Фронтовое устройство кольцевой камеры сгорания газотурбинной установки

 

Фронтовое устройство кольцевой камеры сгорания газотурбинной установки предназначено для работы в наземных установках различного назначения. Фронтовое устройство содержит равнорасположенные по окружности топливные форсунки, вставленные в воздушные трубки с входом на одном конце и боковым выходом на другом конце, а также кольцевой коллектор выпуклого профиля, установленный на внутренней поверхности жаровой трубы. Вход в трубку размещен в канале между корпусом камеры сгорания и жаровой трубой и направлен в сторону входа в камеру сгорания. Выходы из воздушных трубок размещены в коллекторе и направлены вдоль него в одну сторону. Каждая топливная форсунка в зоне выходных отверстий воздушной трубки снабжена распылителями. Коллектор имеет общий с жаровой трубой участок стенки и, по меньшей мере, один ряд равнорасположенных по окружности отверстий на стороне, обращенной к начальной части жаровой трубы. Кроме того на кольцевом участке стенки жаровой трубы общем с коллектором между воздушными трубками установлены аэродинамические излучатели звука. Излучатели звука могут быть углублены в полость коллектора. Излучатель выполнен в виде цилиндра с осевым каналом, открытым на входе и имеющем две торцевые стенки на выходе со сквозными соосными отверстиями одинакового диаметра и с зазором между ними. Для усиления звуковых колебаний кромки отверстий в торцевых стенках выполнены острыми. При горении во фронтовое устройство подают воздух через воздушные трубки и топливо через форсунки. Из фронтового устройства в зону горения выходит предварительно подготовленная бедная топливовоздушная смесь. Такая конструкция фронтового устройства позволяет получить высокую полноту сгорания топлива, уменьшить эмиссию вредных веществ, устранить дымление. 1 н.з. и 3 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл.

Полезная модель относится к устройствам для подготовки бедной топливововоздушной смеси перед сжиганием в камерах сгорания газотурбинных установок (ГТУ) различного назначения.

При создании малоэмиссионных камер сгорания основной проблемой является достижение эффективного предварительного смешения топлива с воздухом и организация устойчивого горения бедных смесей.

Одним из путей снижения вредных выбросов авиционными камерами сгорания является использование камер, в которых горение происходит в двух зонах: вспомогательной (пилотной) и основной. В первой организуется горение богатой топливовоздушной смеси (ТВС), во второй - бедной. Зоны могут располагаться относительно друг друга последовательно или параллельно.

Однако использование пилотной зоны, в которой горение происходит по диффузионному механизму, существенно увеличивает эмиссию оксидов азота. В камерах сгорания авиационных двигателей, где время пребывания газа мало, избавится от пилотной, постоянно работающей диффузионной зоны горения, без ущерба для устойчивого воспламенения и горения ТВС в основной зоне, а также обеспечения полноты сгорания смеси не удается.

Для камер сгорания наземных ГТУ указанные проблемы со стабилизацией и полнотой сгорания бедной ТВС можно решить за счет увеличения объема камеры сгорания и увеличения размера зоны стабилизации пламени в камере сгорания, а также уменьшения скорости течения ТВС в зоне горения.

Для обеспечения снижения уровня эмиссии загрязняющих веществ в продуктах сгорания камер наземных ГТУ основной проблемой оказывается достижение эффективного предварительного смешения топлива с воздухом перед сгоранием (гомогенизация топливовоздушной смеси).

Известно фронтовое устройство двигателя НК-8-2У (см. Тимофеев Н.И. «Конструкция и летная эксплуатация двигателя НК-8-2У», М., Машиностроение, 1978., с.144). Фронтовое устройство содержит ряд конструктивных элементов. Каждый элемент состоит из форсунки и насадка, конической формы с многочисленными отверстиями, подающими топливовоздушную смесь в зону горения. Жидкое топливо через центральную центробежную форсунку подается в полость насадка, заполненную вращающимся воздушным потоком. Такое устройство позволяет обеспечить более равномерное распределение ТВС по углу в сравнении с распределением, создаваемым центробежной форсункой особенно на режимах малой тяги. В результате этого значительно облегчается воспламенение топлива, розжиг камеры сгорания, расширяется диапазон ее устойчивой работы в сторону бедных топливовоздушных смесей. Однако данное устройство обеспечивает только частичное, достаточно грубое смешение топлива с воздухом, и попытка его интенсифицировать за счет увеличения крутки воздушного потока в насадке, ведет к проскоку пламени внутрь насадка с последующим его разрушением.

Известна топливовоздушная форсунка камеры сгорания газотурбинного двигателя (Авторское свидетельство СССР 1434895 A1, 4 F23D 11/00, 23.12.86), которая содержит корпус с патрубком подачи топлива и установленный по оси корпуса стакан. Стакан снабжен боковыми соплами (их роль выполняют простые отвестия) и обращен дном к камере сгорания. В дне стакана выполнены дополнительные сопла (отверстия). Форсунка обеспечивает устойчивую работу камеры сгорания на малых расходах топлива. Однако в данной конструкции не происходит предварительного смешения топлива с воздухом перед подачей в зону горения, что ухудшает подготовку ТВС к сжиганию и эффективность данного устройства для снижения выбросов вредных веществ.

Наиболее близким аналогом того же назначения, что и заявляемое техническое решение, а именно, предварительной подготовке ТВС к горению, является камера сгорания газотурбинного двигателя, описанная в Патенте США 4 275 564, НКИ 60/738, Jun. 30, 1981). Фронтовое устройство кольцевой камеры сгорания содержит равнорасположенные по окружности топливные форсунки и испарители. Каждый испаритель состоит из центральной воздушной трубки, которая заканчивается поперечной испарительной трубкой. Каждая форсунка сопряжена с центральной воздушной трубкой испарителя. Каждый испаритель имеет один вход для воздуха и два противоположных выхода для топливовоздушной смеси. Выходы каналов соседних испарителей обращены навстречу друг другу. Благодаря этому в зоне горения между выходными отверстиями испарителей образуются расположенные по окружности области с максимальной интенсивностью турбулентности, в которых одновременно происходят процессы смешения капель топлива с воздухом, поступающим в полость жаровой трубу через отверстия в ее стенках, испарения и горения. Это помогает обеспечить устойчивое и эффективное сжигание топлива в камере сгорания, особенно при низких давлениях и температурах воздуха на входе в двигатель. Однако в испарителях данной конструкции воздух используется только с целью транспортировки и равного распределения топлива и его паров к выходным отверстиям. Снижение эмиссии оксидов азота NOx при такой организациии процесса горения не происходит, так как вытекающая из испарительных патрубков богатая ТВС сгорает в высокотемпературных диффузионных пламенах, расположенных в отдельных областях зоны горения. Неравномерное угловое распределение топлива по поперечному сечению кольцевой камеры сгорания не позволяет получить однородную бедную ТВС. Наличие в головной части жаровой трубы местных зон высокой турбулентности и повышенной концентрации топлива приводит к окружной неравномерности горения. По этой причине патрубки подвергаются неравномерному нагреву и обеспечивают только частичное испарение топлива. Кроме того известно, что появление в зоне смешения топлива с воздухом пламени препятствует их смешению.

Известно положительное воздействие звуковых колебаний, генерируемых аэродинамическими излучателями, на интенсификацию тепло- и массообменных процессов, в том числе смешения топлива с воздухом в потоке.

Например, известен аэродинамический ультразвуковой излучатель (Авт. свидет. СССР 165014, МПК В06В 1/20, 27.11.1962), состоящий из большого числа отдельных излучателей. Отдельный излучатель выполнен в виде трубки с двумя диафрагмами, снабженными соосными отверстиями одинакового диаметра. Газ, проходя через диафрагмы, возбуждает звук. Частота звуковых колебаний определяется скоростью потока в отверстиях, их диаметром и расстоянием между диафрагмами.

Излучатели позволяют получить интенсивные звуковые колебания и могут быть использованы для интенсификации процессов смешения, тепло- и массообмена между воздухом и топливом.

В основу фронтового устройства полезной модели положено решение задачи существенного снижения эмиссии вредных веществ (NOx, CO, UHC, сажи) в продуктах сгорания топлива путем подготовки бедной предварительно перемешенной и частично испаренной (в случае использования жидкого топлива вместо газообразного) ТВС к сжиганию без ущерба для топливной экономичности двигателя и ресурса работы его горячих частей. Основной проблемой здесь остается достижение эффективного предварительного смешения топлива с воздухом (гомогенизация топливовоздушной смеси). Горение бедной однородной мелко-дисперсной ТВС (с размером капель 20 и менее микрон) по своим характеристикам приближается к горению гомогенной смеси. Поэтому для жидкого топлива ставится дополнительная задача - его мелкодисперсного распыливания.

Поставленная задача решается тем, что предлагаемое фронтовое устройство кольцевой камеры сгорания газотурбинной установки содержит равнорасположенные по окружности топливные форсунки и воздушные трубки с входом на одном конце и боковым выходом на другом конце трубки. Причем в каждой трубке установлена топливная форсунка. Вход в каждую трубку размещен в канале между корпусом камеры сгорания и жаровой трубой и направлен в сторону входа в камеру сгорания.

Новым в полезной модели является то, что на внутренней поверхности жаровой трубы установлен кольцевой коллектор выпуклого профиля, имеющий общий с жаровой трубой участок стенки и, по меньшей мере, один ряд равнорасположенных по окружности отверстий на стороне, обращенной к начальной части жаровой трубы. Выходы из воздушных трубок размещены в коллекторе и направлены вдоль него в одну сторону. Каждая топливная форсунка в зоне выходного отверстия воздушной трубки снабжена распылителем, направленным в сторону выходного отверстия трубки. Кроме того, на кольцевом участке стенки жаровой трубы общем с коллектором между воздушными трубками установлены аэродинамические излучатели звука.

Установка на внутренней поверхности жаровой трубы кольцевого коллектора выпуклого профиля и выполнение на его стороне, обращенной к начальной части жаровой трубы, равномерно расположенных по окружности отверстий обеспечивает равномерную подачу однородно перемешанной ТВС в кольцевую зону горения. Истекающие из отверстий струи направляются в зоны стабилизации пламени и к расположенным вблизи от них свечам зажигания. Этим достигается надежное воспламенение и устойчивое эффективное горение подготовленной ТВС. Размещение коллектора непосредственно на стенке жаровой трубы упрощает подвод дополнительного воздуха в коллектор.

Расположение выходных отверстий воздушных трубок в кольцевом коллекторе выполнено таким образом, чтобы выходы всех трубок и боковых топливных каналов были направлены в одну сторону, что создает в коллекторе общий поток ТВС, уже частично перемешанной в воздушной трубке и на выходе из нее, и интенсифицирует процесс их дальнейшего смешения за счет механического турбулентного перемешивания в следе за воздушными трубками и излучателями. Взаимодействие общего потока ТВС со струями воздуха, подаваемыми в коллектор через излучатели, и интенсивное смешение газов разной плотности в звуковом и ультразвуковом полях продолжает процесс смешения топлива с воздухом. В случае использования жидкого топлива ультразвуковое поле способствует более быстрому испарению капель в коллекторе, заполненном нагретым в компрессоре воздухом.

Существенные признаки полезной модели могут иметь развитие и уточнение:

- излучатели звука могут быть углублены в полость коллектора. Например, излучатель звука может быть выполнен в виде сплошного цилиндра, пронизывающего полость коллектора. При его обтекании образуются струхалевские вихри, излучающие звуковые колебания. Это приводит к усилению процесса смешения топлива с воздухом за счет струхалевских вихрей и звуковых колебаний;

- отдельный излучатель звука, углубленный в коллектор, может быть выполнен в виде цилиндра с осевым каналом, открытым на входе и имеющем две торцевые стенки на выходе со сквозными соосными отверстиями одинакового диаметра и с зазором между ними. Полость между торцевыми стенками образует нишу, она и является генератором звуковых и ультразвуковых колебаний при обтекании ее потоком воздуха в коллекторе;

- кромки отверстий в торцевых стенках выполнены острыми. Это усиливает автоколебания потока воздуха, обтекающего нишу, и тем самым усиливает связанные с ними звуковые колебания, эффективно воздействующие на процесс смешения топлива с воздухом внутри коллектора.

Диаметры сквозных отверстий d в излучателе, расстояние h между стенками излучателя, толщину кромок отверстий в стенках можно определить в соответствии с изобретением «Аэродинамический ультразвуковой излучатель» (Авт. свидет. СССР 165014, В06В 1/20, 04.11.1964). Например, при температуре воздуха Тк=500 К, скорости U в отверстии d равной 100 м/с, диаметре d одинаковых отверстий в стенках равном 3 мм при зазоре между стенками h=d=3 мм, частота звуковых колебаний будет равна 26667 Гц, а диаметр D воздушного канала с двумя полостями равен 10.89 мм (см. таблицу).

Таблица
Тк, К U, м/с d, мм h/d *)
11,2 1,41,6 1,8
500 100 3f, Гц 266672240020000 1786716000
D, мм 10,8912,5113,73 15,0816,56
500 80 3f, Гц 213331792016000 1429312800
D, мм 13,0215,0416,56 18,2520,10

Продолжение таблицы
500 60 3f, Гц 160001344012000 107209600
D, мм 16,5619,2521,28 23,5326,00
500 60 2f, Гц 240002016018000 1608014400
D, мм 11,0412,8414,18 15,6917,33
800 60 3f, Гц 160001344012000 107209600
D, мм 20,3123,7226,28 29,1332,25

*) При h<d возбуждение звука будет неустойчивым.

Загромождение создаваемое углубленной выходной частью излучателя потоку топливовоздушной смеси в поперечном сечении коллектора и воздушной трубки может составлять от 20 до 45 процентов.

Оснащение топливной форсунки в зоне выходных отверстий воздушной трубки распылителем (струйным или центробежным), подающим топливо в сторону выходных отверстий трубки обеспечивает интенсивное смешение газообразного топлива с воздухом, а в случае применения жидкого топлива приводит к его дроблению на мелкие капли. Оба процесса, смешение и распыливание, улучшаются при увеличении относительной скорости воздуха. По этой причине прямое втекание воздуха в воздушные трубки оказывается наиболее выгодным для дробления струй топлива на мелкие капли и их смешение с воздухом, поскольку при этом скорость обтекания струй топлива воздухом достигает максимальной величины. Это обеспечивается тем, что вход в каждую воздушную трубку размещен в канале между корпусом камеры сгорания и жаровой трубой и направлен в сторону входа в камеру сгорания.

Расположение выходных отверстий воздушных трубок в кольцевом коллекторе, выбрано таким образом, чтобы выходы из всех трубок были направлены в одну сторону и создавали общий коллективный поток ТВС внутри коллектора. Взаимодействие этого потока с гидродинамическими препятствиями в виде воздушных трубок и излучателей повышает однородность ТВС.

Снабжение каждой топливной форсунки в зоне выходного отверстия воздушной трубки боковым распылителем, направленным в сторону выходного отверстия трубки, обеспечивает интенсивное смешение газообразного топлива с воздухом, а в случае применения жидкого топлива и к его дроблению на мелкие капли. Оба процесса, смешение и распыливание, улучшаются при увеличении относительной скорости воздуха. По этой причине прямое втекании воздуха в воздушные трубки оказывается наиболее выгодным для дробления струй топлива на мелкие капли и их смешение с воздухом, поскольку при этом скорость обтекания струй топлива воздухом достигает максимальной величины. На практике это реализуется тем, что вход в каждую воздушную трубку размещен в канале между корпусом камеры сгорания и жаровой трубой и направлен в сторону входа в камеру сгорания.

Установка на кольцевом участке стенки жаровой трубы общем с коллектором между воздушными трубками аэродинамических излучателей звука дополнительно интенсифицирует тепло- и массообменные процессы внутри коллектора.

Таким образом решена поставленная в полезной модели задача. Достигнуто эффективное предварительное многократное смешение топлива с воздухом. Подготовка бедной предварительно перемешенной и частично испаренной ТВС к сжиганию осуществляется без ущерба для топливной экономичности двигателя и ресурса работы его горячих частей. Вследствие этого существенно снижена эмиссия вредных веществ (NOx, CO, UHC, сажи) в продуктах сгорания топлива.

Настоящая полезная модель поясняется последующим подробным описанием фронтового устройства кольцевой камеры сгорания ГТУ и ее работы со ссылкой на иллюстрации, представленные на фиг.1-4, где:

На фиг.1 изображен продольный разрез прямоточной камеры сгорания;

На фиг.2 - разрез А-А на фиг.1;

На фиг.3 - элемент I на фиг.2;

На фиг.4 - элемент II на фиг.2.

Фронтовое устройство кольцевой камеры сгорания 1 газотурбинной установки содержит (см. фиг.1-3) равнорасположенные по окружности топливные форсунки 2 и воздушные трубки 3 с входом 4 на одном конце и боковым выходом 5 на другом конце. В каждую трубку 3 установлена топливная форсунка 2. Вход 4 в каждую трубку 3 размещен в канале 6 между корпусом 7 камеры сгорания 1 и жаровой трубой 8 и направлен в сторону входа 9 в камеру сгорания 1. На внутренней поверхности жаровой трубы 8 установлен кольцевой коллектор 10 выпуклого профиля. Коллектор 10 имеет общий с жаровой трубой 8 участок 11 стенки и, по меньшей мере, один ряд равнорасположенных по окружности отверстий 12 на стороне, обращенной к начальной части жаровой трубы 8. Число рядов отверстий 12 может быть несколько. Ряды могут отличаться числом и диаметром отверстий 12. Выходы 5 из воздушных трубок 3 размещены в коллекторе 10 и направлены вдоль него в одну сторону. Каждая топливная форсунка 2 в зоне выходных отверстий 5 воздушной трубки 3 снабжена боковым распылителем 13. Распылитель 13 направлен в сторону выходного отверстия 5 трубки 3. Кроме того, на кольцевом участке стенки 11 жаровой трубы 8 общем с коллектором 10 между воздушными трубками 3 установлены аэродинамические излучатели звука 14.

Излучатели звука 14 углублены в полость коллектора 10.

Пример конкретного излучателя звука 14 показан (см. фиг.2, 4). Он выполнен в виде цилиндра 15 с осевым каналом, открытым на входе 16, и двумя торцевыми стенками 17, 18 на выходе со сквозными соосными отверстиями одинакового диаметра 19, 20 и с зазором 21 между ними.

В зоне стабилизации пламени камеры сгорания 1 расположены свечи зажигания 22.

Фронтовое устройство кольцевой камеры сгорания 1 ГТУ работает следующим образом. При работе используют пневматические способы обработки топлива в несколько этапов, которые обеспечиваются предварительным многоступенчатым перемешиванием и последующим распыливанием (для жидкого топлива) воздухом с получением дисперсной и гомогенной ТВС.

Воздух из компрессора ГТУ (не показано) подают на вход 9 камеры сгорания 1 (см. фиг.1) и далее в канал 6 между корпусом 7 камеры сгорания 1 и жаровой трубой 8. Из канала 6 воздух направляют на входы 4 трубок 3 и через боковые выходы 5 на конце каждой трубки 3 (см. фиг.2) нагнетают в коллектор 10. Из коллектора 10 воздух через отверстия 12 по окружности направляют в начальную часть жаровой трубы 8. Затем подают топливо (см. фиг.3) через все форсунки 2 в зону выходных отверстий 5 через распылители 13. В зоне выходных отверстий 5 струи топлива первично смешивают с воздухом, поступающий в трубку 3 со входа 4. Полученную ТВС через выходы 5 каждой трубки 3 направляют в коллектор 10 в одну сторону по кольцу. Этим достигается дополнительное перемешивание ТВС в объеме коллектора 10 за счет обтекания общим потоком ТВС воздушных трубок и излучателей и турбулентного смешения внутри этого потока. Через входы 16 излучателей 15 в кольцевом участке 11 стенки жаровой трубы 8 (см. фиг.2) в коллектор 10 подают воздух из канала 6, чем обеспечивают дополнительное (третье) перемешивание и обеднение ТВС в коллекторе 10. При прохождении воздуха через отверстия 19, 20 в торцевых стенках 17, 18 излучателя 14 происходит генерация звуковых колебаний крупными вихрями воздуха, образующимися при обтекании острой кромки отверстия 19 в торцевой стенке 17 под воздействием звуковых колебаний, возникающих от периодического натекания на острую кромку отверстия 20 в торцевой стенке 18 образовавшихся вихрей, которые усиливаются за счет гидродинамической неустойчивости потока в зазоре 21. Звуковые колебания усиливают внутри коллектора 10 процессы смешения и теплообмена между компонентами ТВС.

Из коллектора 10 гомогенизированную ТВС через отверстия 12 по окружности нагнетают в зону горения в начальной части жаровой трубы 8. Частичное смешение топлива с воздухом продолжается и в самой зоне горения до момента воспламенения ТВС, которую поджигают свечами зажигания 22 и сжигают. Последущее воспламенение ТВС при работе камеры сгорания 1 осуществляют в зонах стабилизации пламени.

В предлагаемом фронтовом устройстве обеспечено эффективное смешение топлива с воздухом, подготовка бедной однородной газовой (гомогенной) или однородной мелкодисперсной ТВС к экологически чистому и эффективному ее сжиганию в камерах сгорания газотурбинных установок различного назначения.

1. Фронтовое устройство кольцевой камеры сгорания газотурбинной установки, содержащее равнорасположенные по окружности топливные форсунки и воздушные трубки с входом на одном конце и боковым выходом на другом конце трубки, причем в каждой трубке установлена топливная форсунка, вход в каждую трубку размещен в канале между корпусом камеры сгорания и жаровой трубой и направлен в сторону входа в камеру сгорания, отличающееся тем, что на внутренней поверхности жаровой трубы установлен кольцевой коллектор выпуклого профиля, имеющий общий с жаровой трубой участок стенки и, по меньшей мере, один ряд равнорасположенных по окружности отверстий на стороне, обращенной к начальной части жаровой трубы, а выходы из воздушных трубок размещены в коллекторе и направлены вдоль него в одну сторону, каждая топливная форсунка в зоне выходного отверстия воздушной трубки снабжена распылителем, направленным в сторону выходного отверстия трубки, кроме того, на кольцевом участке стенки жаровой трубы, общем с коллектором, между воздушными трубками установлены аэродинамические излучатели звука.

2. Фронтовое устройство по п.1, отличающееся тем, что аэродинамические излучатели звука углублены в полость коллектора.

3. Фронтовое устройство по п.1, отличающееся тем, что отдельный излучатель звука может быть выполнен в виде цилиндра с осевым каналом, открытым на входе и имеющим две торцевые стенки на выходе со сквозными соосными отверстиями одинакового диаметра и с зазором между ними.

4. Фронтовое устройство по п.3, отличающееся тем, что кромки отверстий в торцевых стенках выполнены острыми.



 

Похожие патенты:

Техническим результатом является уменьшение диаметральных размеров с сохранением энергетических параметров и улучшение теплоотвода от маслонасоса и от погружного электродвигателя
Наверх