Автоматическая система пожаротушения в шкафах устройств сцб и связи на железнодорожном транспорте или метрополитене

 

Предложенное техническое решение относится к автоматическим системам пожаротушения, и используется для предупреждения и тушения возгораний в релейных шкафах (РШ, ШРУ, ШРУ-М), шкафах линий электропередач и связи устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) на железнодорожном транспорте или метрополитене. Автоматическая система пожаротушения в шкафах устройств СЦБ и связи на железнодорожном транспорте или метрополитене, характеризующаяся тем, что содержит, по меньшей мере, один генератор огнетушащего аэрозоля с электрическим пуском, который подключен к цепи электрического пуска при помощи термокабеля, состоящего из двух или трех проводников, и представляющий собой тепловой линейный пожарный извещатель. Техническим результатом, достигаемым предложенным решением, является повышение функциональной надежности и универсальность использования в любых релейных и других шкафах устройств СЦБ и связи на железнодорожном транспорте - расширение технических возможностей использования компактной и простой в монтаже и эксплуатации автоматической системы пожаротушения без дополнительных линий электропередач и связи.

Полезная модель относится к автоматическим системам пожаротушения, и используется для предупреждения и тушения возгораний в релейных шкафах (РШ, ШРУ, ШРУ-М), шкафах линий электропередач и связи устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) на железнодорожном транспорте.

Из уровня данного вида техники известна автоматическая система пожарной сигнализации и управления пожаротушением в подвижных транспортных средствах, описанная в патенте RU 39832, с приоритетом от 21.04.2004, которая содержит огнетушащие генераторы, связанные с блоком включения по сигналам с блока управления и сбора информации от линейных тепловых извещателей (датчиков температуры, выполненных в виде термокабелей с регулируемым порогом срабатывания), помещенных в защищаемых отсеках.

В качестве исполнительных огнетушащих генераторов в автоматической системе пожаротушения используются устройства, снабженные электровоспламенителем, инициирующим пиротехнический заряд, при горении которого генерируется аэрозоль ингибиторов горения, или содержащие огнетушащий порошок, распыляемый посредством аэратора от пиротехнического газогенератора, приводимого в действие от импульса электровоспламенителя (см., например, патент RU 2244579).

Известна система пожарной сигнализации и управления пожаротушением в транспортных средствах, включающая пожарный извещатель, средство пожаротушения, устройство управления, устройство сбора информации, устройство контроля неисправностей линий, а также состояний пожарного извещателя и средства пожаротушения, устройство светового сигнала и устройство звукового сигнала, и выполненная с возможностью перехода на ручной режим управления (см. патент RU 77786, с приоритетом от 29.05.2008 г.). Устройство сбора информации и устройство управления известной системы совмещены с возможностью выполнения функции микроконтроллера, который связан с каждым пожарным извещателем через устройство с функциями фильтра электромагнитных помех и контроля неисправности линий, с каждым средством пожаротушения через устройство управления их запуском, выполненное с возможностью обеспечения контроля состояния средства пожаротушения, а также связан с устройством светового сигнала и с устройством звукового сигнала. Система дополнительно снабжена источником бесперебойного питания, выполненного с возможностью трансляции напряжения питания на средства пожаротушения, а также на микроконтроллер через внутренний вторичный источник питания, при этом система выполнена с возможностью передачи сигнала не более чем по четырем каналам связи.

Известна система объемного пожаротушения с электрическим запуском, включающая устройство для распыления огнетушащего состава, связанное с узлом инициирования, которое связано с линейным тепловым извещателем, через генератор пилообразного напряжения с истоковым повторителем (патент RU 64915, с приоритетом от 06.03.2007).

Известные системы пожаротушения снабжены, необходимыми для работы дополнительными устройствами, такими как: датчиками возгорания, модулями возникновения и обработки электрического сигнала, кабелем передачи сигнала на огнетушитель и пост управления, инициатор огнетушителя. Дополнительные устройства и линии передачи делают такую систему сложной, что не позволяет локально подключать ее в различные необходимые места и устройства. Кроме этого, нарушение работы любого из устройств системы приведет к нарушению работы системы в целом.

Более простой и надежной является система объемного пожаротушения (патент RU 2081640, с приоритетом от 04.12.1992), которая состоит из устройства для распыления огнетушащего аэрозоля, связанного с устройством инициирования, и срабатывает от устройства, формирующего электрический сигнал на запуск.

Однако для практического использования описанная автоматическая система объемного пожаротушения не адаптирована для тушения и предупреждения возгораний в релейных и других шкафах устройств СЦБ и связи на железнодорожном транспорте.

Описанные конструкции автоматических систем пожаротушения имеют общие недостатки неудовлетворительной функциональной надежности: из-за отсутствия активного контроля работы системы и идентификации сигналов от тепловых извещателей, что может служить причиной отказов в работе или несанкционированных срабатываний, или ложных сигналов тревоги на постах управления, контролирующих работу устройств СЦБ; а также, из-за сложности конструкций (большое количество блоков и каналов связи, дополнительные источники питания) - это вызывает понижение надежности работы системы и трудности при ее монтаже и эксплуатации, что не оправдано при использовании подобных систем на железнодорожном транспорте, где требуется повышенная надежность.

Таким образом, задача настоящей полезной модели состоит в разработке автоматической системы пожаротушения в релейных и других шкафах устройств СЦБ и связи на железнодорожном транспорте без указанных недостатков.

Техническим результатом, достигаемым при решении данной задачи, является повышение функциональной надежности и универсальность использования в любых релейных и других шкафах устройств СЦБ и связи на железнодорожном транспорте - расширение технических возможностей использования компактной и простой в монтаже и эксплуатации автоматической системы пожаротушения (с ГОА с электрическим запуском согласно ГОСТ Р 51046-97; НПБ 60-97) без дополнительных линий электропередач и связи.

Данный технический результат достигается тем, что автоматическая система пожаротушения в шкафах устройств СЦБ и связи на железнодорожном транспорте или метрополитене, характеризующаяся тем, что содержит, по меньшей мере, один генератор огнетушащего аэрозоля с электрическим пуском, который подключен к цепи электрического пуска при помощи термокабеля, состоящего из двух или трех проводников, и представляющий собой тепловой линейный пожарный извещатель.

В предпочтительном варианте осуществления полезной модели, система дополнительно содержит датчик срабатывания, установленный на нагревающихся частях генератора огнетушащего аэрозоля.

В более предпочтительном варианте осуществления полезной модели, система содержит видео камеру, подключенную к одному из проводников термокабеля, которая при срабатывании системы посылает видеосигнал на пост управления.

Устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), а также линии связи имеют очень большое значение для организации железнодорожных перевозок, они обеспечивают безопасность движения, повышают пропускную способность магистралей, помогают скоординировать движение железнодорожных составов. Устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) включают в себя следующие виды аппаратуры: устройства автоматики и телемеханики, система путевой блокировки, централизация стрелок и сигналов, автоматическая регулировка движения поездов, автоматическая локомотивная сигнализация, диспетчерская централизация, устройства железнодорожных перегонов, станций, сортировочных горок и др.

Указанные устройства СЦБ присоединяют к источникам электропитания самостоятельной линией и устанавливают в релейных шкафах (РШ, ШРУ, ШРУ-М) аппаратуры.

Шкафы РШ, ШРУ, ШРУ-М, а также шкафы связи т другие представляет собой сборно-сварную металлическую конструкцию с двумя одностворчатыми дверями: передней и задней для доступа к приборам, амортизированный статив для размещения штепсельных реле и кабельного отсека.

Из-за скачков напряжения, внешних фактором (молнии, пожары и т.п.) релейные шкафы возгораются, что приводит к снижению безопасности движения на железнодорожном транспорте.

При возгорании в релейном шкафу, элементы известных систем пожаротушения могут быть повреждены огнем, что приводит к нарушению работы системы и снижению безопасности движения на железнодорожном транспорте.

Замена датчиков возгорания, устройств преобразования электрического сигнала, кабеля и др. на тепловой линейный пожарный извещатель позволяет системе работать без использования указанных элементов, что делает работу системы более надежной.

В шкафу установлен применяемый генератор огнетушащего аэрозоля, запускаемый от электрического сигнала, соединенный с тепловым линейным пожарным извещателем, выполненным в виде термокабеля, который включен в линию шкаф-пост управления, обеспечивая прямую подачу сигнала «Пожара или «Тревогам на пост.

Тепловой линейный пожарный извещатель представляет собой единый датчик непрерывного действия, состоящий из двух или трех стальных проводников, каждый из которых покрыт термопластичным материалом (RU 2283674, с приоритетом от 23.11.2004 г.; US 7326852, с приоритетом от 09.07.2004 г.).

Проводники скручены вместе для создания механического напряжения между ними и дополнительно покрыты внешней защитной оболочкой. Через термокабель постоянно проходит контрольный ток. При температуре срабатывания термопластичный материал продавливается из-за механической напряженности проводников и они замыкаются. Если термокабель состоит из трех проводников, то третий проводник может служить линией передачи на пост управления сигналов «Пожар» и «Тревога», а также видео изображения состояния возгорания в шкафу от оптической камеры.

Предлагаемая система состоит из, по меньшей мере, одного генератора огнетушащего аэрозоля, размещенного с таким расчетом, чтобы в каждой точке шкафа была создана необходимая тушащая концентрация аэрозоля, подключенному к термокабелю - извещателю пожара.

Дополнительно к генератору огнетушащего аэрозоля подключен датчик срабатывания (датчик критической температуры), который подтверждает сигналом на пост срабатывание генератора.

Для повышения точности работы системы и обработки сигналов «Пожар» и «Тревога» к одному из проводников термокабеля может быть подключена видео камера с осветителем.

Принцип работы: при возникновении пожара по сигналу, предаваемому по термокабелю и являющимся датчиком возгорания, генераторы находящиеся в шкафу, образуют аэрозоль и происходит тушение пожара в результате ингибирования химических процессов, обусловливающих развитие процесса горения. По сигналу, передаваемому через термокабель, на пост идет сигнал «Пожар» или «Тревога», а также видеосигнал состояния возгорания в шкафу.

1. Автоматическая система пожаротушения в шкафах устройств СЦБ и связи на железнодорожном транспорте или метрополитене, характеризующаяся тем, что содержит, по меньшей мере, один генератор огнетушащего аэрозоля с электрическим пуском, который подключен к цепи электрического пуска при помощи термокабеля, состоящего из двух или трех проводников, и представляющий собой тепловой линейный пожарный извещатель.

2. Автоматическая система пожаротушения по п.1, характеризующаяся тем, что дополнительно содержит датчик срабатывания, установленный на нагревающихся частях генератора огнетушащего аэрозоля.

3. Автоматическая система пожаротушения по п.1 или 2, характеризующаяся тем, что содержит видео камеру, подключенную к одному из проводников термокабеля, которая при срабатывании системы посылает видеосигнал на пост управления.



 

Похожие патенты:

В этом изобретение удалённое видеонаблюдение даёт технический результат, заключающийся в повышении уровня автономности по питанию, вандалозащищенностью и более широкими функциональным возможностями, достигается в устройстве, содержащем линейную часть, включающую первую и вторую видеокамеры и видеокамеру дальнего обзора и станционную часть.

Изобретение относится к огнезащитным покрытиям для электропроводных и трубопроводных коммуникаций, а также иных агрегатов, функционирующих в пожароопасных зонах

Полезная модель относится к устройствам для защиты от огня и высоких температур различных конструкций
Наверх