Опора лыжно-колесного шасси летательного аппарата

 

Опора лыжно-колесного шасси предназначена для взлета, посадки и передвижения летательного аппарата на аэродромах с различной плотностью покрытия. Опора содержит телескопическую стойку (1), внутри которой установлен амортизатор со штоком (2), колесо (3), закрепленное на оси (4) и лыжу (12) с подвесной системой. Подвесная система, выполненная в виде коромысла (5), шарнирно связанного с лыжей (12) посредством рычагов (8) и (9) с образованием параллелограммного механизма. Внутри параллелограмного механизма установлен гидравлический цилиндр подтяга (13) таким образом, что один его конец связан с коромыслом, а другой - с одним из рычагов. При работе гидроцилиндра параллелограммный механизм складывается, обеспечивает плоскопараллельное движение опорной поверхности лыжи (12) относительно фюзеляжа самолета, убирает лыжу и выпускает ее в рабочее положение. Опора снабжена стабилизатором, один конец которого закреплен на коромысле, а другой соединен со штоком амортизатора.

Полезная модель относится к авиационной технике, а именно к взлетно-посадочным устройствам летательных аппаратов, и предназначена для взлета, посадки и передвижения летательного аппарата на аэродромах с различной плотностью покрытия.

Известна опора лыжно-колесного шасси летательного аппарата, содержащая телескопическую стойку с амортизатором, колесо, установленное на штоке амортизатора, лыжу с подвесной системой, включающей коромысло, шарнирно закрепленное на оси колеса, соединенное одним плечом с лыжей и стабилизатор. Опора снабжена жесткой тягой, соединяющей второе плечо коромысла с корпусом телескопической стойки (Авторское свидетельство СССР №1117959, кл. В64С 25/66, от 07.12.82 г.).

При эксплуатации известной опоры повышается проходимость лыжно-колесного шасси летательного аппарата. Однако применение этой опоры ограничено. Это связано с возможностью взлета, посадки и передвижения летательного аппарата с вышеописанной опорой только на аэродромах с низким значением плотности покрытия (снег, грунт).

Поэтому технической задачей полезной модели является обеспечение эксплуатации летательного аппарата на аэродромах как с низким (снег, грунт), так и с высоким (бетон) значением плотности покрытия.

Это достигается тем, что в опоре лыжно-колесного шасси летательного аппарата, содержащей телескопическую стойку с амортизатором, колесо, установленное на штоке амортизатора, лыжу с подвесной системой, включающей коромысло, шарнирно закрепленное на оси колеса и соединенное одним плечом с лыжей, и стабилизатор, подвесная система снабжена рычагами, шарнирно установленными на концах

коромысла и шарнирно связанными с лыжей с образованием параллелограммного механизма, внутри которого размещен гидравлический цилиндр подтяга лыжи, один конец которого шарнирно связан с коромыслом, а другой конец шарнирно связан с одним из рычагов, при этом один конец стабилизатора шарнирно закреплен на коромысле, а его другой конец шарнирно соединен со штоком амортизатора.

Отличительной особенностью предлагаемой конструкции опоры является наличие параллелограммного механизма, который складывается посредством гидравлического цилиндра подтяга лыжи, обеспечивает плоскопараллельное движение опорной поверхности лыжи относительно фюзеляжа самолета и позволяет убирать лыжу и выпускать ее в рабочее положение.

Полезная модель поясняется чертежами где:

на фиг.1 - опора с телескопической стойкой - лыжа выпущена;

на фиг.2 - опора с телескопической стойкой - лыжа подтянута;

на фиг.3 - опора с телескопической стойкой - вид спереди Д;

на фиг.4 - опора с телескопическим амортизатором - вид Е.

Опора лыжно-колесного шасси летательного аппарата содержит стойку 1, внутри которой установлен амортизатор со штоком 2. Непосредственно на штоке амортизатора закреплено колесо 3 и ось 4, на которой шарнирно установлено коромысло 5. Концы коромысла 5 шарнирно соединены осями 6 и 7 с рычагами 8 и 9 соответственно. К другим концам рычагов 8 и 9 с помощью осей 10 и 11 шарнирно присоединена лыжа 12. Коромысло 5, рычаги 8 и 9, лыжа 12, а также оси 6, 7, 10, 11 образуют параллелограммный механизм, где расстояние между осями 6 и 7 равно расстоянию между осями 10 и 11, а длины рычагов 8 и 9 равны между собой. Размеры подвесной системы лыжи рассчитаны из условия размещения опорной поверхности пневматика под опорной поверхностью лыжи при ее подтяге. Внутри параллелограммного механизма установлен гидравлический цилиндр подтяга лыжи 13, один конец которого осью 14 шарнирно соединен с коромыслом 5, а

другой конец осью 15 шарнирно крепится на рычаге 8. Гидравлический цилиндр 13 имеет замки выпущенного и убранного положения штока. Опора снабжена стабилизатором 16, один конец которого осью 17 шарнирно закреплен на коромысле 5, а другой конец с помощью оси 18 шарнирно связан со штоком 2. В лыже выполнен вырез под колесо.

Опора лыжно-колесного шасси работает следующим образом. Во время движения летательного аппарата с полностью выпущенной лыжей по аэродрому с низким значением плотности покрытия, шток гидравлического цилиндра 13 полностью выпущен и зафиксирован в этом положении замком. При этом звенья параллелограммного механизма остаются неподвижными, лыжа 12 вместе с коромыслом 5 поворачивается вокруг оси 4, отслеживая неровности полосы, а ось 17, перемещаясь вместе с коромыслом, увеличивает или сокращает расстояние между осями 17 и 18, растягивая или сжимая стабилизатор 16. При отрыве от земли стабилизатор 16 возвращается в нейтральное положение и устанавливает в исходное положение лыжу 12.

Для обеспечения движения летательного аппарата на колесах по аэродрому с высоким значением плотности покрытия, замок фиксирующий шток гидравлического цилиндра 13 в выпущенном положении, открывается, а гидроцилиндр, сокращаясь, заставляет рычаг 8 совместно с рычагом 9 и лыжей 12 поворачиваться вокруг оси 6, обеспечивая движение лыжи 12 вперед и вверх. При полностью подтянутом положении лыжи 12 шток гидроцилиндра 13 полностью убран и зафиксирован в этом положении замком.

Использование полезной модели значительно расширяет эксплуатационные возможности летательного аппарата и позволяет осуществлять его взлет с аэродрома с одной плотностью покрытия, а последующую посадку - на аэродром с другой плотностью покрытия.

Опора лыжно-колесного шасси летательного аппарата, содержащая телескопическую стойку с амортизатором, колесо, установленное на штоке амортизатора, лыжу с подвесной системой, включающей коромысло, шарнирно закрепленное на оси колеса, соединенное одним плечом с лыжей и стабилизатор, отличающаяся тем, что подвесная система снабжена рычагами, шарнирно установленными на концах коромысла и шарнирно связанными с лыжей с образованием параллелограммного механизма, внутри которого размещен гидравлический цилиндр подтяга лыжи, один конец которого связан с коромыслом, а другой конец - с одним из рычагов, при этом один конец стабилизатора закреплен на коромысле, а его другой конец соединен со штоком амортизатора.



 

Наверх