Судно на воздушной подушке

 

Полезная модель относится к судостроению и может быть использована в надстроечных конструкциях судов на воздушной подушке.

Специфика подъемно-движительного устройства судов на воздушной подушке в связи с относительно высокими автономными энергозатратами накладывает ограничения на полезную площадь платформы судна.

Поэтому, несмотря на очевидную ограниченную возможность пассажирского или грузового транспортирования без корпусной модернизации, известные стационарные надстроечные конструкции судов на воздушной подушке отвечают в рамках одного судна специализированным задачам пассажирского (см., например патент РФ 2154586 на изобретение «Судно на воздушной подушке», B60V 1/18, B60V 1/16, B60V 3/06, 2000, фиг.1) или грузового (см., например авторское свидетельство СССР 1410411, на изобретение «Судно на воздушной подушке», B60V 1/18, 1999, реферат) транспортирования.

Актуальна проблема оптимизации использования полезной площади опорной (для надстроечной конструкции судна на воздушной подушке) поверхности платформы и создания возможностей трансформации корпуса судна в пределах заданной площади платформы и в рамках одного судна на воздушной подушке под задачи пассажирского или грузового транспортирования.

Известен аналог судна на воздушной подушке (см. патент РФ 1023735 на изобретение «Катер на воздушной подушке», B60V 1/18, 1988, фиг.2), в конструкции надстроечного корпуса которого между его носовой (представляющей собой кабину управления, совмещенную с уменьшенным пассажирским отсеком) и кормовой (нагнетательно-движительной) частями предусмотрен проем, выполняющий узкую технологическую функцию - для улучшения технологии сборки судна.

В качестве прототипа заявляемого судна на воздушной подушке выбрано судно на воздушной подушке, представляющее собой конструкцию смонтированной на скеговой платформе на воздушной подушке надстройки, состоящей из носовой, центральной и кормовой частей, являющихся, соответственно кабиной управления, пассажирским отсеком и машинным отделением, переходящим в нагнетательно-движительную секцию с задним комплексом горизонтальных и вертикальных поворотных рулей (см. патент РФ 68998 на полезную модель «Судно на воздушной подушке», B60V 1/18, 2007).

Данный прототип содержит традиционный вариант стационарного выполнения пассажирского отсека и также характеризуется резервом его усовершенствования с точки зрения выявления возможности трансформации пассажирского отсека в грузовой отсек.

Технический результат заявляемой полезной модели - расширение области применения судна на воздушной подушке в результате универсализации назначения судна за счет обеспечения возможности его трансформирования под различные специальные транспортные задачи.

Для достижения указанного технического результата в судне на воздушной подушке, представляющем собой конструкцию смонтированной на скеговой платформе на воздушной подушке надстройки, состоящей из носовой, центральной и кормовой частей, являющихся, соответственно кабиной управления, транспортным отсеком и машинным отделением, переходящим в нагнетательно-движительную секцию с задним комплексом горизонтальных и вертикальных поворотных рулей, транспортный отсек выполнен для обеспечения его трансформирования под различные специальные транспортные задачи судна в виде проема в корпусе надстройки между задней стенкой кабины управления и передней стенкой машинного отделения с возможностью его заполнения съемными корпусными элементами и транспортным оборудованием, оперативно прикрепляемыми к указанным стенкам и палубе скеговой платформы с помощью средств фиксации.

Для улучшения потребительских свойств судна транспортный отсек снабжен отдельными наборами съемных корпусных элементов и транспортного оборудования для его пассажирского, грузового и комбинированного исполнения.

В пассажирском исполнении транспортный отсек снабжен устанавливаемыми для эксплуатации в различных сочетаниях отдельными съемными крышей с люком и боковыми стенками с дверьми и окнами, а также набором транспортного оборудования для размещения пассажиров.

В грузовом исполнении транспортный отсек снабжен средствами фиксации груза к палубе скеговой платформы и тентом для защиты груза от осадков, а также устанавливаемым над палубой скеговой платформы на уровне боковых бортов скеговой платформы съемным настилом под въезжаемое на настил перевозимое в качестве груза транспортное средство.

В комбинированном исполнении, например, для водной эвакуации при проведении спасательных работ или оказания скорой медицинской помощи, транспортный отсек снабжен съемными крышей, боковой стенкой с окнами и боковым тентом с окном со стороны погрузки, а также набором транспортного оборудования для размещения спасательного и/или медицинского персонала и пострадавших или больных и соответствующего спецоборудования.

На фиг.1-3 показаны, соответственно варианты заявляемого судна на воздушной подушке с транспортным отсеком пассажирском (1а - закрытый отсек, 1б - открытый отсек с установленными съемными крышей и правой боковой стенкой без левой боковой стенки в прогулочном варианте эксплуатации), грузовом (2 - без тента для груза, закрепленного на палубе платформы) и комбинированном (3 - для водной эвакуации пострадавших при проведении спасательных работ, с боковым тентом) исполнениях.

Заявляемое судно на воздушной подушке содержит скеговую платформу 1 на воздушной подушке, на которой в стационарном исполнении смонтированы носовая часть надстроечного корпуса в виде кабины управления 2 и кормовая часть надстроечного корпуса в виде машинного отделения 3, переходящего в нагнетательно-движительную секцию 4 с задним комплексом 5 горизонтальных и вертикальных поворотных рулей, между которыми предусмотрен корпусной проем, являющийся конструктивной основой транспортного отсека 6.

Транспортный отсек 6 выполнен для обеспечения его трансформирования под различные специальные транспортные задачи судна в виде проема в корпусе надстройки между задней стенкой 7 кабины управления 2 и передней стенкой 8 машинного отделения 3 с возможностью его заполнения съемными корпусными элементами и транспортным оборудованием, оперативно прикрепляемыми к указанным стенкам и палубе 9 скеговой платформы 1 с помощью средств фиксации.

В пассажирском исполнении (см. фиг.1) транспортный отсек 6 снабжен устанавливаемыми для эксплуатации в различных сочетаниях отдельными съемными крышей 10 с люком 11 и боковыми стенками 12 с дверьми 13 и окнами 14, а также набором транспортного оборудования для размещения пассажиров - сиденьями 15 и другим соответствующим транспортным оборудованием (откидными столиками и т.п., на фиг.1 непоказанными).

В грузовом исполнении (см. фиг.2) транспортный отсек 6 снабжен средствами фиксации груза к низко посаженной палубе 9 скеговой платформы 1 и тентом для защиты груза от осадков (на фиг.2 средства фиксации, например ленточные захваты, и тент не показаны), а также устанавливаемым над палубой 9 скеговой платформы 1 на уровне боковых бортов скеговой платформы съемным настилом под въезжаемое на настил перевозимое в качестве груза транспортное средство (на фигурах съемный настил не показан).

В комбинированном исполнении, в частности, для водной эвакуации при проведении спасательных работ или оказания скорой медицинской помощи (см. фиг.3), транспортный отсек 6 снабжен съемными крышей 10, боковой стенкой 12 и боковым тентом 16 с окном 17 со стороны погрузки, а также набором транспортного оборудования для размещения спасательного и/или медицинского персонала - сиденьями 15 и пострадавших или больных и соответствующего спецоборудования - носилками 18, фиксируемыми к палубе 9 скеговой платформы 1, и другими средствами оказания скорой медицинской помощи.

Заявляемое судно на воздушной подушке предназначено для эксплуатации в различных вариантах исполнения транспортного отсека 6 в рамках неменяющейся его стационарной основы надстроечной конструкции кабины управления 2 и машинного отделения 3 с указанным подъемно-движительным и рулевым оснащением.

При этом судно готовится к заданному транспортному режиму эксплуатации путем оперативной сборки транспортного отсека 6 с помощью прилагаемых в составе принадлежностей судна, приведенных в примерах выполнения судна, наборов одинаковых съемных конструктивных элементов (крыши и боковых стенок) и различного транспортного оборудования для размещения пассажиров, персонала и закрепления груза или специальных средств в зависимости от транспортной задачи.

Предлагаемая полезная модель в заявляемой совокупности существенных признаков: корпусного проема, выполненного с возможностями оперативной сборки в нем съемных корпусных элементов и транспортного оборудования, обеспечивает многовариантное транспортное использования судна на воздушной подушке в рамках одной его стационарной части надстроечной конструкции с изменением сочетания собираемого транспортного отсека из указанных элементов и оборудования на модульной основе.

Изготовление предлагаемого судна основано на доступных материалах корпусных элементов и резьбовых и иных средствах фиксации для сборки транспортного отсека в выбранном для поездки эксплуатационном исполнении.

1. Судно на воздушной подушке, представляющее собой конструкцию смонтированной на платформе надстройки, состоящей из носовой, центральной и кормовой частей, являющихся соответственно кабиной управления, транспортным отсеком и машинным отделением, переходящим в нагнетательно-движительную секцию с задним комплексом горизонтальных и вертикальных поворотных рулей, отличающееся тем, что транспортный отсек выполнен для обеспечения его трансформирования под различные специальные транспортные задачи судна в виде проема в корпусе надстройки между задней стенкой кабины управления и передней стенкой машинного отделения с возможностью его заполнения съемными корпусными элементами и транспортным оборудованием, оперативно прикрепляемыми к указанным стенкам и платформе с помощью средств фиксации.

2. Судно на воздушной подушке по п.1, отличающееся тем, что транспортный отсек снабжен отдельными наборами съемных корпусных элементов и транспортного оборудования для его пассажирского, грузового и комбинированного исполнения.

3. Судно на воздушной подушке по п.2, отличающееся тем, что в пассажирском исполнении транспортный отсек снабжен устанавливаемыми для эксплуатации в различных сочетаниях отдельными съемными крышей с люком и боковыми стенками с дверьми и окнами, а также набором транспортного оборудования для размещения пассажиров.

4. Судно на воздушной подушке по п.2, отличающееся тем, что в грузовом исполнении транспортный отсек снабжен средствами фиксации груза к платформе и тентом для защиты груза от осадков, а также устанавливаемым над платформой на уровне боковых бортов платформы съемным настилом с возможностью погрузки на него перевозимого в качестве груза транспортного средства путем его перемещения по трапу судна с помощью лебедки судна или своим ходом.

5. Судно на воздушной подушке по п.2, отличающееся тем, что в комбинированном исполнении, например для водной эвакуации при проведении спасательных работ или оказания скорой медицинской помощи, транспортный отсек снабжен съемными крышей, боковой стенкой с окнами и боковым тентом с окном со стороны погрузки, а также набором транспортного оборудования для размещения спасательного и/или медицинского персонала и пострадавших или больных и соответствующего спецоборудования.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области регулирования движения дорожного транспорта, а именно к системам идентификации транспортных средств, противоправно вторгшихся на выделенную полосу
Наверх