Брызговик моторного отсека транспортного средства

 

Полезная модель относится к конструктивным элементам кузовов наземных транспортных средств, преимущественно легковых автомобилей и предназначена для защиты пространства моторного отсека от попадания воды, грязи, твердых частиц (камней) в процессе их эксплуатации, а также снижения шума, излучаемого источниками силового агрегата (структурного, газодинамического), сосредоточенных в пространстве моторного отсека и снижения аэродинамического сопротивления транспортного средства. Брызговик содержит защитную несущую оболочку в виде отдельной или нескольких тонколистовых металлических или полимерных деталей, закрепленных к силовым элементам каркаса, панелям кузова и/или деталям ходовой части съемными крепежными болтовыми соединениями и футерованных изнутри, со стороны моторного отсека, автономными плосколистовыми звукопоглощающими панелями, лицевая поверхность которых футерована защитной звукопрозрачной газовлагонепроницаемой пленкой или тканью, при этом проекции лицевых поверхностей панелей имеют прямоугольную геометрическую форму и расположены своими большими сторонами параллельно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось транспортного средства. Суммарная площадь проекций лицевых поверхностей автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей в 1,5...2,5 раза меньше площади проекции лицевой поверхности несущей оболочки, при этом автономные плосколистовые звукопоглощающие панели выполнены одинаковой ширины, в 3...10 раз превышающей их толщину, а воздушные зазоры, образуемые между противолежащими торцами больших сторон близлежащих автономных плосколистовых панелей составляют величину не меньшую 0,5 их ширины, кроме того, ширина каждой из автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей, имеет величину, кратную габаритному размеру заготовки прямоугольной формы, из которой они изготовлены. Предложено несколько вариантов конструктивного исполнения брызговика. Полезная модель позволила повысить шумопонижающий эффект брызговика и снизить шум транспортного средства, при одновременном снижении расхода звукопоглощающего материала, исключении (минимизации) образования технологических отходов в процессе изготовления брызговика.

1 н. и 7 з.п.п. ф-лы, 12 ил.

Полезная модель относится к конструктивным многофункциональным элементам кузовов наземных транспортных средств, преимущественно легковых автомобилей и предназначена для защиты пространства моторного отсека от попадания воды, грязи, снега, твердых частиц (камней) в процессе их эксплуатации, а также снижения шума, излучаемого источниками силового агрегата (структурного, газодинамического), сосредоточенных в пространстве моторного отсека и снижения аэродинамического сопротивления транспортного средства.

Известны многочисленные технические устройства снижения шума наземных колесных транспортных средств, обладающие вышеперечисленными защитно-экранирующими, звукоизолирующими и аэродинамическими характеристиками, в частности, предусматривающие применение многофункциональных экранных элементов нижней зоны моторного отсека футерованных звукопоглощающими материалами, в виде брызговиков моторного отсека (далее - брызговиков). В патенте Франции на изобретение №2387822, опубликованном 17.11.1978, описана конструкция шумопоглощающего брызговика, предназначенного для установки в нижней части моторного отсека транспортного средства, который представляет собой оребренную панель, изготовленную из пористого звукопоглощающего материала. По периметру звукопоглощающей панели выполнены отверстия для ее крепления к несущей раме транспортного средства. Указанный брызговик изготавливается преимущественно из термопрессованных волокнистых звукопоглощающих структур, с использованием связующих веществ (типа фенолформальдегидной смолы, термоплавких полипропиленовых волокон и т.п.), из волокон органического, минерального

или синтетического происхождения (или их комбинированных смесей) с внешним поверхностным покрытием, предотвращающим абразивный износ несущей оболочки брызговика в процессе эксплуатации транспортного средства. Открытые поры структуры материала звукопоглощающей панели свободно пропускают (поглощают - при распространении) падающие звуковые волны, но исключают, при этом, попадание со стороны дорожного покрытия в пространство моторного отсека движущегося автомобиля, воды через структуру звукопоглощающей панели, масла, твердых аморфных частиц и т.д. В задней части шумопоглощающего брызговика предусмотрено вентиляционное отверстие для обеспечения интенсивного прохода охлаждающего потока воздуха, нагнетаемого вентилятором систем охлаждения ДВС в пространство моторного отсека и обеспечения, таким образом, необходимой вентилируемости пространства моторного отсека, в котором размещены термонагруженные элементы двигателя и трансмиссионных агрегатов транспортного средства (автомобиля).

В патенте Англии на изобретение №2289748, опубликованном 29.11.1995, описана конструкция брызговика моторного отсека транспортного средства. Описываемый брызговик включает, по крайней мере, один несущий элемент, интегрированный в структуру звукопоглощающего вспененного материала. Звукопоглощающий вспененный материал может быть спрофилирован на несущем элементе с заданной геометрической формой или уложен слоями.

В заявке Англии на изобретение №19534972, опубликованной 20.03.1997, описана конструкция брызговика моторного отсека транспортного средства. Описанный брызговик закрепляется к элементам моторного отсека кузова через горизонтальный фланец и крепежные перемычки. При этом, имеются один или несколько упругих виброизолирующих элементов крепления, исключающих (ослабляющих) нежелательное жесткое вибровозбуждение структуры шумопоглощающего брызговика.

В патенте Германии №10245903, опубликованном 01.04.2004, описан многофункциональный брызговик моторного отсека транспортного средства, выполняющий, в том числе, функцию звукопоглощения и дополнительную (попутную) функцию элемента пассивной безопасности. Брызговик монтируется на транспортном средстве с возможностью обеспечения заданного преднамеренного смещения элемента при наезде на пешехода с целью минимизации его повреждения.

В патенте РФ на полезную модель №5970, опубликованном 16.02.1998 описан брызговик моторного отсека транспортного средства, состоящий из тонколистовой, штампованной, с развитой поверхностью, несущей металлической детали, закрепленной

фланцами, с помощью съемных крепежных элементов, на силовых элементах силового каркаса кузова, на которую установлена самоклеящаяся шумовибродемпфирующая многослойная футеровка, содержащая защитный пленочный звукопрозрачный слой, слой мягкого пористого звукопоглощающего материала, слой плотного вязкоэластичного вибродемпфирующего материала и монтажный поверхностный адгезионный слой липкого вещества.

В качестве прототипа было принято техническое решение, описанное в патенте РФ на полезную модель №52809, опубликованном 27.04.2006, в котором заявляется конструкция брызговика транспортного средства, содержащего защитную несущую оболочку в виде отдельной монолитной или нескольких составных несущих тонколистовых металлических или полимерных деталей, закрепленных к силовым элементам каркаса, панелям кузова и/или деталям ходовой части съемными крепежными болтовыми соединениями и футерованных изнутри со стороны моторного отсека, с находящемся в нем шумоактивными агрегатами и системами, самоклеющейся монолитной плосколистовой звукопоглощающей из пористой (вспененной или волокнистой) звукопоглощающей структуры панелью или несколькими автономными плосколистовыми звукопоглощающими панелями, содержащими внешний защитный (лицевой) звукопрозрачный слой (пленки, тканевого материала) и имеющими заданные геометрические контуры и параметры их взаимного расположения.

Недостатком известных технических решений, представленных выше в качестве аналогов, а так же известного технического решения, принятого за прототип, является их высокая стоимость при недостаточной звукопоглощающей эффективности футерующих панелей брызговика с повышенным расходом вещества звукопоглощающего материала (веса, стоимости). Также в качестве существенного недостатка известных технических решений, включая представленное в качестве прототипа, следует отметить образование технологических отходов при производстве футерующих панелей брызговика сложных геометрических форм в результате технологического процесса нерациональной вырубки (не рационального раскроя деталей) из стандартной прямоугольной панели звукопоглощающего материала.

Технический результат, достигаемый полезной моделью, заключается в улучшении звукопоглощающих свойств футерующих панелей брызговика с повышением шумопонижающего эффекта брызговика и снижением шума транспортного средства в целом при одновременном снижении расхода звукопоглощающего материала, исключении (минимизации) образования технологических отходов в процессе изготовления брызговиков.

Технический результат достигается за счет рационального подбора соответствующих геометрических форм и размеров автономных звукопоглощающих панелей брызговика и их взаимного расположения на поверхности несущей оболочки. Для этого, в известном брызговике моторного отсека транспортного средства, содержащем защитную несущую оболочку (далее - несущую оболочку) в виде отдельной или нескольких тонколистовых металлических или полимерных деталей, снабженных средствами для съемного крепления их к силовым элементам каркаса и панелям кузова и/или деталям ходовой части транспортного средства и футерованных изнутри, со стороны моторного отсека, автономными плосколистовыми звукопоглощающими панелями, лицевая поверхность которых футерована защитным звукопрозрачным слоем, при этом проекции лицевых поверхностей имеют прямоугольную геометрическую форму и расположенными большими сторонами параллельно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось транспортного средства, суммарная площадь автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей Sп (далее - звукопоглощающих панелей) выбирается в 1,5...2,5 раза меньшей площади лицевой поверхности несущей оболочки S б, при этом звукопоглощающие панели выполнены одинаковой ширины, в 3...10 раз превышающей их толщину, а воздушные зазоры, образуемые между противолежащими торцами больших сторон близлежащих звукопоглощающих панелей составляют величину не меньшую чем 0,5 их ширины, кроме того, ширина каждой из звукопоглощающих панелей, имеет величину, кратную габаритному размеру заготовки прямоугольной формы, из которой они изготовлены.

Для исключения (минимизации) образования технологических отходов при операциях вырубки (раскроя) звукопоглощающих панелей из стандартного плосколистового звукопоглощающего материала заданных габаритных размеров (прямоугольного листа габаритных размеров, например, 1000×1000 мм, 1000×1200 мм, 1200×1600 мм, 1000×2000 мм), снижения трудоемкости и расширения унификации применения, длина или ширина каждой из звукопоглощающих панелей выбирается таким образом, что обеспечивая высокий шумопоглощающий эффект за счет соответствующего выбора геометрических форм, размеров и взаимного расположения, они учитывают условия безотходного раскроя стандартной заготовки, таким образом, чтобы при ее технологическом раскрое получалось целое число звукопоглощающих панелей без образования отходов. При этом, по крайней мере, часть звукопоглощающих панелей может быть выполнена составной, из последовательно размещенных и беззазорно состыкованных между собой в единый модуль отдельных звукопоглощающих панелей меньшей длины, при этом звукопоглощающие

панели имеют габаритную длину кратную длине наименьшей по габаритным размерам отдельной звукопоглощающей панели составного модуля. Кроме того, по крайней мере, одна из меньших сторон проекции лицевой поверхности, по крайней мере, двух звукопоглощающих панелей в составе модуля, выполнена под углом 45°С к одной из ее боковых сторон. Также, по крайней мере, одна из меньших сторон проекции лицевой поверхности, по крайней мере, одной звукопоглощающей панели выполнена по углом 45°С к одной из больших сторон этой панели.

Пористые торцевые поверхности звукопоглощающих панелей при необходимости, могут быть облицованы защитной звукопрозрачной газовлагонепроницаемой пленкой или тканью, содержащей монтажный липкий клеевой или термоадгезивный слой, или могут быть выполнены газовлагонепроницаемыми с использованием соответствующего герметизирующего слоя вещества типа мастики или полимерного покрытия, нанесенного, например, методом напыления, или путем термического оплавления пористой поверхности торцев панелей посредством соответствующей технологической операции высокотемпературного воздействия.

По крайней мере, в одном из воздушных промежутков, образуемых между торцами звукопоглощающих панелей, в структуре защитной несущей оболочки брызговика может содержаться, по крайней мере, одно или несколько сквозных влагоотводящих дренажных отверстий.

Сравнение научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках МКИ показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость». При этом полезная модель может быть осуществлена в условиях промышленного производства с использованием несложного технологического оборудования и современных материалов.

Другие особенности и преимущества заявляемой полезной модели станут понятны из чертежей и следующего детального описания, где:

- на фиг.1 представлен вид на лицевую сторону (со стороны моторного отсека) и сечение брызговика в сборе, на котором смонтированы 6 малогабаритных звукопоглощающих панелей одинаковой ширины в 3 раза превышающей толщину панелей,

суммарная площадь лицевых поверхностей которых в 2,3 раза меньше площади лицевой поверхности несущей оболочки;

- на фиг.2 представлен вид на лицевую сторону (со стороны моторного отсека) брызговика в сборе, аналогичного представленному на фиг.1, но содержащего 6 составных модулей, беззазорно смонтированных из нескольких малогабаритных звукопоглощающих панелей;

- на фиг.3 представлен вид на лицевую сторону (со стороны моторного отсека) брызговика в сборе, аналогичного представленному на фиг.1, но 5 меньших сторон проекции лицевой поверхности 4 звукопоглощающих панелей выполнены под углом 45° к одной из больших близлежащих сторон.

- на фиг.4 представлен вид на лицевую сторону (со стороны моторного отсека) брызговика в сборе, аналогичного представленному на фиг.1, но содержащего 6 составных модулей, беззазорно составленных из малогабаритных звукопоглощающих панелей, при этом 10 меньших сторон проекции лицевой поверхности, 5 составных модулей выполнены под углом 45° к одной из больших близлежащих сторон.

- на фиг.5 представлен вид на лицевую сторону (со стороны моторного отсека) и сечение брызговика в сборе, аналогичного представленному на фиг.1, но содержащего звукопоглощающие панели с дополнительно герметизированными торцевыми поверхностями с помощью газовлагонепроницаемого покрытия;

- на фиг.6 представлен вид на лицевую сторону (со стороны моторного отсека) брызговика в сборе, аналогичного представленному на фиг.1, но содержащего 7 сквозных влагоотводящих дренажных отверстий в структуре защитной несущей оболочки в пространстве воздушного промежутка, образуемого между торцами звукопоглощающих панелей;

- на фиг.7 представлена исходная (стандартная) прямоугольная заготовка звукопоглощающего материала со схемой безотходного технологического кроя (вырубки) звукопоглощающих панелей;

- на фиг.8 представлены результаты определения реверберационного коэффициента звукопоглощения брызговика представленного, на фиг.1 (с 6 малогабаритными звукопоглощающими панелями) в сравнении с брызговиком, содержащим 2 крупногабаритные звукопоглощающие панели;

- на фиг.9 представлены результаты измерений уровней внешнего шума (1/3-октавный спектр) с левой стороны легкового автомобиля LADA-21703 в дорожных условиях

испытаний на нормируемом режиме интенсивного разгона по ГОСТ Р 41.51-2004, на 2-ой передаче коробки передач;

- на фиг.10 представлены результаты измерений уровней внешнего шума (1/3-октавный спектр) с правой стороны легкового автомобиля LADA-21703 в дорожных условиях испытаний на нормируемом режиме интенсивного разгона по ГОСТ Р 41.51-2004, на 2-ой передаче коробки передач;

- на фиг.11 представлены результаты измерений уровней внешнего шума (1/3-октавный спектр) с левой стороны легкового автомобиля LADA-21703 в дорожных условиях испытаний на нормируемом режиме интенсивного разгона по ГОСТ Р 41.51-2004, на 3-й передаче коробки передач;

- на фиг.12 представлены результаты измерений уровней внешнего шума (1/3-октавный спектр) с правой стороны легкового автомобиля LADA-21703 в дорожных условиях испытаний на нормируемом режиме интенсивного разгона по ГОСТ Р 41.51-2004, на 3-й передаче коробки передач;

Заявляемая конструкция брызговика содержит несущую оболочку 1 в виде отдельной монолитной или нескольких составных тонколистовых металлических или полимерных деталей. Несущая оболочка 1 брызговика закрепляется через крепежные отверстия 2 с помощью съемных крепежных элементов типа болтовых соединений на силовых элементах каркаса или панелях кузова, деталях ходовой части, снабжается звукопоглощающими панелями 3, преимущественно самоклеющегося типа, которые монтируются на внутренних поверхностях тонколистовой несущей оболочки 1 брызговика. При этом, звукопоглощающие панели 3, как минимум, содержат тонкий защитный слой звукопрозрачной пленки или ткани 4, который покрывает лицевые стороны звукопоглощающих панелей 3, слой пористого (вспененного, волокнистого) звукопоглощающего материала 5 и монтажный адгезионный (липкий, клеевой) слой 6. Для обеспечения более эффективного охлаждения стенок масляного поддона ДВС транспортного средства за счет обдува набегающим потоком воздуха и работы вентиляторной установки системы охлаждения ДВС, в моторном отсеке в зоне расположения брызговика, предусмотрены открытые вентиляционные проемы 7, выполненные таким образом, чтобы встречный поток набегающего воздуха направлялся непосредственно на наиболее термонагруженные поверхности стенок масляного поддона. Для дополнительного уменьшения аэродинамического сопротивления движущегося транспортного средства набегающим потоком воздуха структуре защитной несущей оболочки 1 брызговика придается геометрическая форма, по возможности близкая к плоской, которая частично закрывает (заширмляет) полость моторного отсека, направляя набегающий

воздушный поток под днище кузова автомобиля. Этому же процессу уменьшения аэродинамического сопротивления движущегося транспортного средства (легкового автомобиля) способствует параллельное расположение больших сторон звукопоглощающих панелей относительно продольной оси транспортного средства. Оно же способствует улучшению эвакуации влаги из воздушных зазоров между звукопоглощающими панелями набегающим воздушным потоком.

В промежутках (по крайней мере, в одном) между звукопоглощающими панелями 3 структура несущей оболочки 1 брызговика содержит, по крайней мере, одно или несколько сквозных влагоотводящих дренажных отверстий 8, обеспечивающее отвод влаги как движущегося, так и неподвижного транспортного средства, попавшей в полость воздушного зазора между звукопоглощающими панелями.

При работе транспортного средства (легкового автомобиля) вибрирующие шумоактивные стенки корпусных деталей ДВС (блок и головка цилиндров, масляный поддон, клапанная крышка головки блока, кожух ограждения привода вспомогательных агрегатов), другие вибрирующие жесткие структуры ДВС, сосредоточенные в пространстве моторного отсека генерируют структурный (корпусной) шум, а открытый (свободный) воздухозаборный срез патрубка воздухоочистителя, крыльчатка вентилятора системы охлаждения, крыльчатка генератора - генерируют аэродинамический (газодинамический) шум, что в совокупности формирует в частично замкнутом пространстве моторного отсека диффузное звуковое поле высокой концентрации звуковой энергии в нем. Часть звуковой энергии, генерируемой в пространстве моторного отсека, передается (проникает) в салон автомобиля, проходя через шумопоглощающую обивку, смонтированную на внутренней поверхности панелей щитка передка, и звукоизоляционные структуры щитка передка и пола кузова, а большая часть - свободно передается в окружающую среду (в открытое пространство), в первую очередь - через открытые вентиляционные проемы брызговика моторного отсека. При этом, многократно отражаясь от поверхностей стенок моторного отсека, стенок корпусных деталей ДВС и агрегатов ходовой части, звуковые волны падают при своем распространении на поверхности звукопоглощающих панелей, смонтированных на внутренних поверхностях капота, брызговика моторного отсека и брызговика арок передних колес (если такие имеются в составе комплектации транспортного средства). При падении звуковых волн на звукопоглощающие панели брызговика, существенная часть звуковой энергии поглощается в пористой структуре звукопоглощающего материала со стороны их лицевой поверхности, а часть - поглощается пористыми торцами звукопоглощающих панелей.

Эффект реализации повышенного звукопоглощения панелями заявляемого брызговика моторного отсека, усиливающий его шумопонижающую функцию, обусловлен поглощением звуковой энергии процессами дополнительного дифракционного звукопоглощения более протяженными и податливыми на динамическое воздействие падающих звуковых волн, свободными контурными краями отдельных локальных звукопоглощающих панелей. При увеличенном периметре внешних контуров звукопоглощающих панелей появляются также дополнительные площади звукопоглощения, образуемые торцевыми пористыми поверхностями. Таким образом, осуществляется поглощение энергии звуковых волн брызговиком, генерируемых агрегатами и системами, скомпонованными в пространстве моторного отсека транспортного средства с соответствующим уменьшением уровней внешнего и внутреннего шума транспортного средства.

Одновременно с этим, в процессе эксплуатации транспортного средства в поверхностной структуре (со стороны моторного отсека) брызговика может накапливаться на его поверхности влага (вода, снег), в результате попадания ее с поверхности влажного дорожного покрытия, конденсирования, при переезде глубокого брода с водой и т.д. Накопление влаги происходит на внутренних поверхностях (со стороны моторного отсека) несущей оболочки с возможным последующим заполнением пористой структуры материала звукопоглощающих панелей. При использовании варианта брызговика содержащего сквозные влагоотводящие дренажные отверстия в структуре несущей оболочки в пространстве воздушного промежутка, образуемого между торцами звукопоглощающих панелей происходит следующее. Влага, попадая на поверхность структуры несущей оболочки, в процессе движения транспортного средства, перетекая по поверхностям несущей оболочки под воздействием набегающего воздушного потока, имеет возможность попадать в влагоотводящие дренажные отверстия несущей оболочки и, в последствии, эвакуироваться в окружающую среду. Также, накапливаемая влага удаляется из воздушных промежутков между торцами звукопоглощающих панелей через заднюю периферическую концевую часть брызговика. Во время стоянки автомобиля эвакуация влаги с несущей оболочки брызговика происходит через влагоотводящие дренажные отверстия. Процессу эвакуации жидкости с поверхности несущей оболочки брызговика способствует параллельное расположение больших сторон звукопоглощающих панелей относительно продольной оси автомобиля, с образованием каналов (воздушных зазоров) позволяющих свободно перетекать жидкости накапливаемой на поверхности защитной несущей оболочки и соответствующей ее эвакуации через влагоотводящие дренажные отверстия.

Использование звукопоглощающих панелей суммарной площадью лицевой поверхности SпSб/1,5, не позволяет в достаточной степени снижать расход (стоимость) звукопоглощающего материала, в это же время использование звукопоглощающих панелей с S пSб/2,5 - не позволяет в приемлемой степени (не менее чем на 1,0 дБ в диапазоне 1/3-октавных полос частот 500...10000 Гц) снижать уровни внешнего шума автомобиля. Поэтому, как показывают результаты экспериментальных исследований, наиболее рациональным является использование суммарной площади лицевой поверхности звукопоглощающих панелей лежащей в диапазоне Sп=Sб/2,5...S б/1,5.

Звукопоглощающие панели при этом выполняются одинаковой ширины, в 3...10 превышающей толщину этих панелей. Использование звукопоглощающих панелей одинаковой ширины, кратной габаритному размеру заготовки прямоугольной формы, из которой они изготовлены позволяет рационализировать технологический процесс раскроя (вырубки) и снизить затратные издержки. В этом случае, в частности может быть использовано более простое технологическое оборудование (инструментальная оснастка) позволяющее вырубать панели с одинаковым шагом без переналадки. Использование звукопоглощающих панелей уменьшенной ширины менее чем в 3 раза превышающей толщину, не рационально из-за увеличения трудоемкости монтажа на несущей оболочке брызговика большого числа звукопоглощающих панелей, а более 10 раз - приводит к существенному снижению звукопоглощающей эффективности пакета звукопоглощающих панелей той же суммарной площади лицевой поверхности.

Воздушные зазоры, образующиеся между противолежащими торцами больших сторон близлежащих звукопоглощающих панелей составляют величину не меньшую чем 0,5 их ширины. При использовании воздушного зазора меньше 0,5 их ширины происходит частичное падение звукопоглощающей эффективности, вследствие снижения эффекта дифракционного поглощения звука на краевых зонах звукопоглощающих панелей. Также, в этом случае увеличивается расход звукопоглощающего материала при футеровке заданной площади поверхности несущей оболочки брызговика.

Стороны проекции лицевой поверхности звукопоглощающих панелей могут быть выполнены под углом 45° к одной из близлежащих сторон. Данная геометрическая форма звукопоглощающих панелей выбирается с целью обеспечения меньшего количества технологических отходов при раскрое (вырубке) и последующем состыковывании двух звукопоглощающих панелей, а также для обеспечения последующей вырубки панелей с углом 45° для использования в других комплектных сочетаниях звукопоглощающих панелей.

Эффективность заявляемого технического решения иллюстрируется экспериментальными результатами определения параметра «реверберационный коэффициент звукопоглощения» количественно характеризующего степень поглощения звуковой энергии исследуемым объектом (комплектом звукопоглощающих панелей) брызговика, содержащего малогабаритные с заданным взаимным расположением и размерами звукопоглощающие панели (заявляемая конструкция), в сравнении с брызговиком с аналогичной несущей оболочкой, но со смонтированными крупногабаритными звукопоглощающими панелями (согласно прототипу). Испытания проводились с использованием стендовой установки «Кабина Альфа», содержащей измерительную реверберационную камеру объемом 6,45 м3. При акустических испытаниях оба варианта футерованного брызговика со смонтированными звукопоглощающими панелями устанавливались непосредственно на пол реверберационной камеры стендовой установки «Кабина Альфа». Реверберационный коэффициент звукопоглощения определялся при сопоставлении времени реверберации (затухания) диффузного звука в пустой реверберационной камере и в реверберационной камере с помещенным в ней образцом исследуемого брызговика. Также проводилась оценка эффективности снижения внешнего шума автомобиля, которая иллюстрируется результатами акустических испытаний автомобиля ВАЗ-21703 укомплектованного брызговиком заявляемой конструкции, в дорожных условиях на нормируемом режиме интенсивного разгона по ГОСТ Р 41.51-2004.

При испытаниях использовались следующие конфигурации брызговиков. Заявляемый брызговик содержал адгезионно смонтированные на внутренней поверхности его несущей оболочки шесть малогабаритных звукопоглощающих панелей, выполненных в виде прямоугольных полос идентичной ширины 80 мм. Звукопоглощающие панели изготавливались из самоклеющегося плосколистового материала АА 15 SMT, производства ЗАО НПП «Тэкникал Консалтинг», г.Тольятти. Структурный состав плосколистового материала звукопоглощающих панелей включал: внешний защитный звукопрозрачный газовлагонепроницаемый слой в виде алюминизированной полиэстеровой пленки толщиной 0,012 мм, пористый звукопоглощающий слой открытоячеистого пенополиуретана (ППУ) толщиной 15,0 мм и липкий клеевой монтажный слой. Выбранный для сравнения брызговик (прототип) содержал две адгезионно смонтированные на внутренней поверхности несущей оболочки брызговика крупногабаритные звукопоглощающие панели, выполненные из аналогичного типа (марки) материала АА 15 SMT (что и в заявляемом варианте). При этом, площадь лицевой поверхности крупногабаритных (по прототипу) звукопоглощающих

панелей в два раза превышала площадь лицевой поверхности шести малогабаритных звукопоглощающих панелей заявляемой конструкции брызговика.

Из результатов проведенных экспериментальных исследований, представленных на фиг.8, следует, что использование брызговика со смонтированными шестью малогабаритными звукопоглощающими панелями (заявляемый вариант), в сравнении с брызговиком, содержащим две крупногабаритные звукопоглощающие панели (прототип), позволил в существенной степени увеличить (на 0,20...0,41 усл. ед., т.е. на 20...40%) величину реверберационного коэффициента звукопоглощения в диапазоне октавных полос частот 1000...8000 Гц эффективность поглощения энергии звуковых волн.

Из результатов проведенных измерений уровней внешнего шума легкового автомобиля ВА3-21703, представленных на фиг.9...12, следует что установка заявляемого брызговика с шестью малогабаритными звукопоглощающими панелями приводит к снижению общих уровней шума на 2-ой передаче (слева - на 1,0 дБА, справа - на 1,4 дБА) и на 3-й передаче (слева - на 1,2 дБА, справа - на 1,0 дБА). Снижение общих уровней внешнего шума обусловлено, в основном, уменьшением уровней шума в средне- и высокочастотном диапазоне спектра 400...10000 Гц (до 3 дБ) на нормируемых режимах ГОСТ Р 41.51 - 2004 как при разгоне на 2-й передаче, так и на 3-й передаче (т.е., в частотном диапазоне эффективного звукопоглощения материала АА 15 SMT, см. фиг.8). Среднеарифметическое значение эффекта снижения общих уровней внешнего шума определенное по результатам последующих испытаний пяти образцов автомобилей семейства ВА3-2170 (LADA PRIORA), полученное при установке брызговика оборудованного малогабаритными звукопоглощающими панелями составило 0,7 дБА. Одновременно с этим, техническое решение по заявляемой полезной модели позволило существенно уменьшить стоимость брызговика и уменьшить загрязнение производственными отходами окружающей среды.

Конкретные иллюстрации эффективности использования и варианты технической реализации заявленного технического решения, описанные выше, являются по своему характеру лишь частными примерами и не ограничивают притязания заявляемой полезной модели, объем которой определяется формулой полезной модели. Для технических специалистов работающих в данной области техники станут очевидными другие возможные конкретные варианты осуществления заявляемого устройства, которые будут находиться в рамках объема притязаний настоящей полезной модели.

1. Брызговик моторного отсека транспортного средства, содержащий защитную несущую оболочку в виде отдельной или нескольких тонколистовых металлических или полимерных деталей, закрепленных к силовым элементам каркаса и панелей кузова и/или деталям ходовой части транспортного средства съемными крепежными болтовыми соединениями и футерованных изнутри, со стороны моторного отсека, автономными плосколистовыми звукопоглощающими панелями, лицевая поверхность которых футерована защитной звукопрозрачной газовлагонепроницаемой пленкой или тканью, при этом проекции лицевых поверхностей панелей имеют прямоугольную геометрическую форму и расположены своими большими сторонами параллельно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось транспортного средства, отличающийся тем, что суммарная площадь лицевых поверхностей автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей в 1,5...2,5 раза меньше площади лицевой поверхности несущей оболочки, при этом автономные плосколистовые звукопоглощающие панели выполнены одинаковой ширины, в 3...10 раз превышающей их толщину, а воздушные зазоры, образуемые между противолежащими торцами больших сторон близлежащих автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей, составляют величину не меньшую чем 0,5 их ширины, кроме того, ширина каждой из автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей имеет величину, кратную габаритному размеру заготовки прямоугольной формы, из которой они изготовлены.

2. Брызговик по п.1, отличающийся тем, что, по крайней мере, часть автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей выполнена составной, из последовательно размещенных и беззазорно состыкованных между собой в единый модуль отдельных панелей меньшей длины, кратной длине образуемого составного модуля.

3. Брызговик по п.1, отличающийся тем, что, по крайней мере, одна из меньших сторон проекции лицевой поверхности, по крайней мере, одной автономной плосколистовой звукопоглощающей панели выполнена под углом 45° к одной из больших сторон этой панели.

4. Брызговик по п.1, отличающийся тем, что, по крайней мере, часть автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей выполнена составной из последовательно размещенных и беззазорно состыкованных между собой в единый модуль отдельных панелей меньшей длины, при этом, по крайней мере, одна из меньших сторон проекции лицевой поверхности, по крайней мере, одной панели в составном модуле выполнена под углом 45° к одной из больших сторон этой панели.

5. Брызговик по п.1, отличающийся тем, что торцевые поверхности плосколистовых звукопоглощающих панелей облицованы защитной звукопрозрачной газовлагонепроницаемой пленкой или тканью, содержащей монтажный липкий клеевой или термоадгезивный слой.

6. Брызговик по п.1, отличающийся тем, что торцевые поверхности плосколистовых звукопоглощающих панелей выполнены газовлагонепроницаемыми с использованием герметизированного слоя мастики или полимерного покрытия.

7. Брызговик по п.1, отличающийся тем, что торцевые поверхности плосколистовых звукопоглощающих панелей выполнены газовлагонепроницаемыми путем их оплавления посредством соответствующей технологической операции термического воздействия.

8. Брызговик по п.1, отличающийся тем, что, по крайней мере, в одном промежутке между звукопоглощающими панелями структура защитной несущей оболочки содержит, по крайней мере, одно сквозное влагоотводящее дренажное отверстие.



 

Похожие патенты:

Обивка ковролином боковины и крышки багажника относится к области транспортного машиностроения, а именно к обивкам кузова для обеспечения термошумоизоляции и создания комфортных условий эксплуатации автомобилей рено логан и лада гранта. Повышенный уровень шума в салоне автомобиля оказывает на человека раздражающее воздействие, ускоряет процесс его утомления, ослабляет внимание и значительно ослабляет психические реакции. При движении автомобиля облицовочные детали кузова очень чувствительны к вибрационным нагрузкам и повышенный уровень шума может оказывать отрицательное воздействие в первую очередь на водителя.
Наверх