Автономная электростанция

 

Полезная модель относится к автономным электростанциям, вырабатывающим электроэнергию стабильной частоты и стабильного напряжения при переменной скорости вращения первичного двигателя, например, двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Задача, решаемая полезной моделью - снизить расход топлива. Автономная электростанция содержит первичный двигатель 1, снабженный регулятором 2 скорости вращения, синхронный генератор 3, приводимый во вращение двигателем 1, преобразователь 4 частоты, установленный на выходе генератора 3, коммутатор 5, шунтирующий преобразователь 4, датчик 6 скорости вращения двигателя 1, датчик 7 выходной активной мощности Р и микропроцессорную систему 8 управления, к соответствующим входам которой подключены выходы датчиков 6 и 7. Система 8, выполнена с возможностью формирования на ее выходе 9, подключенном к управляющему входу коммутатора 5, и ее выходе 10, подключенном к входу регулятора 2, управляющих сигналов в функции мощности Р, при этом в диапазоне Р<kРн формируются на выходе 9 системы 8 отключающий сигнал, на ее выходе 10 - сигнал, соответствующий оптимальной по минимуму расхода топлива зависимости скорости вращения двигателя 1 от его мощности, а в диапазоне Р>kP н формируются на выходе 9 системы 8 - включающий сигнал, на ее выходе 10 - сигнал, соответствующий номинальной скорости вращения двигателя 1, где Рн - номинальная мощность первичного двигателя, k - меньше или равно 1. Система 8 может быть снабжена входом 13, предназначенным для ввода данных о типе двигателя 1, и выполнена с возможностью выбирать по введенным данным величину k. Датчик 6 может быть выполнен в виде частотомера, подключенного к выходу синхронного генератора 3. 2 з.п.ф., 1 ил.

Область техники

Полезная модель относится к электроэнергетике и, в частности, к автономным электростанциям, вырабатывающим электроэнергию стабильной частоты и стабильного напряжения при переменной скорости вращения первичного двигателя, например, двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Полезная модель может найти применение, например, для автономного или резервного питания потребителей электроэнергии в тех районах, где централизованное электропитание отсутствует или недостаточно надежно.

Уровень техники

Известна устройство, вырабатывающее электроэнергию стабильной частоты и стабильного напряжения, содержащее первичный двигатель, снабженный регулятором скорости вращения, синхронный генератор, преобразователь частоты, установленный на выходе синхронного генератора, датчик выходной активной мощности, датчик скорости вращения первичного двигателя и микропроцессорную систему управления, к соответствующим входам которой подключены выходы указанных датчиков, снабженную выходом, подключенным к входу регулятора скорости вращения первичного двигателя [1].

Недостаток устройства [1] - повышенный расход топлива из-за потерь в преобразователе частоты при нагрузке, близкой к номинальной.

Известна автономная электростанция, содержащая двигатель внутреннего сгорания, установленный на его валу синхронный генератор, преобразователь частоты на выходе синхронного генератора и управляемый коммутатор, включенный между выходами синхронного генератора и преобразователя частоты [2]. Недостаток устройства [2] - повышенный расход топлива, связанный с отсутствием средств оптимального выбора скорости вращения первичного двигателя при пониженной нагрузке.

Раскрытие полезной модели

Задача полезной модели - снизить расход топлива при меняющейся в широких пределах нагрузке электростанции.

Технический результат, достигаемый при использовании полезной модели, состоит в экономии топлива при меняющейся в широких пределах нагрузке, как за счет оптимизации скорости вращения первичного двигателя, так и за счет исключения потерь в преобразователе.

Предметом полезной модели является автономная электростанция, содержащая первичный двигатель, снабженный регулятором скорости вращения, синхронный генератор, приводимый во вращение первичным двигателем, преобразователь частоты, установленный на выходе синхронного генератора, коммутатор, шунтирующий преобразователь частоты, датчик скорости вращения первичного двигателя, датчик выходной активной мощности Р и микропроцессорную систему управления, к соответствующим входам которой подключены выходы указанных датчиков, выполненную с возможностью формирования на первом ее выходе, подключенном к управляющему входу коммутатора, и втором ее выходе, подключенном к входу регулятора скорости вращения первичного двигателя, управляющих сигналов в функции мощности Р, при этом в диапазоне Р<kРн формируются на первом выходе микропроцессорной системы управления отключающий сигнал, на втором ее выходе сигнал, соответствующий оптимальной по минимуму расхода топлива зависимости скорости вращения первичного двигателя от его мощности, а в диапазоне Р>kРн формируются на первом выходе микропроцессорной системы управления - включающий сигнал, на втором ее выходе - сигнал, соответствующий номинальной скорости вращения первичного двигателя, где Р н - номинальная мощность первичного двигателя, k - меньше или равно 1.

Эта совокупность признаков позволяет решить поставленную задачу и получить указанный выше технический результат.

Развития полезной модели для частных случаях ее реализации предусматривают, что:

- микропроцессорная система управления может быть снабжена входом, предназначенным для ввода данных о типе первичного двигателя, и выполнена с возможностью выбирать по введенным данным величину k.

- датчик скорости вращения первичного двигателя может быть выполнен в виде частотомера, подключенного к выходу синхронного генератора.

Краткое описание чертежей

На фиг.1 представлена блок-схема автономной электростанции по полезной модели с учетом ее развития.

Осуществление полезной модели

Блок-схема на фиг.1 содержит:

1 - первичный двигатель, например дизельный ДВС;

2 - регулятор скорости вращения первичного двигателя 1;

3 - синхронный генератор, приводимый во вращение первичным двигателем;

4 - преобразователь частоты, установленный на выходе генератора 3;

5 - коммутатор, шунтирующий преобразователь 4;

6 - датчик скорости вращения двигателя 1, выполненный в виде датчика частоты генератора 3;

7 - датчик выходной активной мощности Р, подключенный к выходу электростанции (в качестве датчика 7 также может использоваться датчик активной мощности, подключенный к выходу генератора 3);

8 - микропроцессорная система управления;

Выходы датчиков 6 и 7 подключены к соответствующим входам системы 8, а ее первый и второй выходы 9 и 10 - к управляющему входу коммутатора 5 и к входу регулятора 2 соответственно. Выходы 11 и 12 системы 8 управляют напряжением генератора 3 (воздействуя на его регулятор возбуждения) и выходной частотой преобразователя 4 соответственно.

Устройство работает следующим образом.

Первичный двигатель 1 приводит во вращение синхронный генератор 3. Воздействуя на регулятор 2, система 8 изменяет скорость вращения двигателя 1. Измеряемая датчиком 6 частота напряжения, вырабатываемого генератором 3, меняется пропорционально скорости вращения двигателя 1.

С выхода генератора 3 напряжение, уровень которого система 8 может изменять воздействиями по выходу 11, поступает на преобразователь 4, выходная частота которого поддерживается в требуемых пределах воздействиями, выдаваемыми системой 8 по выходу 12.

Система 8 управления, анализируя сигнал с датчика 7, формирует на выходах 9 и 10 сигналы, управляющие коммутатором 5 и регулятором 2 соответственно.

Если величина мощности Р, измеряемой датчиком 7, не превышает некоторого значения kРном, где Рном - номинальная мощность двигателя 1, a k1, система 8 формирует на выходе 9 отключающий сигнал, удерживающий коммутатор 5 в разомкнутом состоянии. При этом электроэнергия требуемой частоты поступает в нагрузку от преобразователя 4, а система 8 формирует на выходе 10 сигнал, соответствующий оптимальной по минимуму расхода топлива зависимости скорости вращения первичного двигателя 1 от его мощности (первый режим работы).

При увеличении мощности Р, измеряемой датчиком 7, до значения Р>kР ном система 8 формирует на выходе 9 сигнал, включающий коммутатор 5 и удерживающий его в замкнутом состоянии (второй режим работы). При этом электроэнергия в нагрузку поступает от генератора 3, а преобразователь 4 не работает. Замыканию коммутатора 5 предшествует формирование системой 8 на выходе 10 сигнала, соответствующего номинальной скорости вращения первичного двигателя 1. Этот сигнал, воздействуя на регулятор 2, устанавливает номинальную скорость вращения двигателя 1, которой соответствуют номинальная частота генератора 3 и требуемая частота переменного напряжения на нагрузке электростанции.

Если мощность Р, измеряемая датчиком 7, понижается до Р<kРн, система

управления 8 возвращает электростанцию в первый режим работы.

Экономия топлива при выполнении устройства согласно полезной модели обеспечивается:

- в первом режиме (Р<kР ном), благодаря тому, что сигнал на выходе 10, подключенном к регулятору 2 скорости вращения, формируется системой 8 в соответствии с оптимальной по минимуму расхода топлива зависимостью скорости вращения двигателя 1 от его мощности, меняющейся вместе с мощностью Р, измеряемой датчиком 7, в зависимости от величины электрической нагрузки;

- во втором режиме (Р>kРном )1 благодаря тому, что включение коммутатора 5 выводит преобразователь 4 из цепи передачи энергии в нагрузку, тем самым исключая потери энергии в нем.

В результате проведенных исследований было установлено, что значения k, обеспечивающие максимальную экономию топлива, и вид оптимальной по минимуму расхода топлива зависимости скорости вращения от мощности определяются конкретным типом двигателя внутреннего сгорания, используемого в качестве двигателя 1. Значения k и соответствующие зависимости оптимальной скорости вращения от мощности для различных типов двигателей внутреннего сгорания могут быть предварительно введены (например по входу 13) в систему 8, которую целесообразно выполнить программируемой.

Источники информации

1. Патент РФ №34817 на полезную модель. МПК H02J 3/00, 3/46, 2003 г.

2. Патент РФ №45056 на полезную модель. МПК H02J 3/00, 3/46, 2004 г.

1. Автономная электростанция, содержащая первичный двигатель, снабженный регулятором скорости вращения, синхронный генератор, приводимый во вращение первичным двигателем, преобразователь частоты, установленный на выходе синхронного генератора, коммутатор, шунтирующий преобразователь частоты, датчик скорости вращения первичного двигателя, датчик выходной активной мощности Р и микропроцессорную систему управления, к соответствующим входам которой подключены выходы указанных датчиков, выполненную с возможностью формирования на первом ее выходе, подключенном к управляющему входу коммутатора, и втором ее выходе, подключенном к входу регулятора скорости вращения первичного двигателя, управляющих сигналов в функции мощности Р, при этом в диапазоне Р<kРн формируются на первом выходе микропроцессорной системы управления отключающий сигнал, на втором ее выходе сигнал, соответствующий оптимальной по минимуму расхода топлива зависимости скорости вращения первичного двигателя от его мощности, а в диапазоне P>kPн формируются на первом выходе микропроцессорной системы управления - включающий сигнал, на втором ее выходе - сигнал, соответствующий номинальной скорости вращения первичного двигателя, где Рн - номинальная мощность первичного двигателя, k - меньше или равно 1.

2. Автономная электростанция по п.1, отличающаяся тем, что в ней микропроцессорная система управления снабжена входом, предназначенным для ввода данных о типе первичного двигателя, и выполнена с возможностью выбирать по введенным данным величину k.

3. Автономная электростанция по п.1, отличающаяся тем, что в ней датчик скорости вращения первичного двигателя выполнен в виде частотомера, подключенного к выходу синхронного генератора.



 

Похожие патенты:

Модель относится к электрическим системам и может быть использована для снабжения электрической энергией потребителей местного значения; в качестве источника электрической энергии на транспортных объектах при частоте генерируемого напряжения от 50 до 400 Гц и более; для параллельной работы с другими электрическими системами, в т.ч. с централизованной. Техническим результатом от работы данной системы является ее упрощение, удешевление и увеличение надежности. Технический результат достигается тем, что в системе энергоснабжения, включающей генератор, приводимый первичным двигателем, синхронный компенсатор и конденсаторную батарею, связанные своими выходными шинами с общей шиной электроснабжения, генератор выполняется асинхронным.

Предлагаемая полезная модель синхронного электрического генератора отличается от известных ротором, выполненным в виде 2-х магнитных торцевых систем и расположением П-образных ферромагнитных скоб.

Полезная модель относится к автомобилестроению, в частности, к стендам для проведения комплексных испытаний ДВС с имитацией ездового цикла транспортного средства по заданному алгоритму для получения данных о мощностных, экономических и экологических параметрах ДВС
Наверх