Энергетический комплекс

 

Задача, решаемая полезной моделью, - снизить расход топлива. Энергетический комплекс содержит двигатель 1 на основе ветряной или гидравлический энергии, снабженный автоматическим регулятором 2 скорости вращения, синхронный генератор 3, приводимый во вращение двигателем 1, двигатель 4, выполненный в виде двигателя внутреннего сгорания, снабженный управляемым регулятором 5 скорости вращения, синхронный генератор 6, приводимый во вращение двигателем 4, шину 7 постоянного тока, к которой через выпрямители 8 и 9 подключены выходы генераторов 3 и 6, инвертор 10, вход которого соединен с шиной 7, а выход предназначен для подключения нагрузки, коммутатор 11, включенный между выходами генератора 6 и инвертора 10, датчик 12 мощности Р генератора 6, датчик 13 скорости вращения двигателя 1, датчик 14 положения регулятора 2 и микропроцессорную систему 15 управления, к соответствующим входам которой подключены выходы датчиков 12, 13 и 14, выполненную с возможностью формирования сигналов в функции мощности Р, скорости и значения Z, характеризующего положение регулятора 2. В диапазоне Р<kРном система 15 формирует на выходе 16, подключенном к управляющему входу коммутатора 11, отключающий сигнал, на ее выходе 17, подключенном к входу регулятора 5, при Z<Zmax - сигнал, соответствующий остановке или холостому ходу генератора 6, и при Z=Z max и <ном - сигнал, соответствующий оптимальной по минимуму расхода топлива зависимости скорости вращения двигателя 4 от его мощности, а в диапазоне Р>kРном система 15 формирует на выходе 16 включающий сигнал, на выходе 17 - сигнал, соответствующий номинальной скорости вращения двигателя 4, где Рном - номинальная мощность двигателя 4, ном - номинальная скорость вращения двигателя 4, Zmax - значение Z, соответствующее максимуму полезной (выдаваемой в нагрузку) мощности двигателя 1, k - меньше или равно 1. 4 з.п.ф., 1 ил.

Область техники

Полезная модель относится к электроэнергетике и, в частности, к энергетическим комплексам, вырабатывающим электроэнергию стабильной частоты и стабильного напряжения при использовании первичных двигателей с переменной скоростью вращения. Такие комплексы находят применение, например, для автономного или резервного питания потребителей электроэнергии в тех районах, где централизованное электропитание отсутствует или недостаточно надежно.

Уровень техники

Известно устройство, вырабатывающее электроэнергию стабильной частоты и стабильного напряжения, содержащее первичный двигатель внутреннего сгорания (ДВС), снабженный регулятором скорости вращения, синхронный генератор, преобразователь частоты, установленный на выходе синхронного генератора, датчик выходной активной мощности, датчик скорости вращения первичного двигателя и микропроцессорную систему управления, к соответствующим входам которой подключены выходы указанных датчиков, снабженную выходом, подключенным к входу регулятора скорости вращения первичного двигателя [1].

Недостаток устройства [1] - повышенный расход топлива при переменных нагрузках из-за потерь в преобразователе частоты при нагрузках, близких к номинальной, и из-за того, что при любых нагрузках необходимо использовать первичный двигатель, потребляющий топливо.

Известна автономная электростанция в виде энергетического комплекса, содержащего первый двигатель на основе ветряной или гидравлический энергии, первый синхронный генератор, приводимый во вращение первым двигателем, второй двигатель, выполненный в виде двигателя внутреннего сгорания, второй синхронный генератор,

приводимый во вращение вторым двигателем, шину постоянного тока, к которой через выпрямители подключены выходы первого и второго синхронных генераторов, инвертор, вход которого соединен с шиной постоянного тока, а выход предназначен для подключения нагрузки, коммутатор, включенный между выходами второго синхронного генератора и инвертора [2].

Недостатком устройства |2] является повышенный расход топлива двигателем внутреннего сгорания, связанный с отсутствием средств оптимального выбора скорости вращения первичного двигателя при пониженных нагрузках.

Раскрытие полезной модели

Задача полезной модели - снизить расход топлива при нагрузке, меняющейся в широких пределах.

Технический результат, достигаемый при использовании полезной модели, состоит в экономии топлива при меняющейся в широких пределах нагрузке энергетического комплекса, как за счет оптимизации скорости вращения первичного двигателя, так и за счет исключения потерь в преобразователе.

Предметом полезной модели является энергетический комплекс, содержащий первый двигатель на основе ветряной или гидравлический энергии, снабженный автоматическим регулятором скорости вращения, первый синхронный генератор, приводимый во вращение первым двигателем, второй двигатель, выполненный в виде двигателя внутреннего сгорания, снабженный управляемым регулятором скорости вращения, второй синхронный генератор, приводимый во вращение вторым двигателем, шину постоянного тока, к которой через выпрямители подключены выходы первого и второго синхронных генераторов, инвертор, вход которого соединен с шиной постоянного тока, а выход предназначен для подключения нагрузки, коммутатор, включенный между выходами второго синхронного генератора и инвертора, датчик мощности Р второго

синхронного генератора, датчик скорости со вращения первого двигателя, датчик положения автоматического регулятора скорости вращения первого двигателя и микропроцессорную систему управления, к соответствующим входам которой подключены выходы указанных датчиков, выполненную с возможностью формирования сигналов в функции мощности Р, скорости и значения Z, характеризующего положение автоматического регулятора скорости вращения первого двигателя, при этом в диапазоне P<kPном микропроцессорная система управления формирует на первом ее выходе, подключенном к управляющему входу коммутатора, отключающий сигнал, на втором ее выходе, подключенном к входу управляемого регулятора скорости вращения второго двигателя, при Z<Zmax - сигнал, соответствующий остановке или холостому ходу второго синхронного генератора, и при Z=Zmax и <ном - сигнал, соответствующий оптимальной по минимуму расхода топлива зависимости скорости вращения второго двигателя от его мощности, а в диапазоне Р>kР ном микропроцессорная система управления формирует на первом выходе включающий сигнал, на втором ее выходе - сигнал, соответствующий номинальной скорости вращения второго двигателя, где Р ном - номинальная мощность второго двигателя, ном - номинальная скорость вращения второго двигателя, Zmax - значение Z, соответствующее максимуму полезной (выдаваемой в нагрузку) мощности первого двигателя, k - меньше или равно 1.

Эта совокупность признаков позволяет решить поставленную задачу и получить указанный выше технический результат путем оптимизации режима работы двигателя внутреннего сгорания и более полного использования возобновляемой энергии.

Развития полезной модели для частных случаев ее реализации состоят в том, что:

- автоматический регулятор скорости вращения первого двигателя может быть выполнен в виде регулируемой балластной нагрузки первого

синхронного генератора, в виде тормозного устройства или в виде снабженного приводом механизма поворота лопастей;

- датчик скорости вращения первого двигателя может быть выполнен в виде частотомера, подключенного к выходу первого синхронного генератора.

Краткое описание чертежей

На фиг.1 представлена блок-схема энергетического комплекса с учетом развития полезной модели.

Осуществление полезной модели

На блок-схеме показаны:

1 - первый двигатель, выполненный на основе возобновляемой (ветряной или гидравлический) энергии;

2 - автоматический регулятор скорости вращения двигателя 1;

3 - первый синхронный генератор, приводимый во вращение двигателем 1;

4 - второй двигатель, выполненный как ДВС, например дизельный двигатель;

5 - управляемый регулятор скорости вращения двигателя 4;

6 - второй синхронный генератор, приводимый во вращение двигателем 4;

7 - шина постоянного тока;

8 и 9 - выпрямители (управляемые или неуправляемые), через которые к шине 7 подключены выходы генераторов 3 и 6 соответственно;

10 - инвертор, вход которого подключен к шине 7, а выход предназначен для подключения нагрузки;

11 - коммутатор, включенный между выходами генератора 6 и инвертора 10;

12, 13 и 14 - датчики мощности Р генератора 6, скорости вращения двигателя 3 и характеризуемого величиной Z положения регулятора 2 соответственно;

15 - микропроцессорная система управления, к соответствующим

входам которой подключены датчики 12, 13 и 14.

16 - первый выход системы 15, подключенный к управляющему входу коммутатора 11;

17 - второй выход системы 15, подключенный к входу регулятора 5.

Устройство работает следующим образом.

Двигатель 1 приводит во вращение синхронный генератор 3, вырабатывающий переменной напряжение, частота которого определяется скоростью вращения двигателя 1. В условиях естественных колебаний скорости ветра или напора воды регулятор 2 автоматически ограничивает и стабилизирует скорость вращения двигателя 1 на уровне соответствующем максимальной выработке энергии при заданной скорости ветра. Регулятор 2 может быть выполнен, например, в виде тормозного устройства, в виде балластной электрической нагрузки генератора 3 или в виде снабженного приводом механизма поворота лопастей двигателя 1.

Переменное напряжение с выхода генератора 3 подается на выпрямитель 8. С выхода выпрямителя 8 напряжение постоянного тока подается на шину 7, которая является общей для выпрямителей 8 и 9.

Двигатель 4 приводит во вращение синхронный генератор 6, вырабатывающий переменное напряжение, частота которого определяется скоростью вращения двигателя 4. Напряжение генератора 4, через выпрямитель 9 поступает на шину 7, а через коммутатор 11 может быть подано непосредственно в нагрузку, которая также питается с выхода инвертора 10, преобразующего постоянное напряжение на шине 7 в переменное.

Система 15 управления, анализируя сигналы с датчиков 12, 13 и 14, формирует на выходах 16 и 17 сигналы, управляющие коммутатором 11 и регулятором 5 соответственно. Кроме того, для обеспечения требуемых стабильных значений напряжения и частоты на нагрузке электростанции система 15 осуществляет необходимые управляющие воздействия на возбуждение генераторов 3, 6, выпрямители 8, 9 (если они выполнены

управляемыми) и инвертор 10, используя соответствующие связи, не показанные на фиг.1 для упрощения чертежа.

Если величина мощности Р, измеряемой датчиком 12, не превышает некоторого значения, например, kРном, где Рном - номинальная мощность двигателя 6, a k1, система 15 формирует на выходе 16 отключающий сигнал, удерживающий коммутатор 11 в разомкнутом состоянии. При этом электроэнергия в нагрузку поступает от инвертора 10 (первый режим работы).

При увеличении мощности Р, измеряемой датчиком 12, до значения Р>kРном система 15 формирует на выходе 16 сигнал, включающий коммутатор 11 и удерживающий его в замкнутом состоянии (второй режим работы). При этом электроэнергия в нагрузку поступает от инвертора 10 и от генератора 6, которые в этом случае работают параллельно. Замыканию коммутатора 11 предшествует процедура синхронизации напряжений на выходах генератора 6 и преобразователя 10 (по уровню, частоте и фазе), которую система 15 осуществляет с помощью управляющих воздействий по выходу 17 на регулятор 5, а также воздействий на другие блоки схемы с использованием вышеупомянутых связей, не показанных на фиг.1.

Система 15 формирует в первом и втором режимах работы сигнал на выходе 17, подключенном к входу регулятора 5, следующим образом.

В первом режиме работы (P<kPном) система 15, анализируя сигналы о величинах Z и с датчиков 13 и 14 соответственно, формирует на выходе 17 один из двух управляющем сигналов:

- при Z<Z max (независимо от значения ) - сигнал, соответствующий остановке двигателя 4 или холостому ходу генератора 6;

- при Z=Zmax и <ном - сигнал, соответствующий оптимальной по минимуму расхода топлива зависимости скорости вращения ДВС 4 от его мощности,

где ном - номинальная скорость вращения ДВС 4, Zmax - значение Z,

соответствующее максимуму полезной мощности, отдаваемой двигателем 1 в нагрузку (балласт отключен, торможение снято, угол поворота лопастей оптимален).

Во втором режиме работы (Р>kРном) система 15 формирует на выходе 17 сигнал, соответствующий номинальной скорости вращения ДВС 4.

Экономия топлива при выполнении устройства согласно полезной модели обеспечивается:

- в первом режиме (P<kPном) благодаря тому, что ДВС 4 используется для питания нагрузки только в тех случаях, когда исчерпаны возможности двигателя 1, не расходующего топливо, и благодаря тому, что управляющее воздействие на выходе 17. подключенном к регулятору 5, формируется системой 15 в соответствии с оптимальной по минимуму расхода топлива зависимостью скорости вращения ДВС 4 от его мощности, меняющейся вместе с измеряемой датчиком 12 мощностью Р в зависимости от величины электрической нагрузки;

- во втором режиме (Р>kРном) благодаря тому что включение коммутатора 11 выводит выпрямитель 9 и инвертор 10 из цепи передачи энергии генератора 6 в нагрузку и, тем самым, исключает потери энергии в выпрямителе 9 и инверторе 10.

В результате проведенных исследований было установлено, что значения k, обеспечивающие максимальную экономию топлива, и вид оптимальной по минимуму расхода топлива зависимости скорости вращения двигателя от его мощности определяются конкретным типом двигателя внутреннего сгорания, используемого в качестве двигателя 4. Поэтому значения k и соответствующие зависимости оптимальной скорости вращения от мощности для различных типов двигателей внутреннего сгорания могут быть предварительно введены в систему 15, которую целесообразно выполнить программируемой.

Источники информации

1. Патент РФ №34817 на полезную модель. МПК H02J 3/00, 3/46, 2003 г.

2. Патент РФ №45056 на полезную модель. МПК H02J 3/00, 3/46, 2004 г.

1. Энергетический комплекс, содержащий первый двигатель на основе ветряной или гидравлический энергии, снабженный автоматическим регулятором скорости вращения, первый синхронный генератор, приводимый во вращение первым двигателем, второй двигатель, выполненный в виде двигателя внутреннего сгорания, снабженный управляемым регулятором скорости вращения, второй синхронный генератор, приводимый во вращение вторым двигателем, шину постоянного тока, к которой через выпрямители подключены выходы первого и второго синхронных генераторов, инвертор, вход которого соединен с шиной постоянного тока, а выход предназначен для подключения нагрузки, коммутатор, включенный между выходами второго синхронного генератора и инвертора, датчик мощности P второго синхронного генератора, датчик скорости вращения первого двигателя, датчик положения автоматического регулятора скорости вращения первого двигателя и микропроцессорную систему управления, к соответствующим входам которой подключены выходы указанных датчиков, выполненную с возможностью формирования сигналов в функции мощности P, скорости и значения Z, характеризующего положение автоматического регулятора скорости вращения первого двигателя, при этом в диапазоне P<kPном микропроцессорная система управления формирует на первом ее выходе, подключенном к управляющему входу коммутатора, отключающий сигнал, на втором ее выходе, подключенном к входу регулятора скорости вращения второго двигателя, при Z<Z max - сигнал, соответствующий остановке или холостому ходу второго синхронного генератора, и при Z=Zmax и <ном - сигнал, соответствующий оптимальной по минимуму расхода топлива зависимости скорости вращения второго двигателя от мощности P, а в диапазоне P>kP ном микропроцессорная система управления формирует на первом выходе включающий сигнал, на втором ее выходе - сигнал, соответствующий номинальной скорости вращения второго двигателя, где P ном - номинальная мощность второго двигателя, ном - номинальная скорость вращения второго двигателя, Zmax - значение Z, соответствующее максимуму полезной мощности первого двигателя, k - меньше или равно 1.

2. Энергетический комплекс по п.1, отличающийся тем, что в нем автоматический регулятор скорости вращения первого двигателя выполнен в виде регулируемой балластной нагрузки первого синхронного генератора.

3. Энергетический комплекс по п.1, отличающийся тем, что в нем автоматический регулятор скорости вращения первого двигателя выполнен в виде тормозного устройства.

4. Энергетический комплекс по п.1, отличающийся тем, что в нем автоматический регулятор скорости вращения первого двигателя выполнен в виде снабженного приводом механизма поворота лопастей.

5. Энергетический комплекс по п.1, отличающийся тем, что в нем датчик скорости вращения первого двигателя выполнен в виде частотомера, подключенного к выходу первого синхронного генератора.



 

Похожие патенты:

Модель относится к электрическим системам и может быть использована для снабжения электрической энергией потребителей местного значения; в качестве источника электрической энергии на транспортных объектах при частоте генерируемого напряжения от 50 до 400 Гц и более; для параллельной работы с другими электрическими системами, в т.ч. с централизованной. Техническим результатом от работы данной системы является ее упрощение, удешевление и увеличение надежности. Технический результат достигается тем, что в системе энергоснабжения, включающей генератор, приводимый первичным двигателем, синхронный компенсатор и конденсаторную батарею, связанные своими выходными шинами с общей шиной электроснабжения, генератор выполняется асинхронным.

Изобретение относится к области медицинской техники и может быть использовано при исследованиях распределения жидкостей в организме, состава тела, а также при диагностике некоторых заболеваний

Предлагаемая полезная модель синхронного электрического генератора отличается от известных ротором, выполненным в виде 2-х магнитных торцевых систем и расположением П-образных ферромагнитных скоб.

Полезная модель относится к автомобилестроению, в частности, к стендам для проведения комплексных испытаний ДВС с имитацией ездового цикла транспортного средства по заданному алгоритму для получения данных о мощностных, экономических и экологических параметрах ДВС
Наверх