Устройство оснований автомобильных дорог из объемных решеток с ячеистой структурой, заполненных материалом переработки от дробления дорожных железобетонных плит
Полезная модель относится к области строительства и может быть использована для строительства дорог различного назначения, и, главным образом, для реконструкции старых и непригодных для эксплуатации автомобильных дорог.
Устройство оснований автомобильных дорог из объемных решеток с ячеистой структурой, заполненных материалом переработки от дробления дорожных железобетонных плит содержащее решетки с ячеистой структурой, размещенные последовательно одна за другой, соединенные между собой и заполненные материалом переработки от дробления дорожных железобетонных плит с фракциями частиц 5-25 мм.
Заявленная полезная модель относится к области строительства и может быть использована для строительства дорог различного назначения, и, главным образом, для реконструкции старых и непригодных для эксплуатации автомобильных дорог.
Известно, выбранное в качестве ближайшего аналога, армирование конструктивных слоев дорожной одежды синтетическими материалами, содержащее решетки с ячеистой структурой, размещенные последовательно одна за другой, соединенные между собой стальными скрепками и заполненные наполнителем, при этом в качестве наполнителя используется песчано-гравийная смесь, щебень, гравий или бетон в зависимости от назначения дороги (Временные строительные нормы. Применение синтетических материалов при устройстве нежестких одежд автомобильных дорог. М.: 2000)
В предложенном ближайшем аналоге, бетон в жидкой форме заливают в ячейки решеток с ячеистой структурой, с последующим образованием бетонных блоков. Такое заполнение ячеек препятствует удалению воды с дорог после дождей или при интенсивном таянии снега и льда и приводит к образованию больших площадей, заполненных водой, при этом требуется сооружение водоотводных сооружений. Применение в качестве наполнителя щебня или гравия позволяет избежать образования площадей, заполненных водой, однако, прочностные характеристики этих наполнителей примерно на 25% ниже тех же характеристик бетона, морозостойкость этих наполнителей так же низка по сравнению с бетоном. Кроме того, широко применяемый при строительстве дорог гранитный щебень II класса радиоактивности (от 370 до 740 Бк/кг), оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье строителей, строящих дороги.
Таким образом, недостатком ближайшего аналога является водонепроницаемость при высокой прочности или нормальная водопроницаемость при низкой прочности.
Техническим результатом, который может быть получен в заявленной полезной модели, является создание устройства оснований автомобильных дорог из объемных решеток с ячеистой структурой, заполненных материалом переработки от дробления
дорожных железобетонных плит с высокой водопроницаемостью и высокими прочностными характеристиками.
Технический результат достигается тем, что в устройстве оснований автомобильных дорог из объемных решеток с ячеистой структурой, заполненных материалом переработки от дробления дорожных железобетонных плит, содержащем решетки с ячеистой структурой, размещенные последовательно одна за другой, соединенные между собой и заполненные наполнителем, в качестве наполнителя используется материал переработки от дробления дорожных железобетонных плит с фракциями частиц 5-25 мм.
Заявленная полезная модель поясняется при помощи чертежей, приведенных на фигурах 1, 2, 3, 4.
При этом на фиг.1 показан разрез устройства оснований автомобильных дорог из объемных решеток с ячеистой структурой, заполненных материалом переработки от дробления дорожных железобетонных плит;
на фиг.2-4 показаны этапы строительства оснований автомобильных дорог из объемных решеток с ячеистой структурой, заполненных материалом переработки от дробления дорожных железобетонных плит.
На фиг.1-4 приняты следующие обозначения:
решетки 1 с ячеистой структурой;
материал 2 переработки от дробления дорожных железобетонных плит;
поверхностный слой 3 грунта;
Г-образный анкер 4;
дополнительный слой 5 наполнителя;
передвижной механизм 6 дробления дорожных железобетонных плит на гусеничном ходу;
железобетонная плита 7;
геотекстиль 8;
погрузчик 9;
самосвал 10;
бульдозер 11;
грейдер 12;
каток 13.
Заявленная полезная модель реализуется следующим образом.
При реконструкции старой автомобильной дороги, удаляют дорожное покрытие, размещенное на бетонных плитах, затем производят демонтаж самих плит и выполняют выравнивание поверхностного слоя 3 грунта. На выровненном поверхностном слое 3 грунта размещают решетки 1 с ячеистой структурой, образующие армирование
основания автомобильной дороги, которые соединяют (фиксируют) с поверхностным слоем 3 грунта Г-образными анкерами 4, а между собой решетки 1 соединяют при помощи стальных скрепок или, в более предпочтительном варианте исполнения, при помощи пластиковых болтов, выполненных, например, в соответствии с патентом РФ на полезную модель 74928, с навинченными на них пластиковыми гайками. Демонтированные плиты подвергают дроблению, например, при помощи агрегатов дробления, на фракции величиной 5-25 мм, получая тем самым материал 2 переработки от дробления дорожных железобетонных плит. Затем производят заполнение ячеек решеток 1 с ячеистой структурой материалом 2 переработки от дробления дорожных железобетонных плит и производят его уплотнение, например, при помощи асфальтных катков. После этого, поверх заполненных материалом 2 переработки от дробления дорожных железобетонных плит решеток 1 с ячеистой структурой, насыпают слой материала 2 переработки от дробления дорожных железобетонных плит, высотой от 0 до 500 мм.
При таком выполнении реконструкции автомобильной дороги, между фракциями материала 2 переработки от дробления дорожных железобетонных плит, которыми заполнены ячейки решеток 1 с ячеистой структурой, а поверхности этих фракций являются не ровными, имеются зазоры, через которые беспрепятственно проходит вода, попадающая на поверхность автомобильной дороги при выпадении осадков. При этом прочностные характеристики материала 2 переработки от дробления дорожных железобетонных плит значительно превышают прочностные характеристики песчано-гравийной смеси, щебня и гравия, что хорошо видно из приведенного ниже примера.
Пример
При выполнении реконструкции автомобильной дороги, для подготовки материала переработки от дробления были взяты плиты дорожные изготовленные по ГОСТ 21924-76 (ГОСТ 21924.0-84) на основе портландцемента марки 400 и использовавшиеся в качестве основания дорожного покрытия в течении 30 лет. Данные плиты были изготовлены из следующих материалов:
портландцемент - 30 кг (3 ведра) (15%);
песок - 70 кг (5 ведер) (35%);
щебень - 100 кг (8 ведер) (50%);
Модуль деформации этих плит составляет 60 МПа (500 кгс/см2). После выполнения операции дробления и получения материала с фракциями частиц 5-25 мм, были произведены измерения величины сопротивления сжатию частиц, которая была равна 2250 кг/см2.
Для сравнения приведем значения прочности (сопротивления сжатию) для различных пород щебня, используемых при строительстве автомобильных дорог:
- гранитный (габбро, диориты, диабазы) от 800 до 1800 кг/см2;
- известняки от 300 до 600 кг/см2;
- доломиты от 600 до 1200 кг/см2;
- гравий в среднем 800 кг/см2.
На фиг.2-4 показаны этапы строительства оснований автомобильных дорог из объемных решеток с ячеистой структурой, заполненных материалом переработки от дробления дорожных железобетонных плит.
На фиг.2 показан этап демонтажа и дробления дорожных железобетонных плит. На этом этапе дорожные железобетонные плиты 7 демонтируют при помощи подъемных устройств, например, при помощи подъемных кранов, и дробят их при помощи передвижных механизмов 6 дробления дорожных железобетонных плит на гусеничном ходу При этом получают материал 2 переработки от дробления дорожных железобетонных плит.
На фиг.3 показан этап планировки и последующего уплотнения существующего основания насыпи автодороги. Операцию уплотнения выполняют, например, при помощи асфальтового катка.
На фиг.4 показан этап укладки решеток 1 с ячеистой структурой с заполнением их ячеек материалом 2 переработки от дробления дорожных железобетонных плит. При этом производят подготовку нижнего слоя 3 для укладки решеток 1 с ячеистой структурой, например, при помощи грейдеров 12, после чего, на подготовленный поверхностный слой можно дополнительно настелить с нахлестом геотекстиль 8. Затем производят установку решеток 1 с ячеистой структурой, которые соединяют (фиксируют) с поверхностным слоем 3 грунта Г-образными анкерами 4, и их соединение при помощи пластиковых болтов и гаек, изготовленных в соответствии с патентом РФ на полезную модель 74928. Доставляют к местам засыпки материал 2 переработки от дробления дорожных железобетонных плит при помощи самосвалов 10 и, при помощи погрузчиков 9, осуществляют заполнение ячеек решеток 1 с ячеистой структурой материалом 2 переработки от дробления дорожных железобетонных плит. Производят распределение материала 2 переработки от дробления дорожных железобетонных плит при помощи бульдозера 11, а затем уплотняют, заполняющий ячейки решеток 1 с ячеистой структурой материал 2 переработки от дробления дорожных железобетонных плит, при помощи катков 13. В завершении, производят окончательную планировку основания при помощи грейдеров 12.
Таким образом, за счет того, что при строительстве автомобильных дорог, с использованием объемных решеток с ячеистой структурой, в качестве наполнителя используется материал переработки от дробления дорожных железобетонных плит с
фракциями частиц 5-25 мм, значительно повышается водопроницаемость и прочностные характеристиками автомобильной дороги.
Устройство оснований автомобильных дорог из объемных решеток с ячеистой структурой, заполненных материалом переработки от дробления дорожных железобетонных плит, содержащее решетки с ячеистой структурой, размещенные последовательно одна за другой, соединенные между собой и заполненные наполнителем, отличающееся тем, что в качестве наполнителя используется материал переработки от дробления дорожных железобетонных плит с фракциями частиц 5-25 мм.