Баллон металлический кольцевой для хранения газа под давлением

 

Техническая задача состоит в создании облегченной малогабаритной конструкции кольцевого газового баллона, с возможностью прикрепления к плавательным средствам, в котором можно установить штуцер быстрого срабатывания. Баллон металлический кольцевой для хранения газа под давлением, состоящий из сварной тонкостенной оболочки с отверстием и передающего устройства для закачивания и последующей передачи газа, прикрепленного к оболочке, в котором передающее устройство выполнено в виде штуцера быстрого срабатывания, содержащего корпус, прикрепленный к оболочке с помощью выступа и резьбового соединения с гайкой на цилиндрической проточке корпуса, продетого в отверстие оболочки, по обеим сторонам которой расположены наружная и внутренняя фигурные шайбы, сопряженные с оболочкой своей фигурной частью, кроме того, фигурные шайбы выполнены одной торцевой поверхностью в виде сопрягаемых поверхностей выпуклого или вогнутого сектора тора в кольцевом баллоне, а другой - плоской, при этом между фигурными шайбами и его оболочкой установлены тонкие эластичные высокопрочные прокладки, а резьбовое соединение заполнено герметиком, баллон после сборки обматывают и закрепляют прочной полиамидной пленкой. 1 н.п.ф. 3 з.п.ф. 3 илл.

Предлагаемое техническое решение относится к устройствам, предназначенным для хранения и использования сжатых газов повышенного давления. Емкости для хранения и использования сжатого газа разделяются: по форме исполнения, по виду использования, по средствам безопасности применения, по системам наполнения и выпуска газа, по конструкции крепления их при хранении.

Известна наиболее компактная сферообразная форма баллона, применяемого в стационарных условиях, например, в летательных аппаратах для хранения сжатого кислорода в случае разгерметизации кабины пилота или экипажа (Сферический сосуд высокого давления. Патент РФ 1635367, МПК7 B01J 3/06). Обычно такой баллон состоит из двух сваренных полусфер. Давление газа в таких емкостях может доходить до 50 МПа. Недостатком такой формы является неудобные габариты, которые нельзя использовать в условиях движения, например, в аквалангах.

Известна также самая распространенная цилиндрическая форма газовых баллонов, которые применяются, в первую очередь, для хранения и использования горючих газов в производстве, в быту, в ремонтных мастерских, как топливо в автомобилях и т.д. (Патент РФ 2334910, МПК7 F17C 1/00) Баллоны, выполненные из трубчатой заготовки, с закатанными горловиной и дном выдерживают также высокое давление до 30 МПа. Кроме горючих смесей такие баллоны используются также для хранения средств пожаротушения, в аквалангах с дыхательными смесями для дайверов, пожарников и космонавтов. В миниатюрных типоразмерах подобные баллончики применяются в сифонах, в пневмооружии, в целях самозащиты от нападения людей и собак и др.

Недостатком таких баллонов является их повышенная масса и излишний расход металла на определенное количество сжатого газа, так как приходится укреплять дополнительно торцы цилиндра, чтобы баллон не разрушился при высоком давлении.

За прототип принят крупногабаритный горообразный баллон, применяемый в автомобилях для хранения и использования альтернативного газообразного топлива. Такой баллон, состоящий из тонкостенной оболочки с отверстием и передающего устройства для закачивания и последующей передачи газа, прикрепленного к оболочке, выполнен для укладки его в нишу для хранения запасного автомобильного колеса и снабжен редуктором для постепенной передачи газа в двигатель (Патент РФ 2349830, МПК7 F17C 1/00). Однако такие баллоны не нашли широкого распространения в России из-за распоряжения ГАИ, об обязательном наличии запасного колеса у автомобиля, а при другом расположении газовых баллонов (например, на дне автомобиля) лучше использовать цилиндрические баллоны, сложенные в кассеты.

Недостатком такого баллона является невозможность использования такой его конструкции для малогабаритных форм, которые необходимы для применения в чрезвычайных условиях, когда газ баллона нужен для быстрого наполнения оболочек различных плавсредств, необходимых при авариях на различных морских сооружениях (самолеты, корабли, нефтяные вышки и др.).

Задачей предлагаемого технического решения является создание облегченной малогабаритной конструкции кольцевого газового баллона, с возможностью прикрепления к плавательным средствам, в котором можно установить штуцер быстрого срабатывания.

Задача достигается следующим образом:

В баллоне металлическом кольцевом для хранения газа под давлением, состоящим из сварной тонкостенной оболочки с отверстием и передающего устройства для закачивания и последующей передачи газа, прикрепленного к оболочке, - передающее устройство выполнено в виде штуцера быстрого срабатывания, содержащего корпус, прикрепленный к оболочке с помощью выступа и резьбового соединения с гайкой на цилиндрической проточке корпуса, продетого в отверстие оболочки, по обеим сторонам которой расположены наружная и внутренняя фигурные шайбы, сопряженные с оболочкой своей фигурной частью.

Причем в этом баллоне фигурные шайбы выполнены одной торцевой поверхностью в виде сопрягаемых поверхностей выпуклого или вогнутого сектора тора в кольцевом баллоне, а другой - плоской.

В этом же баллоне между фигурными шайбами и его оболочкой установлены тонкие эластичные высокопрочные прокладки.

Для пояснения описываемых объектов на фигуре 1 приведен металлический кольцевой баллон для хранения газа под давлением, а на фигуре 2 и 3 - фигурные шайбы соответственно вогнутая и выпуклая.

Пример реализации.

Предлагаемая конструкция малогабаритного баллона состоит из двух обечаек 1, сваренных между собой лазерной, плазменной или аргонодуговой сваркой по шву 2 с двух сторон кольца. В одной из обечаек 1 перед сваркой выполнено отверстие 3 для проточки 4 корпуса штуцера 5, на которую частично нанесена резьба. Перед сваркой, в отверстие 3 вставляется проточкой 4 корпус штуцера 5, на которую предварительно одета вогнутая фигурная шайба 6 (фиг.2) до ее упора плоской частью в выступ 7 корпуса штуцера 5. С другой стороны обечайки 1, на проточку 4 корпуса штуцера 5 одевается выпуклая фигурная шайба 8 (фиг.3), благодаря которой штуцер 5 прочно крепится к обечайке 1 гайкой 9, навинченной на резьбовую часть проточки 4. Герметичность баллона достигается плотным прилеганием фигурных шайб 6 и 8 к оболочке 1 баллона.

Для того чтобы прекратить утечку газа через соединения при неполном прилегании выступа штуцера 7 к плоской поверхности фигурной шайбы 6, между оболочкой 1 и фигурными шайбами 6 и 8 устанавливают тонкие эластичные высокопрочные прокладки, а резьбовое соединение заполняется герметиком.

Для защиты человека от случайного взрыва баллона его после сборки обматывают и закрепляют прочной полиамидной пленкой.

Работает он следующим образом. Через штуцер 5 с помощью шланга высокого давления в кольцевой баллон закачивается газ под давлением до 8 МПа в зависимости от выбранной толщины стенки его обечаек 1. После того как давление достигнет заданной величины, насос останавливается, давление в шланге падает до нуля. При этом под действием внутреннего давления газа в баллоне ниппельная часть штуцера 5 автоматически запирается и герметизирует емкость баллона под давлением. Таким образом, газ с заданным давлением в кольцевом баллоне 1 и штуцере 5 может храниться заданное время до проверки в нем давления. В экстренном случае ниппельная часть штуцера 5 отпирается и газ быстро заполняет необходимую емкость, например плавсредства.

Таким образом, кольцевой газовый баллон предназначен для закачки и безопасного хранения газа под высоким давлением, а затем быстрого освобождения его в наполняемую емкость.

Возможности горообразных баллонов, особенно малогабаритных, практически не изучены для использования в других сферах, кроме автомобильной, как, например, в аквалангах, в самозащите от нападения, для МЧС и т.д.

Разработанная конструкция кольцевого газового баллона зависит от дальнейшего его применения. На фигуре 1 показан разработанный проект кольцевого газового баллона, собранного со штуцером, который может быть применен для быстрого наполнения нейтральным газом (воздухом или азотом, а в некоторых случаях легким гелием) спасательных жилетов.

Другие типоразмеры таких баллонов могут использоваться для моментального наполнения более емких плавсредств, таких как, например, надувных плотов или лодок, в аварийных случаях для самолетов, пролетающих над водными поверхностями, для тонущих кораблей и яхт и др., в том числе и для спасателей МЧС. Сам баллон может служить и кольцом в жилете, за которое цепляется крюк для вытаскивания тонущего человека из воды на спасательный корабль, лодку или вертолет, что гораздо эффектнее, чем специальные петли, в которые трудно одеть крюк одной рукой или, например, в условиях значительного волнения океана.

Давление в указанных емкостях должно быть в пределах 0,1-0,15 МПа, что достаточно для того, чтобы удержать человека на поверхности воды при соответствующей емкости плавсредства. Соотношение объемов и давления в газовом баллоне и в выбранном плавсредстве определяется по закону Бойля-Мариотта.

1. Баллон металлический кольцевой для хранения газа под давлением, состоящий из сварной тонкостенной оболочки с отверстием и передающего устройства для закачивания и последующей отдачи газа, прикрепленного к оболочке, отличающийся тем, что передающее устройство выполнено в виде штуцера быстрого срабатывания, содержащего корпус, прикрепленный к оболочке с помощью выступа и резьбового соединения с гайкой на цилиндрической проточке корпуса, продетого в отверстие оболочки, по обеим сторонам которой расположены наружная и внутренняя фигурные шайбы, сопряженные с оболочкой своей фигурной частью.

2. Баллон по п.1, отличающийся тем, что фигурные шайбы выполнены одной торцевой поверхностью в виде сопрягаемых поверхностей выпуклого или вогнутого сектора тора в кольцевом баллоне, а другой - плоской.

3. Баллон по пп.1 и 2, отличающийся тем, что между фигурными шайбами и его оболочкой установлены тонкие эластичные высокопрочные прокладки.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к газоснабжению, в частности, к хранению и испарению сжиженного углеводородного газа (СУГ) и может быть использована в составе резервуарных установок для газоснабжения зданий, промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных потребителей

Полезная модель относится к области машиностроения, а именно к серийному и массовому производству баллонов высокого давления (до 19,6 МПа), используемых в различных отраслях народного хозяйства для хранения и транспортировки сжатых и сжиженных газов, хладонов в системах пожаротушения, в том числе для углекислотных огнетушителей.

Полезная модель относится области криогенной техники, а именно к специальным транспортным средствам для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) по автомобильным дорогам и железнодорожным путям

Полезная модель относится к газовой технике, преимущественно к бытовым газовым баллонам со сжиженным газом, а именно к взрывобезопасным газовым баллонам
Наверх