Система обучения

 

Заявленная полезная модель относится к области педагогики и может быть использовано для осуществления процесса обучения различным дисциплинам.

Система обучения, состоящая из учебного пособия, сетевого управляющего запоминающего устройства и соединенного с ним, по меньшей мере, одного средства коммуникации обучаемого, при этом сетевое управляющее запоминающее устройство включает носитель информации, а по меньшей мере, одно средство коммуникации обучающего соединенное с носителем информации сетевого управляющего запоминающего устройства и со средством коммуникации обучаемого, при этом учебное пособие может быть соединено с носителем информации или может быть соединено со средством коммуникации обучаемого.

Заявленная полезная модель относится к области педагогики и может быть использована для осуществления процесса обучения различным дисциплинам.

Известна система обучения, состоящая из учебного пособия, сетевого управляющего запоминающего устройства и соединенного с ним, по меньшей мере, одного средства коммуникации обучаемого, при этом учебное пособие, состоит из модулей, каждый из которых состоит из трех частей теоретического, упражнений для его закрепления и справочного материала, а сетевое управляющее запоминающее устройство состоит из носителя информации соединенного с блоком распознавания и сравнения, который соединен со средством коммуникации обучаемого (Патент РФ на изобретение 2337408, кл. МПК G09B 5/14, опубл. 27.10.2008 Бюл. 30)

Недостатком данного устройства является то, что в нем управление процессом обучения осуществляется только посредством сетевого управляющего запоминающего устройства, которое не предусматривает возможности учета психологических и интеллектуальных данных каждого индивида, обучающегося в группе. Кроме того, практическая реализация данной известной системы предполагает достаточно высокий уровень формализации семантического анализа диалога субъектов информационного взаимодействия, что связано с необходимостью значительных материальных затрат, в связи с этим эффективность его применения представляется достаточно проблематичной.

Технический результат, который может быть получен в заявленной полезной модели, заключается в создании автоматизированной системы личностно ориентированного индивидуального или группового обучения, в которой в отношении каждого обучаемого реализованы требования индивидуального обучения, позволяющее инициировать процесс деятельностной и познавательной активности каждого обучаемого и повысить эффективность процесса обучения каждого обучаемого из группы обучаемых.

Технический результат достигается тем, что в системе обучения, состоящей из учебного пособия, сетевого управляющего запоминающего устройства и соединенного с ним, по меньшей мере, одного средства коммуникации обучаемого, при этом сетевое управляющее запоминающее устройство содержит носитель информации, введено, по меньшей мере, одно средство коммуникации обучающего соединенное с носителем информации сетевого управляющего запоминающего устройства и со средством коммуникации обучаемого, при этом учебное пособие может быть соединено с носителем информации или может быть соединено со средством коммуникации обучаемого.

Заявленная система обучения представлена на фиг.1, 2 и 3 на которых показаны сетевое управляющее запоминающее устройство 1, содержащее носитель 2 информации, который соединен со средством 5 коммуникации обучающего, кроме того, средство 5 коммуникации обучающего соединено со средством 4 коммуникации обучаемого. Учебное пособие 3 может быть выполнено в виде автономного блока, как показано на фиг.1, может быть соединено с носителем 2 информации, как показано на фиг.2, или может быть соединено со средством 4 коммуникации обучаемого, как показано на фиг.3. Учебное пособие 3 должно быть сконфигурировано в зависимости от изучаемой дисциплины и должно содержать теоретический, справочный материалы, а также задания для проверки обучаемого, относящиеся к данной дисциплине и иным сопутствующим дисциплинам. На практике заявленная система обучения является пригодной для обучения обучаемых любым учебным дисциплинам, при этом содержание учебного пособия 3 должно быть составлено таким образом, что бы с его помощью было возможно осуществлять учебный процесс по любой необходимой дисциплине.

Сетевое управляющее запоминающее устройство 1 может быть выполнено в виде компьютера с жестким диском, и съемным оптическим диском, выполняющим функцию носителя 2 информации. Средство 4 коммуникации обучаемого, средство 5 коммуникации обучающего и учебное пособие 3 обучающего могут быть выполнены в виде компьютеров снабженных средством взаимодействия с пользователем, например, клавиатурой и мышью, и средством отображения информации, например, монитором. В том случае если учебное пособие 3 соединено с носителем 2 информации или со средством 4 коммуникации обучаемого, оно может быть выполнено в виде оптического диска, накопителя информации, дискового накопителя информации или любого другого запоминающего устройства, совместимого с компьютером. Учебное пособие 3 содержит информационные модули в доступном для чтения виде и состоит из следующих модулей:

- модуль комплексных учебных заданий по освоению пользовательских навыков сетевого управляющего устройства и по содержанию одного или более предметов, предназначенных для одновременного автоматизированного изучения;

- модуль типовых наводящих вопросов возрастающей сложности по всему материалу, предназначенному для изучения;

- модуль типовых ошибок обучающихся по всему объему изучаемого материала;

- модуль подробных методических указаний по каждому учебному заданию;

- модуль организационно - методических материалов;

- модуль контрольных вопросов по всему материалу.

Система обучения, соответствующая данной полезной модели, может включать несколько средств 4 коммуникации обучаемых, несколько средств 5 коммуникации обучающих, а также несколько учебных пособий 3.

Заявленная полезная модель работает следующим образом.

Если учебное пособие 3 соединено со средством 4 коммуникации обучаемого, обучаемый приводит средство 4 коммуникации обучаемого в рабочее состояние и через него обращается к учебному пособию 3. Если учебное пособие 3 соединено с носителем 2 информации, обучаемый приводит средство 4 коммуникации обучаемого в рабочее состояние и через него обращается (делает запрос о доступе) к носителю 2 информации.

Обучающий объясняет кратко всей группе обучаемых элементы нового учебного материала, после чего обучаемые приступают к изучению методических указаний к полученным заданиям одновременно приступая к выполнению своего задания. Каждый обучаемый выполняет тестовые задания, с использованием сетевого управляющего устройства 1, при этом результаты выполнения тестовых заданий отправляются через сетевое управляющее устройство 1 на отображающее устройство средства 5 коммуникации обучающего. На основании визуального анализа результатов обучающий определяет степень усвоения знаний каждого обучаемого.

Вопросы, неясности и уточнения, возникающие в процессе выполнения заданий, обучаемые задают в вербальной форме обучающему в режиме реального времени. Обучающий отвечает на вопросы обучаемых и выдает им рекомендации в процессе обхода обучаемых, или просмотра результатов выполнения заданий и анализа результатов выполненных заданий каждого обучающегося на средстве отображения информации средств 4 коммуникации обучаемых или на средстве отображения информации средства 5 коммуникации обучающего. Обучаемый может обращаться за справками к носителю 2 информации сетевого управляющего устройства 1, отправляя при этом запрос со средства 4 коммуникации обучаемого сетевому управляющему устройству 1, или обращаясь к обучающему в вербальной форме.

Обучаемый в процессе выполнения задания может обращаться за справочной информацией к теоретическому материалу, обращаясь к учебному пособию 3. В том случае, если учебное пособие является автономным устройством (носителем) обучаемый обращается к учебному пособию 3 напрямую, приведя его в рабочее состояние. Если учебное пособие 3 соединено со средством 4 коммуникации обучаемого, обучаемый через средство 4 коммуникации обучаемого обращается к учебному пособию 3. Если учебное пособие 3 соединено с носителем 2 информации, обучаемый через средство 4 коммуникации обучаемого обращается (делает запрос о доступе) к носителю 2 информации. Таким образом система обучения позволяет обучаемому на любом этапе выполнения задания обращаться к учебному пособию за справочной и учебной информацией и/или в устной форме к обучающему.

Получив задание на средство 4 коммуникации обучаемого, обучаемый приступает к его выполнению. При этом обучающий может следить за ходом выполнения задания обучаемым и вносить корректировки или давать устные или письменные рекомендации по выполнению задания. Для этого обучающий со средства 5 коммуникации обучающего обращается непосредственно к устройству отображения информации средства коммуникации 5 обучающего и/или к средству 4 коммуникации обучаемого за получением информации о ходе выполнения задания и, при необходимости, отправляет любую информацию (например, рекомендации по выполнению задания) со средства 5 коммуникации обучающего на средство 4 коммуникации обучаемого.

Подобным образом обучаемый может со средства 4 коммуникации обучаемого обратиться с любым запросом к обучающему, отправив указанный запрос на средство 5 коммуникации обучающего.

Заявленная система обучения позволяет:

- объединить процессы изучения теоретического материала с выполнением практических заданий и с контролем деятельности каждого обучаемого в режиме реального времени;

- реализовать принцип индивидуального информационного взаимодействия обучающего с каждым обучаемым в учебной группе;

- повысить познавательную и деятельностную активность обучаемых;

- повысить эффективность использования учебного времени;

- снизить психо-эмоциональную нагрузку обучаемых и обучающего;

- минимизировать отношение времени объяснения к общему времени деятельности обучаемого;

- предъявлять теоретический материал каждому обучаемому индивидуально по мере выполнением им практического задания и в соответствии с темпом его работы;

- осуществлять информационный контакт субъектов учебного процесса через средства коммуникации посредством электронного или вербального взаимодействия, посредством системы типовых наводящих вопросов, и представлять их обучаемому по его запросу программным обеспечением или другим способом, а, при необходимости, и ответы на них на ограниченное время;

- использовать комплексные учебные задания, содержащие информацию по двум или более одновременно изучаемым предметам;

- предъявлять новый материал с неявно заданными начальными условиями, и с элементами пройденного материала;

- предлагать учебные задания с убывающей степенью подробностей сформированные в эксперименте по среднему времени их выполнения, вместе с методическими указаниями;

- использовать в качестве базового программного обеспечения профессиональную отечественную систему сквозного автоматизированного проектирования, например, ADEM.

Таким образом, за счет введения в систему обучения, по меньшей мере, одно средства коммуникации обучающего, появляется возможность объективной оценки знаний обучаемого и, как результат этого, повышается уровень процесса обучения.

1. Система обучения, состоящая из учебного пособия, сетевого управляющего запоминающего устройства и соединенного с ним, по меньшей мере, одного средства коммуникации обучаемого, при этом сетевое управляющее запоминающее устройство содержит носитель информации, отличающаяся тем, что в ней введено, по меньшей мере, одно средство коммуникации обучающего, соединенное с носителем информации сетевого управляющего запоминающего устройства и со средством коммуникации обучаемого.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что учебное пособие соединено с носителем информации.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что учебное пособие соединено со средством коммуникации обучаемого.



 

Похожие патенты:
Наверх