Вездеход на шинах свехнизкого давления

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве транспортного средства при движении по бездорожью (болоту, снегу и т.д.).

Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение удобства, легкости и безопасности управления вездеходом за счет обеспечения стабильного положения переднего колеса при движении по неровностям дороги и косогору.

Решение указанной задачи достигается тем, что на вездеходе установлен фиксатор положения переднего управляемого колеса, состоящий из гидроцилиндра, установленного на раме вездехода, шток которого связан с вилкой переднего колеса, при этом полости гидроцилиндра соединены между собой шлангом через гидравлический замок, который установлен на руле с возможностью разблокирования при нажатии на рычаг.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве транспортного средства при движении по бездорожью (болоту, снегу и т.д.).

Известен вездеход на шинах сверхнизкого давления, включающий двигатель, трансмиссию и три колеса (И по болоту, и по снегу. Моделист-конструктор, 12, 2000 г., с.2-4).

Недостатком устройства является низкая надежность, что приводит к отказам и поломкам элементов конструкции в процессе эксплуатации, а также низкие эксплуатационные качества, которые практически исключают возможность его эксплуатации вне дороги.

Ближайшим аналогом является вездеход на шинах сверхнизкого давления, состоящий из двигателя, трансмиссии, расположенных на общей раме и трех колес большого диаметра, состоящих из обода и пневмокамер, защищенных сверху покрышками, с передачей крутящего момента на два задних колеса, и передним управляемым колесом с вилкой для изменения направления движения (RU, патент на полезную модель 53224, В60В 9/00, Б.И. 13, 2006).

Недостатком известного устройства является то, что при движении на его переднее управляемое колесо со стороны неровностей, находящихся на опорной поверхности, постоянно действуют возмущающие воздействия, стремящиеся изменить положение колеса и увести его с выбранной траектории (направления) движения. Это усложняет управляемость вездехода за счет утомляемости водителя (водитель воспринимает воздействия, действующие со стороны опорной поверхности, преодолевая их, удерживая колесо в нужном положении, и тем самым обеспечивает движение вездехода в нужном направлении) и снижает безопасность движения.

Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение удобства, легкости и безопасности управления вездеходом за счет обеспечения стабильного положения переднего колеса при движении по неровностям дороги и косогору.

Решение указанной задачи достигается тем, что на вездеходе установлен фиксатор положения переднего управляемого колеса, состоящий из гидроцилиндра, установленного на раме вездехода, шток которого связан с вилкой переднего колеса, при этом полости гидроцилиндра соединены между собой шлангом через гидравлический замок, который установлен на руле с возможностью разблокирования при нажатии на рычаг.

Использование фиксатора положения переднего управляемого колеса, состоящего из гидроцилиндра, установленного на раме вездехода, со штоком, соединенным с вилкой переднего колеса и полостями соединенными между собой шлангом через гидравлический замок, который установлен на руле с возможностью разблокирования (соединения полостей гидроцилиндра друг с другом) при нажатии на рычаг позволяет снизить физические (мускульные) усилия водителя за счет того, что гидроцилиндр удерживает управляемое колесо на заданной траектории при движении вездехода. При этом повышается удобство, легкость и безопасность управления вездеходом.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен общий вид вездехода на шинах сверхнизкого давления; на фиг.2 - вид крепления фиксатора на вездеходе; на фиг.3 - то же, вид сверху; на фиг.4 - гидравлическая схема, поясняющая работу.

Вездеход на шинах сверхнизкого давления (менее 0,01 МПа) содержит двигатель 1, трансмиссию, состоящую из цепной передачи 2 и коробки перемены передач 3, которые расположены на общей раме. Коробка передач 3 выполнена двухвальная с четырьмя парами шестерен, обеспечивающих выбор передаточного отношения в зависимости от условий движения. Выходной вал коробки перемены передач 3 связан с ведущими колесами 4 посредством двухступенчатой цепной передачи 2, дифференциала и полуосей. Рама пространственная, трубчатая, основу которой составляет П-образная конструкция, опирающаяся сзади на балку ведущего моста, а спереди соединенная с рулевым управлением 5. Переднее колесо 6 обеспечивает управление вездехода во время движения. Все три колеса имеют большой диаметр (до 1500 мм), и состоят из обода 7, пневмокамер 8, защищенных сверху покрышками 9. Переднее колесо закреплено на вилке 10, которая соединена с рамой с помощью оси. На раме вездехода установлен фиксатор в виде гидроцилиндра 11, шток 12 которого соединен с вилкой 10 переднего колеса 6. Полости гидроцилиндра 11 соединены между собой шлангом 13 через гидравлический замок 14, который установлен на руле с возможностью разблокирования при нажатии на рычаг 15. На раме расположен бензобак 16 и сиденье водителя 17.

Вездеход на шинах сверхнизкого давления работает следующим образом.

Крутящий момент, вырабатываемый двигателем 1 передается на ведущий вал коробки перемены передач 3 и с нее через двухступенчатую цепную передачу 2, дифференциал и полуоси на ведущие колеса 4. В месте контакта ведущих колес 4 с дорогой возникает касательная сила тяги, которая преодолевая силы сопротивления, осуществляет движение вездехода.

При движении вездехода по бездорожью на его переднее управляемое колесо 6 со стороны неровностей, находящихся на опорной поверхности, постоянно действуют возмущающие воздействия, стремящиеся изменить положение колеса и увести его с выбранной траектории (направления) движения. Кроме того, косогор на местности, неравномерная накачка правого и левого ведущего колеса 4 также стремятся увести вездеход с траектории прямолинейного движения.

Положением переднего колеса 6 управляет водитель за счет мускульных усилий. Он воспринимает эти воздействия, действующие со стороны опорной поверхности, преодолевает их, удерживая переднее колесо 6 в нужном положении, и тем самым обеспечивает движение вездехода в нужном направлении.

Фиксатор работает следующим образом. Усилия, воздействующие на переднее колесо 6 вездехода передаются на вилку 10 и далее на шток 12 гидроцилиндра 11. В связи с тем, что гидросистема в рабочем положении заблокирована гидрозамком 14 возможное перемещение жидкости из одной полости гидроцилиндра 11 в другую отсутствует. Вилка 10 удерживается в заданном положении с помощью гидроцилиндра 11. При этом мускульные усилия водителя минимальны. В случае возникновения необходимости изменения направления движения водитель нажимает на рычаг 15, который открывает гидравлический замок 14 и жидкость получает возможность перетекать из одной полости в другую, выключая тем самым гидроцилиндр 11 из работы.

В отличии от аналогов данная конструкция вездехода на шинах сверхнизкого давления имеет повышенное удобство, легкость и безопасность управления при движении по бездорожью.

Вездеход на шинах сверхнизкого давления, состоящий из двигателя, трансмиссии, расположенных на общей раме и трех колес большого диаметра, состоящих из обода и пневмокамер, защищенных сверху покрышками, с передачей крутящего момента на два задних колеса, и передним управляемым колесом с вилкой для изменения направления движения, отличающийся тем, что на вездеходе установлен фиксатор положения переднего управляемого колеса, состоящий из гидроцилиндра, установленного на раме вездехода, шток которого связан с вилкой переднего колеса, при этом полости гидроцилиндра соединены между собой шлангом через гидравлический замок, который установлен на руле с возможностью разблокирования при нажатии на рычаг.



 

Похожие патенты:
Наверх