Аппаратно-программный комплекс территориальной информационной системы

 

Полезная модель относится к территориальным информационным системам обеспечения развития муниципальных образований и может быть использована для обработки информации на единой топографической основе цифровых карт территории. В аппаратно-программном комплексе территориальной информационной системы в составе надсистемы регионального уровня, подключенной к связанным друг с другом информационными потоками территориальным информационным системам муниципальных образований, включающих в себя одну и более отраслевую подсистему, выполненную в виде подключенных друг к другу ядра учетного уровня и ядра оперативного уровня, а также связанные информационными потоками с отраслевыми подсистемами ядро нормирующего уровня и ядро интегрального уровня, ядро нормирующего уровня и ядро интегрального уровня в каждой из территориальных информационных систем муниципальных образований объединены в подсистему муниципального уровня принятия решения, а надсистема регионального уровня и ядра территориальных информационных систем муниципальных образований оборудованы автоматизированными информационными системами, автоматизированные рабочие места которых объединены в локальную сеть. Предлагаемая полезная модель имеет широкие функциональные возможности за счет автоматизации управленческих функций по всем направлениям ведения городского хозяйства на уровне принятия решения муниципального образования. Кроме того, она позволяет наращивать на всех уровнях автоматизированные рабочие места при введении дополнительных видов деятельности. 1 н.п., 1 ил.

Полезная модель относится к территориальным информационным системам обеспечения развития муниципальных образований и может быть использована для обработки информации на единой топографической основе цифровых карт территории.

Известен аппаратно-программный комплекс территориальной информационной системы (RU 18586 U1, 2001.06.27), содержащий средства коммуникаций, системное программное и прикладное программное обеспечение, средства отображения и документирования, базу метаданных, базы геопространственных данных, базу нормативных регулирующих документов и условий и ядро комплекса.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является аппаратно-программный комплекс территориальной информационной системы (RU 66826 U1, 2007.09.27) в составе надсистемы регионального уровня, подключенной к связанным друг с другом информационными потоками территориальным информационным системам муниципальных образований, каждая из которых включает в себя одну и более отраслевую подсистему, выполненную в виде подключенных друг к другу ядра учетного уровня и ядра оперативного уровня, и связанную информационными потоками с подсистемой муниципального уровня принятия решения, выполненной в виде подключенных друг к другу ядра нормирующего уровня и ядра интегрального уровня.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является аппаратно-программный комплекс территориальной информационной системы (RU 66826 U1, 2007.09.27), в составе надсистемы регионального уровня, подключенной к связанным друг с другом информационными потоками территориальным информационным системам муниципальных образований, включающих в себя одну и более отраслевую подсистему, выполненную в виде подключенных друг к другу ядра учетного уровня и ядра оперативного уровня, а также связанные информационными потоками с отраслевыми подсистемами ядро нормирующего уровня и ядро интегрального уровня.

Недостатком известных аналога и прототипа является отсутствие автоматизированной системы обеспечения развития территорий муниципальных образований, что сужает функциональные возможности при ее использовании.

Задачей полезной модели является расширение функциональных возможностей при ее использовании.

Технический результат предлагаемой полезной модели направлен на обеспечение возможности наращивания всех уровней комплекса при введении дополнительных видов деятельности.

Технический результат достигается тем, что в аппаратно-программном комплексе территориальной информационной системы в составе надсистемы регионального уровня, подключенной к связанным друг с другом информационными потоками территориальным информационным системам муниципальных образований, включающих в себя одну и более отраслевую подсистему, выполненную в виде подключенных друг к другу ядра учетного уровня и ядра оперативного уровня, а также связанные информационными потоками с отраслевыми подсистемами ядро нормирующего уровня и ядро интегрального уровня, ядро нормирующего уровня и ядро интегрального уровня в каждой из территориальных информационных систем муниципальных образований объединены в подсистему муниципального уровня принятия решения, а надсистема регионального уровня и ядра территориальных информационных систем муниципальных образований оборудованы автоматизированными информационными системами, автоматизированные рабочие места которых объединены в локальную сеть.

На рисунке представлена блок-схема аппаратно-программного комплекса территориальной информационной системы.

В состав комплекса включены: 1 - надсистема регионального уровня принятия решения, 2÷4 - территориальные информационные системы муниципальных образований "I"÷"N", 5 - подсистема муниципального уровня принятия решения, 6÷8 - отраслевые подсистемы "I"÷"N", 9÷11 - ядра "I1"÷"IN" учетного уровня (блоки работы с информацией), 12÷14 - ядра "II 1"÷"IIN" оперативного уровня управления (блоки сравнения), 15 - ядро "III" нормирующего уровня (блок сравнения), 16 - ядро "IV" интегрального уровня принятия решения (блок сравнения).

На чертеже линиями "a1"÷"aN" показаны информационные потоки в подсистемах 6÷8, линиями "b1"÷"bN" - информационные потоки между подсистемами 6÷8, линией с0 - информационные потоки в подсистеме 5, линиями "d1"÷"d N" - информационные потоки между подсистемой 5 и подсистемами 6÷8, линиями"е1"÷"еN " - информационные потоки между системами 2÷4, а линиями "f1"÷"fN" - информационные потоки между надсистемой 1 и системами 2÷4.

Надсистема 1 регионального уровня и ядра "I"÷"IV" территориальных информационных систем 2÷4 муниципальных образований "I"÷"N" оборудованы автоматизированными информационными системами (АИС), автоматизированные рабочие места (АРМ) которых объединены в локальную сеть.

Техническое обеспечение комплекса производится в соответствии со следующими параметрами: объем информационных баз данных и объем данных, предназначенных для передачи по телекоммуникационным каналам и каналам электронной почты.

Комплекс функционирует следующим образом.

Потребитель обращается с запросом в ядро 9 (10 или 11) учетного уровня отраслевой подсистемы 6 (7 или 8), в состав которого включены автоматизированные рабочие места исполнителей и автоматизированная информационная система учетного уровня, входы и выходы которой подсоединены к средствам коммуникации, системному программному и прикладному программному обеспечению, к средствам отображения и документирования, а также к базе метаданных, базам геопространственных данных и к базе нормативных регулирующих документов и условий. Сложные (межотраслевые) решения направляются для их принятия выше.

После обработки запроса его информация учитывается, обрабатывается, систематизируется, классифицируется и в виде сигнала направляется для рассмотрения в подсистему 5 муниципального уровня принятия решения.

На нормирующем уровне подсистемы 5 (ядро "III") определяются и задаются основные параметры, критерии и показатели, определяются нормы и правила социально-экономического развития муниципального образования "I" ("II" или "N"), выполняются функции по прогнозированию, планированию, организации и управлению муниципальными услугами, а также закупками, регулированием цен и тарифов, инвестиционному развитию, управлению программами, проектами, муниципальным имуществом, содействию развития потребительского рынка товаров и услуг и т.д.

На интегральном уровне подсистемы 5 (ядро "IV") управления муниципальным образованием осуществляются функции контроля, управления, анализа в макро показателях с целью принятия управленческого решения.

В подсистеме 5 поступивший сигнал автоматически обрабатывается, сравнивается с заданными параметрами и, в зависимости от результата, возвращается в ядро "I" данной или иной отраслевой специализации, а также включается в сводные отчеты надсистемы 1 регионального уровня принятия решения.

Подход к организационной структуре комплекса на разных уровнях не однозначен. С одной стороны, на учетном и оперативном уровнях организационную структуру можно рассматривать как линейную структуру управления, являющуюся разновидностью формальной иерархической структуры управления, в которой менеджеры всех уровней управления наделены линейными полномочиями, а управленческие вертикальные связи основываются только на отношениях распорядительства-подчинения. С другой стороны, на нормирующем и интегральном уровнях управления муниципальным образованием, контроль действий субъекта подчинения, реализуются опосредованным образом, только через совокупности функциональных связей. Такую структуру можно назвать функциональной структурой управления.

С точки зрения технической организации в крупнейших (свыше 1 млн. жителей) муниципальных образованиях вполне оправдано создание самостоятельных (организационно и технически) программно-технических средств (сервер, локальная сеть, набор программных средств, комплект автоматизированных рабочих мест и т.п.). Это усложняет систему взаимодействий, но при этом децентрализует обслуживающие АИС функции, что делает наиболее массовые связи (связи внутри комплекса) короче (быстрее, экономичнее с точки зрения затрат труда-времени). Кроме того, сбои в работе того или иного ядра не скажется на работоспособности комплекса в целом.

В крупных (от 500 тыс. до 1 млн. жителей) муниципальных образованиях возможна группировка, например, ядра оперативного уровня на структуре ядра учетного уровня с включением в него нескольких рабочих мест (прием и регистрация входящей-исходящей информации, дополнительная база данных нормативных сведений). При этом логическая схема взаимоотношений (принятие решений и обмен информации) остается прежней. Общими могут быть набор программно-технических средств (сервер, локальная сеть, набор большинства программных средств, комплект специализированных (обслуживающих) автоматизированных рабочих мест и т.п.). Подсистема 5 муниципального уровня принятия решения может иметь использовать сервер крупной (наиболее значимой) информативной отрасли или предоставить свой сервер некоторым отраслевым подсистемам.

В больших и средних муниципальных образованиях возможно кооперирование с выходом для малых городов на единственную программно-техническую среду, но при условии сохранения всех функций ядер "I"÷"IV" по вопросам ответственности, принятия решений и обмена информации.

Предлагаемый алпаратно-программный комплекс территориальной информационной системы имеет широкие функциональные возможности за счет автоматизации управленческих функций по всем направлениям ведения городского хозяйства на уровне принятия решения муниципального образования: деятельность по управлению, прогнозу, учету, анализу, программированию, нормированию, контролю.

Кроме того, данная полезная модель позволяет наращивать на всех уровнях автоматизированные рабочие места при введении дополнительных видов деятельности.

Аппаратно-программный комплекс территориальной информационной системы в составе надсистемы регионального уровня, подключенной к связанным друг с другом информационными потоками территориальным информационным системам муниципальных образований, включающих в себя одну и более отраслевую подсистему, выполненную в виде подключенных друг к другу ядра учетного уровня и ядра оперативного уровня, а также связанные информационными потоками с отраслевыми подсистемами ядро нормирующего уровня и ядро интегрального уровня, отличающийся тем, что ядро нормирующего уровня и ядро интегрального уровня в каждой из территориальных информационных систем муниципальных образований объединены в подсистему муниципального уровня принятия решения, а надсистема регионального уровня и ядра территориальных информационных систем муниципальных образований оборудованы автоматизированными информационными системами, автоматизированные рабочие места которых объединены в локальную сеть.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности, к автоматизированной системе сбора и обработки данных органов социального обеспечения

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности, к автоматизированной системе регионального социального регистра населения

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности, к автоматизированной системе социального обеспечения

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности, к автоматизированной системе актуализации данных регионального социального регистра населения
Наверх