.

Данное техническое решение относится к электромашиностроению.

Известен узел сопряжения маслоуловителя с валом электрической машины, содержащий корпус и сливную камеру (Титов В.В. и др. Турбогенераторы, Л., «Энергия», 1967, с 267-272).

Недостатком конструкции является недостаточное для сохранения надежности и долговечности обмотки улавливание смазки. Наличие на валу ротора маслосбрасывающего гребешка или канавки не обеспечивает полного сбрасывания масла в камеру маслоуловителя. Во время работы электрической машины масло из подшипника увлекается вращающимся валом и в виде тонкой пленки по валу и аэрозольной смеси масла с водородом по зазору между валом и маслоуловителем проникает во внутреннюю полость турбогенератора. Масло, попадая, на обмотку статора, разъедает ее изоляцию, чем уменьшает срок службы обмотки и надежность.

Известен узел соединения маслоуловителя с валом электрической машины, снабженный, по крайней мере, одной подпружиненной вставкой, сопряженной с поверхностью вала, вставка со стороны сопряжения с валом выполнена с напорными канавками, с гидравлическими каналами, посредством которых упомянутые канавки сообщаются со сливной камерой и со сливным коллектором, соединяющим гидравлические каналы. (А.С. СССР 764046, к. НО2К 5/12, з-ка 2626804/24-07 от 04.05.78, опубл. 15.09.80, Бюл. 34).

Недостатком данной конструкции является трудоемкость в изготовлении, сборке, а также недолговечность подпружинивания.

В основу полезной модели поставлена задача усовершенствования конструкции маслоуловителя турбогенератора таким образом, чтобы изменение конструкции маслоуловителя обеспечило уменьшение количества масла, попадающего внутрь (наружу) турбогенератора.

Поставленная задача решается тем, что в маслоуловителе (лабиринтном уплотнении) турбогенератора с кольцевыми канавками по внутреннему диаметру корпуса маслоуловителя для улавливания сбрасываемого вращающимся ротором масла, при этом нежелательно попадание масла внутрь (или наружу) турбогенератора в соответствии с полезной моделью, в нижней части маслоуловителя, выполнена аксиальная канавка для сброса масла из кольцевых канавок в картер.

Заявляемое устройство поясняется следующими чертежами, где: на фиг.1 изображена конструкция литых маслоуловителей турбогенераторов, на фиг.2 - конструкция сварных сборных маслоуловителей, на фиг.3 - сечение А-А, на котором показана канавка для сброса масла.

В обоих случаях масло 1, разбрасываемое под действием центробежных сил, создаваемых вращающимся валом ротора 2, попадает в кольцевые канавки маслоуловителей 3 и под действием сил тяжести стекает вниз к сливным отверстиям 4. При этом часть масла попадает внутрь (или наружу) турбогенератора, что является нежелательным.

С целью уменьшения количества масла, попадающего внутрь (наружу) турбогенератора, в нижней части маслоуловителей выполняется канавка 5 для сброса масла в картер.

Таким образом, данная полезная модель позволяет повысить надежность работы узла маслоулавливания турбогенератора, а следовательно - неразрушаемой оказывается изоляция, не разъедаемая маслом, а значит - долговечней и надежней обмотка статора, при этом гораздо более простым и дешевым техническим решением, нежели в указанном прототипе.

Маслоуловитель (лабиринтное уплотнение) турбогенератора с кольцевыми канавками по внутреннему диаметру корпуса маслоуловителя для улавливания сбрасываемого вращающимся ротором масла, при этом нежелательно попадание масла внутрь (или наружу) турбогенератора, отличающийся тем, что в нижней части маслоуловителя выполнена аксиальная канавка для сброса масла из кольцевых канавок в картер.



 

Наверх