Устройство для крепления антенны транспортного средства

 

Полезная модель относится к антенным устройствам и может быть использована на транспортных средствах, в которых по условиям эксплуатации требуется изменять место установки антенны. Новым является то, что устройство выполнено с возможностью выдвижения антенны за пределы поперечного габарита транспортного средства и включает выдвижную штангу, опору с посадочным местом под антенну, закрепленную на внешнем торце штанги, направляющую, закрепленную через кронштейн на корпусе транспортного средства с обеспечением возможности горизонтального перемещения упомянутой штанги в направлении перпендикулярном продольной оси транспортного средства, фиксирующее устройство штанги с подпружиненным фиксатором, установленное на упомянутом кронштейне, и обеспечивающее фиксацию антенны в горизонтальной или вертикальной плоскости в крайних положениях хода штанги с помощью подпружиненного фиксатора, входящего во взаимодействие с соответствующими горизонтальными или вертикальными отверстиями, выполненными в штанге, при этом штанга снабжена ограничителями величины хода, а устройство снабжено гибким электрическим кабелем, предназначенным для связи антенны с приемопередатчиком. Показано устройство для исключения вибрации штанги при движении транспортного средства и элементы защиты от механических повреждений электрического кабеля и разъема. Технический результат, достигаемый полезной моделью заключается в обеспечении устойчивой работы средств связи гусеничного транспортера при погруженном на него пароме. 1 независимый и 4 зависимых п. ф-лы, 7 поясняющих фиг.

Полезная модель относится к антенным устройствам и может быть использована на объектах, в которых по условиям эксплуатации требуется изменять место установки антенны.

Известно закрепление антенн на танках Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90 (см. книгу «Современные танки» под редакцией Сафонова Б.С. и Мураховского В.И., Москва, «Арсенал-Пресс», стр.100, 111, 121, 123), которое выполнено стационарным на крыше башни за люками командира и наводчика.

Недостатком известного стационарного закрепления является то, что его нельзя использовать на объектах, которые по условиям эксплуатации имеют ограничение по высотному габариту и для установки антенны в вертикальное положение, требуется изменять место ее закрепления.

Известно «Устройство для крепления элементов антенн» по патенту РФ 2317616, МПК H01Q1/12. Указанное устройство выполнено с возможностью перемещения элементов вдоль мачты и закрепления в требуемом положении с помощью двух хомутов, прижимных планок с призматическими вырезами и гаек для фиксации.

Недостатком известного устройства является возможность только вертикального перемещения антенн и отсутствует возможность их горизонтального перемещения. Кроме того, данное устройство нельзя использовать на объектах, у которых отсутствует мачта.

Известна качающаяся антенна для транспортных средств по патенту ФРГ 925958, МКИ Н01Q, принимаемая за прототип заявляемого технического решения. Устройство для ее крепления содержит поворотный антенный штырь устанавливаемый на крыше транспортного средства подвижно с помощью головки сочленения, в которой выполнен поперечный паз, расположенный таким образом, что роликовый фиксатор с помощью пружины поджимается в указанный паз, фиксируя антенну в рабочем положении. При ударе наружной антенны о препятствие, например, при проезде транспортного средства через низкие ворота гаража, роликовый фиксатор сжимает пружину, выскакивает из поперечного паза, при этом антенный штырь на небольшой угол отклоняется от исходной рабочей позиции. Наружная антенна движется затем под собственным весом в положение покоя и сама не возвращается в рабочее положение. Антенну можно снова вернуть в рабочее положение из внутренней части транспортного средства с помощью рейки управления путем толчка этой рейки, которая давит на шип, расположенный сбоку антенны.

Недостатком известной антенны является возможность только разворота вокруг поперечной оси против или по ходу движения транспортного средства, но отсутствует возможность горизонтального перемещения точки ее закрепления.

Необходимость горизонтального перемещения антенны за габариты транспортного средства возникает если вся платформа, располагаемая над его шасси, будет занята для размещения крупногабаритного груза или специального оборудования. Такая необходимость возникает в частности при использовании гусеничного транспортера по патенту РФ 2332322 с установленным на нем паромом, например по патентам РФ 2296078, 2296079 и 2296080. Поперечный габарит указанных паромов превышает ширину транспортера, что не позволяет использовать стационарное крепление антенны в габаритах транспортера.

Настоящей полезной моделью решается задача создания простого и надежного устройства крепления антенны с возможностью перемещения места ее установки.

Технический результат, достигаемый при решении поставленной задачи заключается в обеспечении устойчивой работы средств связи транспортного средства при погруженном на него крупногабаритном грузе.

Поставленная задача решается тем, что устройство выполнено с возможностью выдвижения антенны за пределы поперечного габарита транспортного средства и включает выдвижную штангу, опору с посадочным местом под антенну, закрепленную на внешнем торце штанги, направляющую, закрепленную через кронштейн на корпусе транспортного средства с обеспечением возможности горизонтального перемещения упомянутой штанги в направлении перпендикулярном продольной оси транспортного средства, фиксирующее устройство штанги с подпружиненным фиксатором, установленное на упомянутом кронштейне, и обеспечивающее фиксацию антенны в горизонтальной или вертикальной плоскости в крайних положениях хода штанги с помощью подпружиненного фиксатора, входящего во взаимодействие с соответствующими горизонтальными или вертикальными отверстиями, выполненными в штанге, при этом штанга снабжена ограничителями величины хода, а устройство снабжено гибким электрическим кабелем, предназначенным для связи антенны с приемопередатчиком.

Наилучший технический результат достигается, если:

- в направляющей выполнено резьбовое отверстие под прижимной болт, устанавливаемый с упором в штангу для выборки монтажных зазоров и фиксации штанги при движении транспортного средства;

- направляющая и штанга выполнены в виде цилиндрических толстостенных труб, установленных соосно;

- ограничители величины хода штанги выполнены в виде регулировочных болта и втулки, установленных на торце штанги с противоположной стороны от антенны, при этом головка болта установлена с возможностью взаимодействия с бортом транспортера в задвинутом положении антенны, а поверхность уширенной части втулки - с торцом направляющей в выдвинутом положении антенны;

- гибкий электрический кабель размещен в защитной пружинной оплетке, над устройством установлен защитный щиток электрического кабеля, а нижняя часть антенны с разъемом и частью электрического кабеля размещены в защитном кожухе, закрепленном на штанге.

Анализ основных отличительных признаков показал, что:

- включение в устройство опоры с посадочным местом под антенну, приваренной на торце штанги, которая установлена в направляющей, закрепленной через кронштейн на транспортном средстве, с обеспечением возможности горизонтального перемещения части штанги за его поперечный габарит, и возможностью фиксации антенны в горизонтальной или вертикальной плоскости в крайних положениях хода штанги с помощью подпружиненного фиксатора, закрепленного на упомянутом кронштейне, и входящего во взаимодействие с соответствующими горизонтальными или вертикальными отверстиями, выполненными в штанге и направляющей, обеспечило возможность установки антенны транспортера в рабочее положение при погруженном пароме, выводя ее с помощью устройства за поперечный габарит парома, устанавливать ее горизонтально в габаритах транспортера для спуска парома на воду, или вертикально в габаритах транспортера без погруженного парома;

- снабжение штанги ограничителями величины хода выполненных, например, в виде болта и втулки, установленных на торце штанги с противоположной стороны от антенны, позволила регулировать величину хода штанги таким образом, чтобы в ее крайних положениях отверстия в штанге и направляющей находились соосно подпружиненному фиксатору, при этом головка болта ограничивает ход штанги с упором в борт транспортера - в задвинутом положении антенны, а поверхность уширенной части втулки с упором в торец направляющей - в ее выдвинутом положении;

- выполнение направляющей и штанга в виде цилиндрических толстостенных труб, установленных соосно, обеспечило необходимую жесткость и прочность устройства при незначительной массе и простоте конструкции;

- выполнение в направляющей резьбового отверстия под прижимной болт, позволило после фиксации антенны подпружиненным фиксатором установкой болта производить выборку монтажных зазоров между штангой и направляющей втулкой с последующим стопорением контргайкой, и за счет этого исключить вибрацию штанги при движении транспортного средства;

- размещение гибкого электрического кабеля, предназначенного для связи антенны с приемопередатчиком, в защитной пружинной оплетке, установка над устройством защитного щитка электрического кабеля, размещение нижней части антенны с разъемом и частью электрического кабеля в защитном кожухе, закрепленном на штанге, позволило исключить скручивание и перегиб кабеля, обеспечило его защиту от механических повреждений.

Полезная модель поясняется чертежами, на которых изображено:

- на фиг.1 - общий вид на устройство для крепления антенны транспортного средства;

- на фиг.2 - поперечный разрез направляющей втулки и штанги по оси штока, разрез А-А на фиг.1;

- на фиг.3 - продольный разрез по оси направляющей втулки и штанги, разрез Б-Б на фиг.1;

- на фиг.4 - поперечный разрез направляющей втулки и штанги по оси контровочного болта, разрез В-В на фиг.1;

- на фиг.5 - поперечный разрез по защитному кожуху нижней части антенны, разрез Г-Г на фиг.1;

- на фиг.6 - антенна в горизонтальном положении, задвинутая в поперечный габарит транспортера перед спуском парома на воду;

- на фиг.7 - антенна в вертикальном рабочем положении, задвинутая в поперечный габарит транспортера при движении без парома.

Описание и работа заявляемого устройства для крепления антенны транспортного средства (см. фиг.1) показаны при его использовании на транспортере 1 по патенту РФ 2332322.

Устройство для крепления антенны транспортного средства включает кронштейн 2, закрепленный на ребре 3, жестко связанном с надгусеничной полкой 4 корпуса транспортного средства (транспортера 1). На кронштейне 2 (см. фиг.2) горизонтально приварена направляющая 5, в ней установлена с возможностью продольного перемещения за поперечный габарит транспортного средства и разворота вокруг своей оси штанга 6, которая как и направляющая 5, могут быть выполнены в виде толстостенных труб, установленных соосно. На внешнем торце штанги 6 закреплена опора 7 с посадочным местом под антенну 8. На штанге 6 на расстоянии, соответствующем требуемому поперечному ходу антенны 8, выполнены по две пары горизонтальных и вертикальных отверстий «а», диаметр которых выбран с возможностью взаимодействия с подпружиненным фиксатором 9 фиксирующего устройства штанги, предназначенным для фиксации антенны 8 в горизонтальном или вертикальном рабочем (задвинутом в поперечный габарит транспортера 1) положении и в вертикальном рабочем (выдвинутом за поперечный габарит парома 10) положении. Фиксатор 9 с пружиной 11 размещены в корпусе 12, который установлен со стороны кронштейна 2 в соосных отверстиях, выполненных в кронштейне 2 и направляющей 5 в точке их контакта. Для осевого перемещения и фиксации-расфиксации антенны 8, фиксатор 9 снабжен кольцом 13.

На другом торце штанги 6, с противоположной стороны от антенны 8, установлены (см. фиг.3) регулировочные болт 14, втулка 15 и контргайка 16, используемые как ограничители хода штанги 6: головка болта 14 ограничивает ход упором в борт транспортера 1 - в задвинутом положении антенны 8, а поверхность «б» уширенной части втулки 15 упором в торец направляющей 5 - в выдвинутом положении антенны 8.

В направляющей 5 выполнено резьбовое отверстие, в котором установлен прижимной болт 17 с возможностью упора в штангу 6, снабженный контргайкой 18 (см. фиг.4).

Устройство для крепления антенны 8 снабжено гибким электрическим кабелем 19, предназначенным для связи антенны 8 с приемопередатчиком транспортного средства (на фиг. не показан). Электрический кабель 19 размещен в защитной пружинной оплетке 20 и снабжен разъемом 21 для подключения к антенне 8 (см. фиг.5). Над устройством на бонках 22 установлен защитный щиток 23 электрического кабеля 19. Кроме того, разъем 21 и часть электрического кабеля 19 размещены в защитном кожухе 24, который закреплен на штанге 6.

Работает устройство следующим образом.

При монтаже устройства, с помощью регулировочных болта 14 и втулки 15 производится выставка требуемого хода штанги 6 таким образом, чтобы в крайних положениях штанги 6 отверстия «а» располагались соосно фиксатору 9, после чего затягивается контргайка 16.

При необходимости использования средств связи транспортера с погруженным на него пароме 10, ослабляются контргайка 18 и прижимной болт 17, фиксатор 9 за кольцо 13 выводится из соответствующего отверстия «а», сжимая пружину 11. После чего, расстопоренная штанга 6 с антенной 8 выдвигаются за поперечный габарит парома 10 в крайнее положение до упора поверхности «б» втулки 15 в торец направляющей 5, антенна 8 устанавливается в вертикальное рабочее положение, фиксатор 9 под воздействием пружины 11 входит в соответствующее отверстие «а», далее затяжкой прижимного болта 17 производится выборка монтажных зазоров и затягивается контргайка 18, после чего штанга 6 оказывается надежно закрепленной от вибрации при движении. Антенна 8 готова к работе средств связи.

Перед спуском парома на воду, для исключения поломки антенны 8 тросами 25 (см. фиг.6), ослабляются контргайка 18 и прижимной болт 17, фиксатор 9 за кольцо 13 выводится из соответствующего отверстия «а», сжимая пружину 11, антенна 8 приводится в горизонтальное положение, задвигается в поперечный габарит транспортера до упора головки регулировочного болта 14 в борт транспортера 1, после входа фиксатора 9 под воздействием разжимающейся пружины 11 в соответствующее отверстие «а», затяжкой прижимного болта 17 производится выборка монтажных зазоров, после чего затягивается контргайка 18.

При движении транспортера без парома, антенна 8 может устанавливаться в вертикальное рабочее положение и стопориться, как описано выше, но задвинутой в поперечный габарит транспортера (см. фиг.7).

Таким образом, настоящей полезной моделью решена задача создания простого и надежного устройства крепления антенны транспортного средства с возможностью перемещения места ее установки.

1. Устройство для крепления антенны транспортного средства, содержащее поворотный антенный штырь, закрепленный на оси, расположенной перпендикулярно продольной оси транспортного средства, отличающееся тем, что оно выполнено с возможностью выдвижения антенны за пределы поперечного габарита транспортного средства и включает выдвижную штангу, опору с посадочным местом под антенну, закрепленную на внешнем торце штанги, направляющую, закрепленную через кронштейн на корпусе транспортного средства с обеспечением возможности горизонтального перемещения упомянутой штанги в направлении, перпендикулярном продольной оси транспортного средства, фиксирующее устройство штанги с подпружиненным фиксатором, установленное на упомянутом кронштейне и обеспечивающее фиксацию антенны в горизонтальной или вертикальной плоскости в крайних положениях хода штанги с помощью подпружиненного фиксатора, входящего во взаимодействие с соответствующими горизонтальными или вертикальными отверстиями, выполненными в штанге, при этом штанга снабжена ограничителями величины хода, а устройство снабжено гибким электрическим кабелем, предназначенным для связи антенны с приемопередатчиком.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в направляющей выполнено резьбовое отверстие под прижимной болт, устанавливаемый с упором в штангу для выборки монтажных зазоров и фиксации штанги при движении транспортного средства.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что направляющая и штанга выполнены в виде цилиндрических толстостенных труб, установленных соосно.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что ограничители величины хода штанги выполнены в виде регулировочных болта и втулки, установленных на торце штанги с противоположной стороны от антенны, при этом головка болта установлена с возможностью взаимодействия с бортом транспортера в задвинутом положении антенны, а поверхность уширенной части втулки - с торцом направляющей в выдвинутом положении антенны.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что гибкий электрический кабель размещен в защитной пружинной оплетке, над устройством установлен защитный щиток электрического кабеля, а нижняя часть антенны с разъемом и частью электрического кабеля размещены в защитном кожухе, закрепленном на штанге.



 

Похожие патенты:

 // 140001

Полезная модель - костный фиксатор - относится к медицинской технике и направлена на предупреждение миграции спиц при их использовании в системах «стержень-спица»

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к выращиванию растений в защищенном грунте по малообъемной технологии с использованием минерального субстрата
Наверх