Грузопассажирский теплоход

 

Грузопассажирский теплоход, содержащий корпус с надстройкой, грузовые трюмы с телескопическими люковыми закрытиями и грузовое устройство, отличающейся тем, что на кормовое люковое закрытие установлено оборудованное для перевозки пассажиров помещение типа строительного вагончика, дополненного по периметру прогулочными террасами с леерным ограждением, а в качестве грузового устройства в носовой части установлен кран-манипулятор автомобильного типа.

Изобретение относится к судостроению, в частности, к грузопассажирским судам. Известны грузопассажирские теплоходы типа проектов №№305, 646 [1]. Общий вид теплохода проекта №305 помещен в приложении 1.

Грузовые трюмы теплоходов указанных типов находятся в прочном корпусе, люки грузовых трюмов имеют небольшие размеры, над люками находятся надстройки, что усложняет погрузо-разгрузочные операции, исключает применение подъемных кранов, как наиболее распространенного средства механизации погрузо-рагрузочных работ. Основным назначением судов указанных типов является перевозка пассажиров, в основном, на туристических маршрутах. Их грузоподъемность составляет около 10% от водоизмещения. С учетом погодных условий в Российской Федерации, школьных каникул и отпускных периодов полная занятость пассажирских мест приходится на вторую половину июня, июль и август месяцы. Перевозка грузов при неполной занятости пассажирских мест не обеспечивает рентабельную работу указанных типов судов. Малотоннажные грузопассажирские теплоходы серийно не строились и в эксплуатации отсутствуют. В тоже время в Российской Федерации имеется много населенных пунктов, находящихся по берегам малых рек, в устьях рек и на островах (Волга, Дон, Сев, Двина, Печора, сибирские реки, водохранилища, озера, малые реки и т.п.). Пассажиропоток там небольшой, но достаточно постоянный. В недалеком прошлом перевозка пассажиров там осуществлялась скоростными судами

глиссирующего типа, СПК, СВП, имеющими высокую энерговооруженность (около 10 кВт на пассажира).

В связи с многократным увеличением стоимости топлива они были сняты с эксплуатации как нерентабельные, а население оказалось в очень затруднительном положении, т.к. других видов транспорта зачастую там нет.

В то же время, снабжение населенных пунктов осуществляется грузовыми теплоходами небольшой грузоподъемности, например типа проектов №№898, 821, 926, 912 [2]. Суда указанного типа содержат корпус с надстройкой для проживания экипажа, грузовые трюмы с телескопическими люковыми закрытиями. На судах, указанных типов, отсутствуют помещения, предназначенные для перевозки пассажиров.

Предлагается полезная модель грузопассажирского теплохода, например, типа проекта №898 (приложение 2), содержащего корпус с надстройкой, грузовые трюмы и люковые телескопические закрытия, отличающаяся тем, что на люковом закрытии кормового трюма установлено оборудованное для перевозки пассажиров помещение типа строительного вагончика со стальной штампованной панельной обшивкой толщиной около 1,00 мм,. с продольной рамой из швеллера, каркасом из профильного проката, негорючей термоизоляцией и дверями, дополненного по периметру прогулочными террасами с леерным ограждением, а для проведения погрузо-разгрузочных работ судно оборудовано краном-манипулятором автомобильного типа, установленным перед носовым трюмом.

Следует отметить, что помещение для пассажиров типа строительного вагончика апробировано строительно-монтажными организациями и зарекомендовало себя как надежная, технологичная, долговечная и относительно недорогая конструкция.

В то же время, при выборе помещения для пассажиров могут рассматриваться варианты прицепных салонов внутри-городских автобусов, части фюзеляжа пассажирских самолетов, списываемых по истечению срока эксплуатации и т.п. Устройство полезной модели поясняется фиг.1, фиг.2 и фиг.3. На фиг.1 помещен общий вид грузопассажирского теплохода (вид сбоку), на фиг.2 помещено его поперечное сечение в районе установки помещения для пассажиров. На фиг.3 помещен один из вариантов размещения пассажирских мест (сидячие места для пассажиров).

Грузопассажирский теплоход содержит корпус 1 с надстройкой, грузовые трюмы 2, люковые телескопические закрытия 3, пассажирское помещение 4 с прогулочными террасами 5 и с леерным ограждением 6, установленными на кормовом люковом закрытии 3, гидравлический кран-манипулятор 7 автомобильного типа.

Работа грузопассажирского теплохода осуществляется следующим образом. В пункте отправления осуществляется загрузка кормового трюма береговым краном при сдвинутом люковом закрытии 3 кормового трюма 2 с пассажирским помещением 4. После загрузки кормового трюма люковое закрытие с пассажирским помещением устанавливается над кормовым трюмом, под него подкатывается люковое закрытие носового трюма и осуществляется загрузка носового трюма. После завершения грузовых операций в носовом трюме и его закрытия осуществляется посадка пассажиров в пассажирское помещение 4. Высадка пассажиров и грузовые операции в промежуточных пунктах производится из пассажирского помещения и носового трюма с использованием крана-манипулятора 7. В конечном пункте - в порядке обратном загрузке в пункте отправления.

Эффективность предлагаемой полезной модели состоит в расширении функциональных возможностей грузовых теплоходов типа проектов №№898, 821, 926, т.е. грузовой теплоход с предлагаемым дополнением будет классифицироваться как грузопассажирский Возможность перевозки пассажиров одновременно с перевозкой грузов на маршрутах с небольшим пассажиропотоком частично решит транспортную проблему малонаселенных районов Российской Федерации и повысит рентабельность флота, а эта возможность обеспечивается техническим решением-установкой на кормовое люковое закрытие помещения для перевозки пассажиров.

Грузопассажирский теплоход, содержащий корпус с надстройкой, грузовые трюмы с телескопическими люковыми закрытиями, отличающийся тем, что на кормовом люковом закрытии установлено оборудованное для перевозки пассажиров помещение, типа строительного вагончика, дополненного по периметру прогулочными террасами с леерным ограждением, а в качестве грузового устройства в носовой части установлен гидравлический кран-манипулятор автомобильного типа.



 

Наверх