Рулевой механизм транспортного средства

 

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, преимущественно к рулевым механизмам транспортных средств с малогабаритной кабиной. Задачей предлагаемой полезной модели является создание компактного рулевого механизма, предназначенного для малогабаритных кабин, снижение трудоемкости его изготовления, повышение надежности конструкции. Рулевой механизм транспортного средства, решающий данную задачу, содержит рулевую колонку, рулевое колесо, опорный кронштейн, насос-дозатор, механизм фиксации, зажимную рукоятку, причем насос-дозатор смонтирован непосредственно на рулевой колонке, а сама рулевая колонка с насосом-дозатором имеет возможность поворота относительно кабины.

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, преимущественно к рулевым механизмам транспортных средств с малогабаритной кабиной.

Изученные материалы дают основания утверждать, что кинематическая схема рулевого механизма отечественных колесных транспортных средств, предусматривает неподвижность корпуса насоса-дозатора относительно кабины. Корпус насоса-дозатора закрепляют на кабине, на шасси, на платформе внутри кабины, поворачивающейся вместе с сиденьем в горизонтальной плоскости и т.д.

Недостатком таких кинематических схем рулевого механизма является наличие карданных шарниров и переходных деталей между рулевой колонкой и насосом-дозатором, что увеличивает размеры рулевого механизма.

Известен рулевой механизм колесного трактора, включающий рулевую колонку, рулевое колесо, сдвоенный карданный шарнир, насос-дозатор, неподвижно закрепленный на кабине (1).

Недостатком указанной конструкции является наличие карданного шарнира и переходных деталей, что повышает люфт рулевого вала и усилие на рулевом колесе, увеличивает размеры и трудоемкость изготовления рулевого механизма, а, следовательно, снижает надежность механизма

Задачей предлагаемой полезной модели является создание компактного рулевого механизма, снижение трудоемкости его изготовления, повышение надежности конструкции.

Рулевой механизм транспортного средства, решающий данную задачу, содержит рулевую колонку, рулевое колесо, опорный кронштейн, насос-дозатор, механизм фиксации, зажимную рукоятку, причем насос-дозатор смонтирован непосредственно на рулевой колонке, а сама рулевая колонка с насосом - дозатором имеет возможность поворота относительно кабины.

Сущность полезной модели поясняется чертежами:

Фиг.1 - рулевой механизм транспортного средства, общий вид,

Фиг.2 - рулевой механизм транспортного средства, пределы регулирования положения насоса-дозатора и рулевой колонки,

Фиг.3 - рулевой механизм транспортного средства, разрез рулевого механизма в плоскости поворота насоса-дозатора.

Рулевой механизм транспортного средства содержит рулевую колонку 1, рулевое колесо 2, опорный кронштейн 3, насос-дозатор 4, механизм фиксации 5, зажимную рукоятки 6. Насос-дозатор 4 смонтирован на рулевой колонке 1. Рулевая колонка 1 с установленным насосом-дозатором 4 имеет возможность поворота относительно кабины транспортного средства.

Рулевая колонка 1 содержит отверстие 7, предназначенное для установки оси поворота 8, и отверстие 9 для установки зажимного винта 10.

Опорный кронштейн 3 имеет пазы 11 в боковых стенках, предназначенные для ограничения поворота насоса-дозатора на угол А (фиг.2) и отверстия 12 для установки оси поворота 8.

Насос-дозатор 4 монтируется посредством разъемного соединения 13 на рулевую колонку 1.

Механизм фиксации 5 образован зажимным винтом 10, пластиной регулировки положения рукоятки 14 и фиксируется на рулевой колонке 1 посредством разъемного соединения 15.

Принцип сборки рулевого механизма транспортного средства следующий.

Насос-дозатор 4 монтируется на рулевую колонку 1 с помощью разъемного соединения 13, например болтами. При этом, рулевое колесо 2 непосредственно соединяется с насосом-дозатором 4 посредством шлицевого соединения 16. Собранная таким образом рулевая колонка соединяется с опорным кронштейном 3 посредством оси поворота 8. Далее зажимной винт 10 совместно с пластиной регулировки положения рукоятки 14 устанавливаются в пазы 11 опорного кронштейна 3 и отверстие 9 рулевой колонки. Пластина регулировки положения рукоятки 14 соединяется с рулевой колонкой 1 посредством разъемного соединения 15. Зажимная рукоятка 6 устанавливается на зажимной винт 10.

Для поворота рулевого механизма транспортного средства вокруг оси 8, проходящей через отверстие 7 рулевой колонки 1 и отверстия 12. Оператор поворачивает зажимную рукоятку 6. При этом снимается осевое усилие на зажимном винте 10, резко уменьшаются силы трения между поверхностями опорного кронштейна 3 и рулевой колонки, фиксировавшие рулевой механизм относительно кронштейна. Оператор наклоняет рулевое колесо 2 с рулевой колонкой 1 в вертикальной плоскости. При этом угол поворота А насоса-дозатора 4 ограничен размером паза 11 в боковых стенках опорного кронштейна 3. Для фиксации в любой точке паза 11 зажимного винта 10 рулевой колонки 1 совместно с насосом-дозатором 4 относительно кабины, оператор поворачивает зажимную рукоятку 6 в обратную сторону. При этом создается осевое усилие на зажимном винте 10, увеличиваются силы трения между поверхностями опорного кронштейна 3 и рулевой колонки 1. происходит фиксирование рулевого механизма.

В предлагаемой полезной модели рулевой механизм транспортного средства отсутствует карданный шарнир, применяемый в известных схемах рулевых механизмов отечественных колесных транспортных средств. Отсутствие карданного шарнира уменьшает люфт рулевого вала и усилие на рулевом колесе, а также позволяет использовать данный рулевой механизм в малогабаритных кабинах транспортных средств в следствие уменьшения его размеров.

Таким образом, предполагаемая полезная модель решает вопрос создания компактного рулевого механизма, снижения трудоемкости его изготовления, повышения надежности конструкции.

Источники информации:

1. А.К.Болотов, А.А.Лопарев. Конструкция тракторов и автомобилей. Москва "КолосС", 2008. Стр.250-251, рис.173.

Рулевой механизм транспортного средства, содержащий рулевую колонку, рулевое колесо, опорный кронштейн, насос-дозатор, механизм фиксации, зажимную рукоятку, отличающийся тем, что насос-дозатор смонтирован на рулевой колонке, причем рулевая колонка с насосом-дозатором имеет возможность поворота относительно кабины.



 

Похожие патенты:

Клапанный узел высокого давления относится к области оборудования для освоения и ремонта нефтяных и газовых скважин, а именно, к конструкции клапанных узлов плунжерных насосов для обслуживания скважин (кислотная обработка, разрыв пласта, заглушение и т.д.), работающих в тяжелых условиях (агрессивная среда, высокая концентрация твердых частиц, высокое давление).
Наверх