Шиберная задвижка

 

Полезная модель относится к трубопроводной арматуре и может быть использована на трубопроводах, емкостях и других средствах для герметичного перекрытия проходного сечения в качестве запорного устройства для оборудования газовой, нефтяной, химической и энергетической промышленности, а также на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства. Шиберная задвижка содержит корпус с проходным каналом, присоединительные фланцы, крышку, механический привод шибера с индикатором положения, и запорный узел. Запорный узел состоит из шибера и уплотнителя, при этом уплотнитель представляет собой цельнолитую деталь цилиндрической формы состоит из двух армированных эластичных манжет с рабочими поверхностями, выполнен с вертикальным вырезом прямоугольной формы для захода шибера. Каждая из манжет имеет по одному вертикальному штырю. Механизм привода шибера выполнен без применения выдвигаемого шпинделя с индикатором положения шибера. Технический результат заключается в создании надежной и простой в ремонте шиберной задвижки, за счет упрощения конструкции запорного узла, что приводит к снижению трудоемкости ремонта, и повышению ремонтопригодности конструкции, и при наличии индикатора положения шибера улучшает эксплутационные качества.

Полезная модель относится к трубопроводной арматуре и может быть использована на трубопроводах, емкостях и других средствах для герметичного перекрытия проходного сечения в качестве запорного устройства для оборудования газовой, нефтяной, химической, энергетической промышленности, и на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства.

Известна шиберная задвижка по патенту России 2244862 (F16K 3/02) содержащая корпус с проходным каналом, шибер с проходным отверстием, подвижные втулочные седла, размещенные в гнездах корпуса, уплотнительные элементы, крышку и маховик. Недостатком известного технического решения является сложность конструкции уплотнительных элементов, вследствие чего ее ненадежность, и трудоемкость и сложность ремонта задвижки. Указанная шиберная задвижка не имеет индикатора положения шибера.

Известна шиберная задвижка по патенту России 2120075 (F16K 3/02), наиболее близка по конструкции к заявляемой, содержащая корпус с проходным каналом, плоский шибер и седла в виде втулок, размещенных в расточках корпуса с возможностью независимого осевого перемещения (представляющие собой запорный узел). Недостатком известного технического решения является сложность конструкции вследствие чего ее ненадежность, и трудоемкость и сложность ремонта задвижки после выхода ее из строя, так для замены изношенных деталей и восстановления герметичности уплотнительных поверхностей необходимо производить замену нескольких деталей с полной разборкой задвижки. Указанная шиберная задвижка также не имеет индикатором положения шибера. Задачей создания настоящей полезной модели является создание надежной и простой в ремонте шиберной задвижки имеющей индикатор положения шибера.

Предлагаемая полезная модель решает техническую задачу упрощением конструкции запорного узла шиберной задвижки, что приводит к снижению трудоемкости ремонта, и повышению ремонтопригодности конструкции, особенно в труднодоступных местах, а также при неблагоприятных климатических условиях.

Поставленная задача достигается за счет применения в конструкции шиберной задвижки сменного запорного узла, состоящего из плоского шибера и уплотнителя устанавливаемого в корпус задвижки в виде вставки.

Уплотнитель представляет собой цельнолитую деталь цилиндрической формы, устанавливаемую в проточку, выполняемую в корпусе задвижки. Уплотнитель состоит из двух армированных эластичных манжет с рабочими поверхностями, взаимодействующими с шибером. Уплотнитель имеет вертикальный вырез прямоугольной формы для захода шибера. В верхней части каждая из манжет уплотнителя имеет по крайне мере, один вертикальный штырь для точной фиксации уплотнителя относительно проходного канала. Механический привод шибера выполнен конструктивно без применения выдвигаемого шпинделя в виде двухступенчатого винта с резьбой левосторонней и правосторонней навивки. Конструктивно привод шибера снабжен индикатором положения шибера. Соединение крышки с корпусом выполнено шпильками ввернутыми в корпус, либо может быть выполнено в виде П-образной гайки наворачиваемой на резьбовое соединение выполненное на корпусе.

Полезная модель поясняется описанием и чертежами.

На фиг.1 изображена шиберная задвижка с продольным разрезом.

Шиберная задвижка включает корпус 1 с проходным каналом 2, присоединительные фланцы 3 (корпус может быть выполнен с резьбовыми соединениями вместо фланцев, на фиг. не показано), крышку 4, механический привод шибера 5, индикатор положения шибера 6, запорный узел 7. Запорный узел состоит из шибера 8, уплотнителя 9.

На фиг.2 изображен уплотнитель, состоящий из эластичных манжет 10, выполненный с вертикальными штырями 11. Эластичные манжеты 10 выполнены с рабочими поверхностями 12, взаимодействующими при закрытии и открытии с шибером 8. уплотнитель выполнен с вертикальным вырезом 13.

Шиберная задвижка работает следующим образом:

В исходном положении задвижка открыта, шибер 8 находиться в крайнем верхнем положении. Поток среды по проходному каналу 2 проходит через задвижку. При закрытии задвижки шибер 8 входит в вырез уплотнителя 13, взаимодействуя с рабочими поверхностями манжет 12, осуществляет перекрытие потока рабочей среды. При воздействии рабочей среды на шибер 8 обеспечивается дополнительное поджатие шибера к манжете 10 и манжеты соответственно к стенке корпуса 1. Выполнение манжет из упругого эластичного материала и дополнительное поджатие при воздействии рабочей среды приводит к увеличению герметизации задвижки.

В случае износа элементов запорного узла (рабочих поверхностей 12, шибера 8) из корпуса 1 извлекают поочередно привод шибера 5, шибер 8, уплотнитель 9 и производят замену изношенных деталей без снятия корпуса задвижки с трубопровода.

Конструкция задвижки допускает, в случае износа только одной рабочей поверхности уплотнителя, применять тот же уплотнитель повернув его в проточке корпуса на 180 град.

Приведенное выше описание конструкции заявляемой шиберной задвижки показывает, что указанное устройство может быть применено на практике с достижением заявленного технического результата.

1. Шиберная задвижка, содержащая корпус с проходным каналом, плоский шибер, отличающаяся тем, что съемный запорный орган состоит из шибера и уплотнителя, при этом уплотнитель выполнен в виде единой детали цилиндрической формы, состоящей из двух армированных эластичных манжет, объединенных в нижней части, имеющий вертикальный вырез для захода шибера и содержащий в верхней части не менее двух штырей для точной фиксации уплотнителя в корпусе задвижки, а механический привод выполнен с ответными отверстиями для фиксации штырей.

2. Шиберная задвижка по п.1, отличающаяся тем, что механический привод шибера выполнен двухступенчатым винтом с резьбой правосторонней и левосторонней навивки и дополнен индикатором положения шибера.

3. Шиберная задвижка по п.1, отличающаяся тем, что соединение крышки с корпусом осуществляется не менее, чем двумя шпильками, ввернутыми в корпус.

4. Шиберная задвижка по п.1, отличающаяся тем, что соединение крышки с корпусом осуществляется П-образной гайкой, наворачиваемой на резьбовое соединение, выполненное на корпусе.



 

Наверх