Наконечник для смазки внутренних профильных поверхностей деталей

 

Полезная модель относится к машиностроению и предназначена для нанесения равномерного тонкого слоя консистентной смазки на внутренние поверхности сложного профиля и большой длины с небольшими размерами в поперечном сечении. Внедрено в цехе «Шасси-6» МСП на стенде 614.059.335 сборки «Вала карданного промежуточного» 2123/21213-2202010 на смазке шлицевого отверстия фланца эластичной муфты. Наконечник 1 для смазки внутренних профильных поверхностей деталей имеет осевой канал 5 соединенный с наружной кольцевой проточкой 7 радиальными каналами 6 равномерно расположенными по окружности проточки 7. Наружная поверхность наконечника соответствует профилю и длине смазываемой внутренней поверхности детали 4 и расположена эквидистантно ей с зазором по толщине наносимого слоя смазки, а кольцевая проточка 7 равноудалена от начала и конца смазываемой поверхности, при этом суммарная площадь поперечного сечения всех радиальных каналов 6, имеющих одинаковый диаметр, значительно меньше площади поперечного сечения осевого канала 5. Смазка в наконечник 1 подается под давлением от дозатора 12. Давление смазки обеспечивает равномерность зазора по периметру смазываемой поверхности и, соответственно, качественное нанесение равномерного тонкого слоя смазки по всему периметру на заданной длине смазываемой поверхности. 2 илл.

Полезная модель относится к машиностроению и предназначена для нанесения равномерного тонкого слоя консистентной смазки на внутренние поверхности сложного профиля и большой длины с небольшими размерами в поперечном сечении.

В частности, изобретение может быть использовано для нанесения равномерного тонкого слоя смазки на поверхность шлицевого отверстия.

В ОАО «АВТОБАЗ» данная операция выполнялась оператором вручную кисточкой, (например - смазка шлицевого отверстия фланца эластичной муфты вала карданного промежуточного 2123/21213-2202010 на сборочном стенде 614.059.335 в цехе «Шасси-6» МСП).

При этом имеется ряд недостатков:

- неравномерность нанесения смазки по поверхности отверстия детали;

- вероятность остатков ворса кисточки на смазываемой поверхности детали, что ведет к снижению качества сборки собираемого узла;

- снижение культуры производства (засорение рабочего места смазкой);

- ухудшение условий труда рабочего;

- ручной труд.

Известен наконечник для ввода доз густой смазки с направляющей и уплотняющей поверхностями по авторскому свидетельству №1464009, МПК

F16N 21/04, 1989 г., в котором выполнено осевое отверстие и радиальные каналы для подачи смазки.

Наконечник не обеспечивает нанесение равномерного тонкого слоя смазки на внутренние поверхности детали, поскольку зазор между направляющей и смазываемой поверхностью должен быть минимальным (по величине наносимого слоя смазки), а такой зазор имеет высокое гидравлическое сопротивление. Поэтому смазка через сквозное осевое сверление будет уходить в полость детали, а зазор останется не смазанным.

Известно также устройство для нанесения консистентной смазки на внутренние поверхности деталей по патенту №2206021, МПК F16N 11/12, F16N 11/10, 2003 г., которое принято за прототип и в котором имеются осевое отверстие и радиальные каналы, выходящие в кольцевую проточку. На оси установлен ротор, периферия которого сообщается с проточкой тангенциальными каналами.

Недостатком устройства является сложность размещения ротора в отверстиях небольшого диаметра и получения равномерного тонкого слоя покрытия на большой длине. Кроме того, выступы в профильных отверстиях образуют теневые участки для смазки, разлетающейся по прямолинейной траектории при вращении ротора.

Заявляемое устройство направлено на обеспечение нанесения равномерного тонкого слоя смазки на внутренние профильные поверхности большой длины с небольшими размерами в поперечном сечении.

Поставленная задача осуществляется тем, что наконечник для смазки внутренних профильных поверхностей деталей имеет осевой канал, соединенный с наружной кольцевой проточкой, равноудаленной от начала и конца смазываемой поверхности, радиальными отверстиями, равномерно расположенными по окружности проточки. При этом суммарная площадь поперечного сечения всех радиальных отверстий, имеющих одинаковый диаметр, значительно

меньше площади поперечного сечения осевого канала. Наружная поверхность наконечника соответствует профилю и длине смазываемой внутренней поверхности детали и расположена эквидистантно ей с зазором по толщине наносимого слоя смазки.

Выполнение наружной поверхности наконечника по профилю внутренней поверхности отверстия детали, в совокупности с ее расположением с определенным зазором относительно смазываемой поверхности детали, позволяет нанести равномерный слой смазки в любой точке периметра смазываемой поверхности детали.

Размещение кольцевой проточки посередине между началом и концом смазываемой поверхности обеспечивает смазку равноудаленных по обе стороны от проточки участков этой поверхности.

Выполнение радиальных каналов одинакового диаметра с равномерным расположением по окружности проточки, и с суммарной площадью поперечного сечения их значительно меньшей площади поперечного сечения, подводящего смазку, осевого канала, обеспечивает равномерную подачу смазки в диаметрально противоположные части кольцевой проточки и нанесение равномерного слоя смазки по всему периметру сложного профиля отверстия детали.

Таким образом, изобретение обеспечивает нанесение равномерного тонкого слоя смазки на внутренние профильные поверхности большой длины с небольшими размерами в поперечном сечении.

На фиг.1 показан общий вид устройства с предлагаемым наконечником для смазки внутренних профильных поверхностей деталей.

На фиг.2 - разрез А-А на фиг.1.

Наконечник 1 выполнен с профильной наружной поверхностью 2, например, в виде зубьев шлицевого вала, заниженной на величину зазора 3 по отношению к смазываемой поверхности детали 4. Осевой канал 5 наконечника

соединен радиальными каналами 6 с кольцевой проточкой 7. Наконечник 1 установлен на плите 8 с каналом 9 и закреплен, например, с помощью резьбы. Наконечник 1 имеет подставку 10, высота которой обеспечивает положение кольцевой проточки 7 посередине длины смазываемой поверхности детали 4. Устройство с предлагаемым наконечником содержит также датчик 11, дозатор 12, емкость 13 для смазочного материала и насос 14.

Смазка деталей производится следующим образом.

Деталь 4 устанавливают на наконечник 1 с подставкой 10. Датчик 11 наличия детали 4 блокирует выдачу смазки дозатором 12 при отсутствии детали. В дозатор 12 смазка подается из емкости 13 насосом 14. Дозатор 12 подает смазку под давлением в кольцевую проточку 7. Зазор 3, по периметру профильной поверхности, имеет высокое сопротивление для продавливания консистентной смазки, поэтому смазка сначала заполняет всю кольцевую проточку 7. Радиальные каналы 6 выпускают смазку в равных объемах в диаметрально противолежащие части кольцевой проточки 7, и, при наличии смещения смазываемой поверхности детали 4 относительно наружной поверхности оправки, быстрее заполнится полость со стороны меньшего зазора. Давление смазки в этом объеме начинает возрастать, так как смазка продавливается по кольцевой проточке 7 в сторону большего зазора. Это давление действует на смазываемую поверхность детали 4 и, по мере заполнения всей кольцевой проточки, оно возрастает до величины необходимой для продавливания смазки в зазор 3. Под действием этого давления на смазываемую поверхность происходит смещение детали 4 и выравнивание зазора по периметру. Идентичность зазора как выше, так и ниже кольцевой проточки 7 обеспечивает равномерную смазку равноудаленных участков смазываемой поверхности по обе стороны от нее. Общая длина смазываемой поверхности регулируется величиной дозы смазки.

Наконечник для смазки внутренних профильных поверхностей деталей, имеющий осевой канал и наружную кольцевую проточку, соединенную с осевым каналом радиальными каналами, отличающийся тем, что наружная поверхность наконечника соответствует профилю и длине смазываемой внутренней поверхности детали, расположена эквидистантно ей с зазором по толщине наносимого слоя смазки, а наружная кольцевая проточка равноудалена от начала и конца смазываемой поверхности, при этом суммарная площадь поперечного сечения всех радиальных каналов, имеющих одинаковый диаметр и равномерно расположенных по окружности проточки, значительно меньше площади поперечного сечения осевого канала.



 

Наверх