Конструкция автомобильной дороги

 

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для защиты дорожной одежды и верхней части земляного полотна от переувлажнения в весенне-осенний период. Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является сокращение срока сезонного ограничения движения транспортных средств и сохранение надежности конструкции автомобильной дороги за счет отвода воды из разжиженного грунта и переувлажненной дорожной одежды. Поставленная техническая задача решается за счет того, что в конструкции автомобильной дороги, включающей земляное полотно, слои дорожной одежды и дополнительный дренирующий слой, нижняя часть которого, расположенная под дорожной одеждой, выполнена с обратным уклоном, согласно изобретению, под обочинами и проезжей частью низ дренирующего слоя имеет уклон к продольной оси автомобильной дороги, при этом в основании дополнительного дренирующего слоя проложена полая дренажная труба, имеющая выгнутую форму, середина которой проходит через ось автомобильной дороги. В верхней части дренажной трубы устроены отверстия для пропуска воды, причем концы дренажной трубы должны быть выведены в городской коллектор дождевой воды или в кюветы, а верх расположен на уровне средней части дополнительного дренирующего слоя.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для защиты дорожной одежды и верхней части земляного полотна от переувлажнения в весенне-осенний период.

Известен поперечный профиль автомобильной дороги, устраиваемый по принципу двускатной поверхности. В типовых строительных конструкциях, изделиях и узлах серии 3.503-71 «Дорожные одежды автомобильных дорог общего пользования» от 1986 г. на с.3-5, 20-23 представлены примеры характерных поперечных профилей. Данный поперечный профиль хорошо работает в летний период для водоотвода поверхностных вод. Водоотвод обеспечивается за счет продольного и поперечного уклона проезжей части и обочины. Поперечный уклон обочин должен быть больше чем у проезжей части для обеспечения бесперебойного пропуска поверхностных вод. По такому же принципу работает дополнительный дренирующий слой основания дорожной одежды расположенный между дорожной одеждой и верхом земляного полотна. Дополнительный дренирующий слой основания устраивается двускатно с поперечным уклоном 30%.

Однако данная конструкция дополнительного дренажного слоя не справляется с отводом талых вод в переходный период, так как в весенний период происходит оттаивание грунта земляного полотна автомобильной дороги как сверху от солнечных лучей, так и снизу от внутреннего тепла Земли. Постепенное оттаивание сверху и снизу приводит к образованию донника (мерзлотной линзы). Донник имеет обратные уклоны по отношению к поперечным уклонам дорожной одежды, в связи с чем вода собирается по продольной оси автомобильной дороги, что способствует разжижению грунта земляного полотна и переувлажнению материалов дорожной одежды (рис.4.4

с.34. Васильев А.П., Сиденко В.М. Эксплуатация автомобильных дорог и организация дорожного движения: Учебник для вузов; Под. Ред. А.П.Васильева. - М.: Транспорт, 1990. - 304 с.). С целью сохранения конструкций дорожной одежды в весенний период ограничивают движение транспортных средств по грузоподъемности. Обратный процесс наблюдается в осенний период. При отрицательной температуре гидравлическая связь между тонкими водными пленками нарушается и миграция воды прекращается, одновременно водяной пар конденсируется в дорожной одежде, что приводит к влагонакоплению.

Наиболее близким аналогом по своей сущности и достигаемому техническому результату является конструкция автомобильной дороги, включающая земляное полотно, слои дорожной одежды и дополнительный дренирующий слой средняя часть которого, расположенная под дорожной одеждой, выполнена с обратным уклоном (см., например, SU 1726625 А1, 15.04.1992, Е01С 3/00, всего 3 с.; RU 2233934 С1, 25.12.2002, Е01С 3/00, 3/06, всего 6 с.).

Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является сокращение срока сезонного ограничения движения транспортных средств и сохранение надежности конструкции автомобильной дороги за счет отвода воды из разжиженного грунта и переувлажненной дорожной одежды.

Поставленная техническая задача решается за счет того, что в конструкции автомобильной дороги, включающей земляное полотно, слои дорожной одежды и дополнительный дренирующий слой, нижняя часть которого, расположенная под дорожной одеждой, выполнена с обратным уклоном, согласно изобретению, под обочинами и проезжей частью низ дренирующего слоя имеет уклон к продольной оси автомобильной дороги, при этом в основании дополнительного дренирующего слоя проложена полая дренажная труба, имеющая выгнутую форму, середина которой проходит через ось автомобильной дороги. В верхней части дренажной трубы устроены отверстия для пропуска воды, причем концы

дренажной трубы должны быть выведены в городской коллектор дождевой воды или в кюветы, а верх расположен на уровне средней части дополнительного дренирующего слоя.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 показан поперечный профиль городской автомобильной дороги с ливневыми коллекторами проходящими по краям автомобильной дороги; на фиг.2 показан поперечный профиль автомобильной дороги общего пользования в виде насыпи с кюветами; на фиг.3 показан узел А.

Конструкция автомобильной дороги устраивается следующим образом.

Конструкция автомобильной дороги включает земляное полотно, слои дорожной одежды 1 и дополнительный дренирующий слой 2, устраиваемый из пескогравия или других дренирующих сыпучих материалов, средняя часть которого, расположенная под дорожной одеждой 1, выполнена с обратным уклоном. В основании дополнительного дренирующего слоя 2 по продольной оси дороги проходит середина выпуклой дренажной трубы 3, выполненная из металла, пластика или другого материала диаметром более 22 мм. Длина дренажной трубы 3 зависит от мест расположения городских ливневых коллекторов 4 или высоты насыпи и мест расположения кюветов 5. Дренажная труба 3 выполнена в средней своей верхней части с отверстиями 6 диаметром более 0,5 мм для пропуска талой воды. Расстояние между отверстиями более 10 мм, низ дренажных труб 3 выводится в городские ливневые коллекторы 4 или кюветы 5, а выпуклый верх дренажной трубы 3 расположен на уровне средней части дополнительного дренирующего слоя 1.

С целью увеличения запаса прочности и высокой эксплуатационной надежности автомобильных дорог в весенний период предлагается устраивать несколько дренажных труб. Количество дренажей будет зависеть от типа грунта, глубины промерзания, высоты и ширины земляного полотна, а так же транспортных нагрузок.

Шаг между дренажными трубами, диаметр трубы, количество и диаметр отверстий определяется расчетом в зависимости от расхода воды в дренаже. Устраиваемые дренажные трубы выполняют дополнительные функции: дренирующие, водопонижающие и водоотводные.

Конструкция автомобильной дороги, включающая земляное полотно, слои дорожной одежды и дополнительный дренирующий слой, отличающаяся тем, что дополнительный дренирующий слой, средняя часть которого, расположенная под дорожной одеждой, выполнена с обратным уклоном, при этом в основании дополнительного дренирующего слоя по оси дороги установлена середина дренажной трубы, имеющей в своей средней верхней части отверстия для пропуска талой воды, причем концы дренажной трубы выводятся в городские ливневые коллекторы или кюветы, а верх дренажной трубы расположен на уровне средней части дополнительного дренирующего слоя.



 

Похожие патенты:

Дренаж // 84403

Изобретение относится к области дорожного строительства, преимущественно к конструкциям сборных дорожных покрытий автомобильных дорог, аэродромных полос и подъездов к ним, автостоянок и других грузонапряженных, дорожных покрытий
Наверх