Транслятор механизма переключения передач (4 варианта)

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности, к автомобильным коробкам передач с механическим приводом управления. Технический результат заключается в создании конструкции транслятора механизма переключения передач, обладающего достаточной прочностью и надежностью, долговечностью при эксплуатации, меньшей трудоемкостью изготовления. Транслятор механизма переключения передач содержит ось (3, 4), корпус-хомут (1) и корпус-вилку (2), установленные на оси (3, 4), с прижимным элементом. Ось (3, 4) одним концом запрессовывается в корпус-хомут (1) неподвижно. Другим концом ось (3, 4) установлена на подшипниковых опорах (5) в отверстии корпуса-вилки (2) с возможностью вращения относительно корпуса-хомута (1). В вариантах 1, 2 ось (3) выполнена цельной, а в вариантах 3, 4, ось (4) выполнена из трубы с наружным буртиком (11). В корпусе-хомуте (1) выполнено шлицевое отверстие (12) и разрез (13) вдоль этого отверстия. В шлицевое отверстие устанавливается вал переключения передач, который закрепляется с помощью болта (14) и гайки (15). Корпус-вилка (2) выполнен с проушинами (16) и с лапкой (17). Разрезная часть корпуса-хомута (1) с болтовым креплением располагается с левой (варианты 1, 3) или с правой (варианты 2, 4) стороны относительно лапки (17) корпуса-вилки (2). Болтовое крепление выполнено с фиксирующим элементом (18) в виде прорези под головку болта. Подшипниковые опоры (5) выполнены в виде втулок из антифрикционного материала. Транслятор механизма переключения передач имеет специальное покрытие для защиты от коррозии. 4 н.п., 8 з.п. ф-лы, 7 ил.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности, к дистанционному управлению автомобильными коробками передач с механическим приводом управления и может быть использована в механизме переключения коробки передач.

Известен транслятор тросового привода механизма переключения передач, содержащий корпус-хомут со шлицевым отверстием для соединения с валом переключения передач и корпус-вилку с проушинами для крепления приводных тросов и лапкой с отверстием для соединения с реактивной тягой, корпус-хомут закреплен на консольной части оси, установленной на подшипниковых опорах в отверстии корпуса-вилки, причем лапка выполнена у торца корпуса-вилки, обращенного к корпусу-хомуту (см. патент RU 54121, МПК (2006.01) F16G 9/00, 2006 г.).

Наиболее близким к заявленному техническому решению (принятому в качестве прототипа) по совокупности существенных признаков является транслятор тросового привода механизма переключения передач, содержащий установленные на, выполненной цельной или из трубы, оси с прижимным элементом, выполненным в виде резьбовой пробки или резьбовой вставки, корпус-хомут со шлицевым отверстием и разрезом с болтовым креплением для соединения с валом переключения передач и корпус-вилку с проушинами, в которых выполнены отверстия для крепления приводных тросов, и лапкой с отверстиями для соединения с реактивной тягой, причем корпус-хомут закреплен неподвижно при помощи запрессовки на консольной части оси, установленной на подшипниковых опорах в отверстии корпуса-вилки, а разрезная часть корпуса-хомута с болтовым креплением ориентирована с левой или с правой стороны относительно лапки корпуса-вилки, которая выполнена с изгибом в месте ее сопряжения с проушинами, болтовое крепление выполнено с фиксирующим элементом под гайку или головку болта, кроме того диаметр оси составляет не менее 24 мм, а в лапке дополнительно выполнено фигурное отверстие (см. патент RU 85125, МПК (2006/01) В60К 20/02, 2009 г.).

Недостатком данной конструкции является то, что прижимной элемент корпуса-вилки к корпусу-хомуту в трансляторе не обладает достаточной прочностью и надежностью, в результате конструкция известного транслятора не долговечна.

Была поставлена задача создать конструкцию транслятора механизма переключения передач, обладающего достаточной прочностью и надежностью, долговечностью при эксплуатации и меньшей трудоемкостью изготовления.

Указанная задача решается тем, что в трансляторе механизма переключения передач, содержащем ось, установленные на оси с прижимным элементом корпус-хомут, выполненный со шлицевым отверстием и разрезом с болтовым креплением, закрепленный на консольной части оси неподвижно при помощи запрессовки, и корпус-вилку с проушинами и лапкой, причем ось установлена на выполненных в виде втулок подшипниковых опорах в отверстии корпуса-вилки, а разрезная часть корпуса-хомута с болтовым креплением ориентирована с левой или с правой стороны относительно лапки корпуса-вилки, болтовое крепление выполнено с фиксирующим элементом под головку болта, ось имеет глухое отверстие с внутренней резьбой с открытого торца (варианты 1, 2), или выполнена из трубы (варианты 3, 4), на ее наружной поверхности выполнены два цилиндрических пояска с винтовыми канавками (варианты 1, 2, 3, 4), прижимной элемент выполнен в виде винтовой пробки с опорным фланцем и стопорного винта, закрытые заглушкой (варианты 1, 2), или в виде наружного буртика на оси (варианты 3, 4), причем винтовая пробка в хвостовой части имеет радиальные разрезы и внутреннюю коническую поверхность, контактирующую с наружной конической поверхностью хвостовой части стопорного винта, винтовая пробка и стопорный винт выполнены с торцевыми шлицами (варианты 1, 2), во всех вариантах подшипниковые опоры выполнены из антифрикционного материала.

В заявляемом трансляторе механизма переключения передач новыми признаками являются то, что ось имеет глухое отверстие с внутренней резьбой с открытого торца (варианты 1, 2), на ее наружной поверхности выполнены два цилиндрических пояска с винтовыми канавками (варианты 1, 2, 3, 4), прижимной элемент выполнен в виде винтовой пробки с опорным фланцем и стопорного винта, закрытые заглушкой (варианты 1, 2), или в виде наружного буртика на оси (варианты 3, 4), причем винтовая пробка в хвостовой части имеет радиальные разрезы и внутреннюю коническую поверхность, контактирующую с наружной конической поверхностью хвостовой части стопорного винта, винтовая пробка и стопорный винт выполнены с торцевыми шлицами (варианты 1, 2), во всех вариантах подшипниковые опоры выполнены из антифрикционного материала.

Анализ известных технических решений, проведенный по научно-технической и патентной документации, показал, что совокупность существенных признаков заявляемого технического решения не известна из уровня техники, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности полезной модели - «новизна».

Заявляемая полезная модель иллюстрируется на чертежах:

Фиг.1 - транслятор механизма переключения передач в разрезе, вариант 1, вид сбоку.

Фиг.2 - транслятор механизма переключения передач в разрезе, вариант 2, вид сбоку.

Фиг.3 - вид А на фиг.1 в увеличенном масштабе.

Фиг.4 - транслятор механизма переключения передач в разрезе, вариант 3, вид сбоку.

Фиг.5 - транслятор механизма переключения передач в разрезе, вариант 4, вид сбоку.

Фиг.6 - транслятор механизма переключения передач, варианты 1, 3, вид сверху.

Фиг.7 - транслятор механизма переключения передач, варианты 2, 4, вид сверху.

Транслятор механизма переключения передач содержит, выполненные из металла, корпус-хомут 1 и корпус-вилку 2, установленные на оси 3 (варианты 1, 2), на оси 4 (варианты 3, 4). Оси 3, 4 верхней консольной частью запрессовываются в корпус-хомут 1 так, что корпус-хомут 1 располагается на осях 3, 4 неподвижно. Нижней частью оси 3, 4 установлены на подшипниковых опорах 5, выполненных в виде втулок, в отверстии корпуса-вилки 2 так, что корпус-вилка 2 имеет возможность вращения относительно корпуса-хомута 1. Ось 3, выполненная цельной, имеет глухое отверстие с внутренней резьбой с открытого торца (варианты 1, 2), прижим корпуса-вилки 2 к корпусу-хомуту 1 в вариантах 1, 2 осуществляется винтовой пробкой 6 с опорным фланцем и стопорным винтом 7, закрытые заглушкой 8. Винтовая пробка 6 в хвостовой части имеет радиальные разрезы 9 и внутреннюю коническую поверхность 10, контактирующую с наружной конической поверхностью хвостовой части стопорного винта 7. Винтовая пробка 6 и стопорный винт 7 выполнены с торцевыми шлицами под отвертку. При ввертывании стопорного винта 7 коническая поверхность его хвостовой части разжимает разрезную часть винтовой пробки 6, создавая натяг в резьбовом сопряжении ось 3 - винтовая пробка 6.

Прижим корпуса-вилки 2 к корпусу-хомуту 1 в вариантах 3, 4 осуществляется с помощью наружного буртика 11, выполненного на оси 4, причем ось 4 выполнена из трубы. В корпусе-хомуте 1 выполнено шлицевое отверстие 12 и разрез 13 вдоль (по образующей) этого отверстия. В шлицевое отверстие 12 устанавливается вал переключения передач, который закрепляется с помощью болта 14 и гайки 15. Корпус-вилка 2 выполнен с проушинами 16 и с лапкой 17. Разрезная часть корпуса-хомута 1 с болтовым креплением 14, 15 располагается с левой (варианты 1, 3) или с правой (варианты 2, 4) стороны относительно лапки 17 корпуса-вилки 2. Болтовое крепление 14, 15 во всех вариантах выполнено с фиксирующим элементом в виде прорези 18 в корпусе-хомуте 1 под головку болта 14. Подшипниковые опоры 5 выполнены в виде втулок из антифрикционного материала. Транслятор механизма переключения передач имеет специальное покрытие для защиты от коррозии.

Заявляемый транслятор механизма переключения передач обладает достаточной прочностью и надежностью, долговечностью при эксплуатации за счет выполнения в вариантах 1, 2 прижимного элемента корпуса-вилки к корпусу-хомуту в виде винтовой пробки и стопорного винта. Такая конструкция прижимного элемента обладает надежной фиксацией корпуса-вилки на оси за счет цангового зажима винтовой пробки и стопорного винта, которые позволяют производить сборку узла даже при больших допусках на линейные размеры оси и корпуса-вилки в любом положении винтовой пробки. В вариантах 3, 4 выполнением прижимного элемента в виде наружного буртика на оси и также запрессовкой оси в корпус-хомут достигается исключение дополнительных крепежных деталей, в результате уменьшается номенклатура деталей и снижается трудоемкость изготовления транслятора. Линейные размеры корпуса-вилки и оси выполнены с гарантированным зазором, исключающим возможность заклинивания при сборке.

Таким образом, достигается технический результат, заключающийся в повышении прочности и надежности, долговечности при эксплуатации, в снижении трудоемкости изготовления по сравнению с прототипом.

Заявляемый транслятор механизма переключения передач может быть изготовлен на стандартном оборудовании из известных материалов с использованием известных технологий, следовательно, он соответствует условию патентоспособности полезной модели «промышленная применимость».

1. Транслятор механизма переключения передач, содержащий ось, установленные на оси с прижимным элементом корпус-хомут, выполненный со шлицевым отверстием и разрезом с болтовым креплением, закрепленный на консольной части оси неподвижно при помощи запрессовки, и корпус-вилку с проушинами и лапкой, причем ось установлена на выполненных в виде втулок подшипниковых опорах в отверстии корпуса-вилки, а разрезная часть корпуса-хомута с болтовым креплением ориентирована с левой стороны относительно лапки корпуса-вилки, болтовое крепление выполнено с фиксирующим элементом под головку болта, отличающийся тем, что ось имеет глухое отверстие с внутренней резьбой с открытого торца, на ее наружной поверхности выполнены два цилиндрических пояска с винтовыми канавками, прижимной элемент выполнен в виде винтовой пробки с опорным фланцем и стопорного винта, закрытые заглушкой.

2. Транслятор механизма переключения передач по п.1, отличающийся тем, что винтовая пробка в хвостовой части имеет радиальные разрезы и внутреннюю коническую поверхность, контактирующую с наружной конической поверхностью хвостовой части стопорного винта.

3. Транслятор механизма переключения передач по п.1, отличающийся тем, что винтовая пробка и стопорный винт выполнены с торцевыми шлицами.

4. Транслятор механизма переключения передач по п.1, отличающийся тем, что подшипниковые опоры выполнены из антифрикционного материала.

5. Транслятор механизма переключения передач, содержащий ось, установленные на оси с прижимным элементом корпус-хомут, выполненный со шлицевым отверстием и разрезом с болтовым креплением, закрепленный на консольной части оси неподвижно при помощи запрессовки, и корпус-вилку с проушинами и лапкой, причем ось установлена на выполненных в виде втулок подшипниковых опорах в отверстии корпуса-вилки, а разрезная часть корпуса-хомута с болтовым креплением ориентирована с правой стороны относительно лапки корпуса-вилки, отличающийся тем, что ось имеет глухое отверстие с внутренней резьбой с открытого торца, на ее наружной поверхности выполнены два цилиндрических пояска с винтовыми канавками, прижимной элемент выполнен в виде винтовой пробки с опорным фланцем и стопорного винта, закрытые заглушкой, а болтовое крепление выполнено с фиксирующим элементом под головку болта.

6. Транслятор механизма переключения передач по п.5, отличающийся тем, что винтовая пробка в хвостовой части имеет радиальные разрезы и внутреннюю коническую поверхность, контактирующую с наружной конической поверхностью хвостовой части стопорного винта.

7. Транслятор механизма переключения передач по п.5, отличающийся тем, что винтовая пробка и стопорный винт выполнены с торцевыми шлицами.

8. Транслятор механизма переключения передач по п.5, отличающийся тем, что подшипниковые опоры выполнены из антифрикционного материала.

9. Транслятор механизма переключения передач, содержащий ось, выполненную из трубы, установленные на оси с прижимным элементом корпус-хомут, выполненный со шлицевым отверстием и разрезом с болтовым креплением, закрепленный на консольной части оси неподвижно при помощи запрессовки, и корпус-вилку с проушинами и лапкой, причем ось установлена на выполненных в виде втулок подшипниковых опорах в отверстии корпуса-вилки, а разрезная часть корпуса-хомута с болтовым креплением ориентирована с левой стороны относительно лапки корпуса-вилки, болтовое крепление выполнено с фиксирующим элементом под головку болта, отличающийся тем, что на наружной поверхности оси выполнены два цилиндрических пояска с винтовыми канавками, прижимной элемент выполнен в виде наружного буртика на оси.

10. Транслятор механизма переключения передач по п.9, отличающийся тем, что подшипниковые опоры выполнены из антифрикционного материала.

11. Транслятор механизма переключения передач, содержащий ось, выполненную из трубы, установленные на оси с прижимным элементом корпус-хомут, выполненный со шлицевым отверстием и разрезом с болтовым креплением, закрепленный на консольной части оси неподвижно при помощи запрессовки, и корпус-вилку с проушинами и лапкой, причем ось установлена на выполненных в виде втулок подшипниковых опорах в отверстии корпуса-вилки, а разрезная часть корпуса-хомута с болтовым креплением ориентирована с правой стороны относительно лапки корпуса-вилки, отличающийся тем, что на наружной поверхности оси выполнены два цилиндрических пояска с винтовыми канавками, прижимной элемент выполнен в виде наружного буртика на оси, а болтовое крепление выполнено с фиксирующим элементом под головку болта.

12. Транслятор механизма переключения передач по п.11, отличающийся тем, что подшипниковые опоры выполнены из антифрикционного материала.



 

Наверх