Атомарный водородный двигатель внутреннего сгорания

 

Экологически чистый атомарный водородный двигатель внутреннего сгорания (АВ ДВС) отличается от других ДВС (бензиновых, дизельных, газовых) тем, что в нем, в качестве однокомпонентного топлива, используется атомарный водород.

За счет реконструкции ДВС, его систем питания, зажигания, электрооборудования и выхлопа создаются условия, обеспечивающие разложение молекулярного водорода на атомарный водород и рекомбинацию последнего в молекулярное состояние.

При изготовлении цилиндров двигателя, в них создается вакуум - 0,06 мм.рт.ст. (7,8 Па). Наружные (боковые) поверхности поршней и колец покрываются антифрикционным материалом ФКН-14 (65% фторопласта-4; 5% - дисульфида молибдена, 20% - графита и 10% - стекловолокна), заменяющим масляную смазку разбрызгиванием.

Внутренняя поверхность цилиндров сверху, на протяжении хода поршня, а также поверхности головок поршней и клапанов легируются Mg, Th, Zn, Zr, Mn.

Боковые электроды свечей зажигания удаляются, в головки поршней («заподлицо») вмонтируются катоды, покрытые Ва.

Система искрового зажигания заменяется зажиганием посредством накала (тлеющего разряда), при этом катушка зажигания имеет только первичную обмотку.

Для получения напряжения постоянного тока 42 В на автомобиль устанавливается вентильная генераторная установка с выпрямительным блоком и аккумуляторная батарея или электролизер на напряжение 42 В (для питания стартера и обеспечения зажигания посредством накала - тлеющего разряда) с отпайкой на напряжение 12 В (для питания остального электрооборудования автомобиля).

Система питания АВ ДВС включает в себя баллон из легированной стали объемом 40 л при давлении 14,7 МПа (150 кгс/см2), содержащий 6 м 3 электролитического молекулярного водорода и газовое оборудование (см. рис.3).

Благодаря замкнутой системе питания, АВ ДВС не загрязняет атмосферу выхлопными газами и поэтому, в этом отношении, является экологически чистым, практически на 100%.

Эффективный КПД двигателя объемом 1,2 л, равен 87,3%, мощность 128 л.с. (94,45 кВт).

Стоимость молекулярного водорода, расходуемого на 100 км, меньше стоимости бензина на 30% (данные на 01.08.01 г.)

Область техники, к которой относится полезная модель

Двигатели внутреннего сгорания.

Уровень техники

Аналог полезной модели - газобаллонные автомобили, работающие на сжатом природном газе (СПГ) [1, 2].

Прототипы полезной модели - двигатели внутреннего сгорания, работающие на молекулярном водороде (газообразном).

Ввиду громоздкости, сложности и дороговизны используемых в таких двигателях систем хранения водорода эти двигатели не нашли широкого распространения.

Основной особенностью реконструированного двигателя внутреннего сгорания (бензинового) является его способность использовать в качестве однокомпонентного топлива атомарный водород, который при рекомбинации, по уравнению 2HH2+2,15×105 кДж/кг (51,352×103 ккал/кг), выделяет тепла в 16,5 раза больше, чем его выделяется при сжигании молекулярного водорода по уравнению 2Н+О2H2O+1,3×104 кДж/кг (3,105×103 ккал/кг) и в 4,9 (43,9×103 кДж/кг; 10,477×10 3 ккал/кг) раза больше, чем выделяется тепла при сжигании бензина [3].

Сущность полезной модели

Сущность полезной модели и существующие признаки.

Реконструкция двигателя внутреннего сгорания (цилиндров, систем питания, зажигания и смазки цилиндров), обеспечивающая разложение молекулярного водорода на атомарный и рекомбинацию последнего в исходное состояние.

Техническим результатом полезной модели (всей реконструкции) является атомарный водородный двигатель внутреннего сгорания (АВ ДВС), использующий в качестве однокомпонентного топлива атомарный водород.

Перечень рисунков с подрисуночными подписями

Рис.1. Реконструированный цилиндр четырехтактного карбюраторного двигателя.

Рис.2. Принципиальная схема системы зажигания посредством накала («тлеющего» разряда).

Рис.3. Принципиальная схема системы питания с газовым оборудованием.

Рис.4. Структурная схема электрооборудования.

Рис.5. PV-диаграмма АВ ДВС.

Рис.6. TS-диаграмма АВ ДВС.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления полезной модели

Легковые автомобили на водороде работали еще в годы войны в Ленинграде [4].

Академики Е.А.Чудаков и И.Л.Варшавский в 1948-1949 годах провели в Академии наук СССР исследования работы двигателей на водороде [5].

В 60-х годах в США рядом фирм и университетов по заданиям автомобильных фирм начались широкие исследования по возрождению водородного двигателя [6].

В 1989 году в США насчитывалось более 20 типов автомобилей, использовавших в качестве горючего водород [7]. Как показали результаты испытаний, двигатели этих автомобилей работали нормально [8].

В 1971 году на энергетической конференции в Бостоне сообщалось об успешной реконструкции четырех бензиновых двигателей для работы на водороде [9].

В настоящее время, водородные двигатели работают на молекулярном водороде (сжатый газ или жидкость) по следующим схемам:

1) в электромобиле АвтоВАЗовского АНТЭЛа (автомобиль на топливных элементах) обычный двигатель внутреннего сгорания заменен на топливные ячейки (водородный электрохимический генератор);

2) Honda FCX - на топливные ячейки с пакетом конденсаторов, управляемых компьютером;

3) в автобусах «Форда», «Даймлер-Бенц», «Тойеты» и «Дженерал моторз» - на установки электроснабжения, когда на крыше автобуса устанавливается криогенная емкость с жидким водородом, а кислород берется из воздуха;

4) в автомобилях Daimler Chrysler, Necar4 - на приводе с водородно-кислородными топливными элементами;

5) у BMW750HL - на водородную систему, в которой во впускном тракте системы подготовки горючей смеси устанавливают дополнительные впускные клапаны для водорода.

В компании BMW создан также самый быстрый на сегодняшний день автомобиль H2R, работающий на водородном топливе и развивающий скорость более 300 км/ч.

6) на лондонских автобусах автоконцерна «Даймлер-Крайслер» будут устанавливаться двигатели с водородными топливными ячейками, вырабатывающими электричество.

Атомарный водород получается в цилиндрах двигателя (АВ ДВС) при пропускании тлеющего разряда через электролитический молекулярный водород, находящийся в разреженном состоянии (p=7,8 Па (0,06 мм.рт.ст.) - 66,5÷70 Па (0,5-0,526 мм.рт.ст.). Такой вакуум создается при изготовлении цилиндров.

Электролитический водород подается в цилиндры АВ ДВС из находящегося на борту автомобиля стального легированного баллона объемом 40 л., при давлении 14,7 (150) МПа (кГс/см2 ).

На тактах «впуск» и «сжатие» молекулярный водород диссоциирует на атомарный, а на такте «рабочий ход» атомарный водород ассоциирует в молекулярный. Остаток ассоциированного молекулярного водорода на такте «выпуск» выбрасывается в трубопровод, подающий его снова в двигатель.

Таким образом, атомарный водород получается в двигателе непосредственно перед его использованием и нам не требуется иметь его запас на борту автомобиля, да это и невозможно, так как время жизни атомарного водорода в обычных условиях не превышает полусекунды и даже сверхнизкие температуры не сильно изменяют эту цифру.

1. Конструктивные изменения в цилиндрах двигателя

Внутренняя поверхность цилиндров сверху, на протяжении хода поршня, а также поверхности головок поршней и клапанов легируются Mg, Th, Zn, Zr, Mn.

Наружные боковые поверхности поршней и колец покрываются антифрикционным материалом ФКН-14 (65% - фторопласта-4; 5% - дисульфида молибдена; 20% - графита и 10% - стекловолокна) [10], применяемым для уплотнения поршней и сальников компрессоров, детандеров и жидкостных насосов.

Такое покрытие антифрикционным материалом позволяет отказаться от масляной смазки цилиндров разбрызгиванием.

В головки поршней вмонтируются электроды (катоды «-»).

Катоды покрываются барием (Ва), из которого электроны выбиваются ионами водорода особенно легко, обеспечивая тем самым горение тлеющего разряда.

Центральный электрод свечи зажиганий (анод «+») (Рис.2) подключается через распределитель зажигания к «+» аккумуляторной батареи или электролизера, превращаясь в анод. Боковой электрод свечи зажигания демонтируется. В будущем предполагается вместо аккумулятора на борте автомобиля устанавливать электролизер.

Благодаря свободному выбиванию ионами водорода электронов из катода (Ва), обеспечивается понижение напряжения накала (катодного напряжения) до уровня зажигания тлеющего разряда - свыше 36 В (в нашем случае - 42 В [11]).

2. Конструктивные изменения в системе питания

Карбюратор, бензиновый бак, насос и система выхлопа четырехтактного карбюраторного двигателя внутреннего сгорания заменяются газовым оборудованием (рис.3), устанавливающимися в настоящее время на газобаллонных автомобилях, в которых в качестве топлива используют сжатый природный газ (СПГ).

Молекулярный электролитический водород, при запуске двигателя, потребляется из установленного в багажнике автомобиля газового баллона из легированной стали емкостью 40 л, массой 51,5 кг, в котором при давлении 14,7 МПа (150 кгс/см) содержатся 6 м3 Н2 [12].

Этого количества водорода хватит для движения автомобиля со средней скоростью 80 км/час на 462 км.

При изготовлении цилиндров двигателя, в них создается давление 7,8 Па (0,06 мм.рт.ст.).

При сжатии (второй такт работы двигателя) давление в в.м.т. достигает 66,5 Па (0,5 мм.рт.ст.) - при кратности сжатия 8,5 (автомобили ВАЗ). На этом такте при достижении давления в цилиндре 13,3 Па (0,1 мм.рт.ст.), на электроды от прерывателя-распределителя (рис.2) подается напряжение постоянного тока 42 В, обеспечивающее горение тлеющего разряда в молекулярном водороде.

Начиная с этого времени, и до достижения поршнем в.м.т., молекулярный водород превращается в атомарный. Происходит термическая диссоциация водорода - автокаталитическая реакция, протекающая по схеме [3]:

Н2H+Н+А,

где А - электрон катода бария.

В конце такта сжатия напряжение постоянного тока снимается и тлеющий разряд прекращается.

На третьем такте (рабочий ход) атомарный водород рекомбинирует в молекулярное состояние с выделением тепла [3, с.88], по уравнению:

2HН2+2,15×105 кДж/кг,

что открывает возможность использования атомарного водорода в качестве однокомпонентного горючего.

На четвертом такте оставшийся в результате преобразований рекомбинированный молекулярный водород выпускается в замкнутую систему впускных трубопроводов (рис.3).

Для определения количественных соотношений молекулярного водорода на тактах впуска и выпуска и сравнения с расчетными данными (см. PV и TS - индикаторные диаграммы - рис.5 и рис.6) требуется провести испытание макетного образца двигателя.

В состав топливной системы АВ ДВС входит газовый баллон из легированной стали объемом 40 л и газовое оборудование (см. рис.3).

3. Конструктивные изменения в системах электрооборудования и зажигания Конструктивные изменения в системах электрооборудования и искрового зажигания позволяют обеспечить зажигание посредством накала - тлеющего разряда (рис.2).

С этой целью:

1. На автомобиль устанавливается вентильная генераторная установка с выпрямительным блоком на 42 В постоянного тока и аккумуляторная батарея на то же напряжение.

К клеммам аккумуляторной батареи 42 В ключом зажигания подключается стартер и генератор, изготовленные для работы при U=42 В.

Все остальное электрооборудование автомобиля подключается отдельным ключом, установленным дополнительно на панели приборов, к клеммам аккумуляторной батареи 12 В или электролизера 42 В, имеющего отпайку на 12 В.

В последующем, возможно будет использовать генератор, интегрированный в маховике, который одновременно служит стартером (устройство ADIVI - Alternateur Demarreur Integre au Volant dIntertie) [11].

2. У катушки зажигания используется только первичная отмотка низкого напряжения. На центральный электрод прерывателя-распределителя зажигания подается напряжение 42 В и одновременно происходит подзарядка конденсатора, установленного на корпусе прерывателя-распределителя и подключенного параллельно его контактам.

3. У свечей зажигания демонтируются боковые электроды.

4. В головки поршней («заподлицо») вмонтируются покрытые Ва катоды, соединяющиеся с «массой».

Список литературы

1. Газобаллонные автомобили: Справочник/ А.И.Морев, В.И.Ерохов, Б.А.Бекетов и др. - М.: Транспорт, 1992.

2. Морев А.И., Ерохов В.И. Эксплуатация и техническое обслуживание газобаллонных автомобилей: Учебное пособие для проф. обучения рабочих на производстве - М.: Транспорт, 1988.

3. Водород. Свойства, получение, хранение, транспортирование, применение: Справ, изд. / Д.Ю.Гамбург, В.П.Семенов, Н.Ф.Дубовкин, Л.Н.Смирнова; Под ред. Д.Ю.Гамбурга, Н.Ф.Дубовкина, - М.: Химия, 1989.

4. Знание - сила. 1975. №3. С.10-12.

5. Цукерман В.А. Химия и жизнь. 1977. №9. С.19-27.

6. Schoeppel R.I. // Chem. Technol. 1972. №8. P.476-480.

7. Инженер-нефтяник. 1971. №11. С.75.

8. Морчетти С.Атомная техника за рубежом. 1975. №10. С 28-32.

9. Proceedings Intersoc. Energy. Conv. Engin. Conf. Eng. Conf. Boston. Mass. 1971. Aug.P.3-6.

10. Глизманенко Д.Л. Получение кислорода. М.: Химия. 1972.

11. Работы RENAULT над бортовой 42 В электросетью // Бизнес бюллетень (серия «Автокомплекс»). 2003. 1 (12). С.20.

12. ГОСТ 949-73. Баллоны стальные малого и среднего размера для газов на Pp19,6 МПа (200 кгс/см2). Технические условия. М.: Изд-во стандартов, 1992.

Атомарный водородный двигатель внутреннего сгорания (АВ ДВС), использующий в качестве однокомпонентного топлива атомарный водород, характеризуется наличием цилиндров, выполненных с вакуумом 7,8 Па, в головку каждого из поршней вмонтирован электрод в виде катода, покрытого Ва, внутренняя поверхность цилиндров на протяжении хода поршня, а также поверхности головок поршней и клапанов легированы Mg, Th, Zn, Zr и Mn; системы питания, включающей в себя баллон из легированной стали объемом 40 л при давлении 14,7 МПа, содержащий 6 м электролитического молекулярного водорода, и газовое оборудование газобаллонных автомобилей, использующих сжатый природный газ (СПГ) в качестве топлива; системы электрооборудования с вентильной генераторной установкой, выпрямительным блоком и с аккумуляторной батареей или электролизером на напряжение 42 В постоянного тока с отпайкой на 12 В и дополнительным ключом, установленным на панели приборов; системы зажигания посредством накала - «тлеющего разряда» с катушкой зажигания, имеющей только первичную обмотку; системы смазки - наружные боковые поверхности поршней и колец покрыты антифрикционным материалом ФКН-14, заменяющим масляную смазку разбрызгиванием.



 

Похожие патенты:

Система автономного прогрева дизелей тепловозов «Вихрь» облегчает работу помощника машиниста тепловоза и может быть использована в области энергосберегающих технологий на железнодорожном транспорте и в частности в локомотивных депо при прогреве дизелей.

Изобретение относится к устройствам для утилизации органических отходов на базе газогенератора и может быть использовано для выработки тепловой, электрической энергии, с попутным получением водорода и кислорода из воды с малой себестоимостью

Проектирование, расчет и монтаж систем отопления пассажирского вагона с котлом относится к оборудованию железнодорожных вагонов, в частности, к системам их отопления, обеспечивающим нормальные условия пребывания в них пассажиров и надежное функционирование различных систем и агрегатов вагонов.
Наверх