Пробковый кран

 

Изобретение может быть использовано при строительстве трубопроводов, например, в нефтедобывающей промышленности. Пробковый кран, содержит корпус 1 с перепускным каналом 2 и крышкой 3. В корпусе установлена коническая поворотная пробка 5 с каналом 6 и цапфами 8 и 10, выполненными на большом и малом торцах. Под крышкой корпуса размещена гайка 4, образующая винтовую пару с резьбовым хвостовиком 9 цапфы 8, выполненной на большом торце пробки. Имеется привод для вращения пробки. Согласно изобретению для упрощения конструкции и уменьшение габаритов пробкового крана гайка 4 неподвижно зафиксирована относительно корпуса, а цапфа 10, выполненная на малом торце пробки, снабжена хвостовиком 11 под привод 12 для ее вращения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области строительства трубопроводов и может быть использовано в нефтедобывающей и других отраслях промышленности.

Известен поворотный пробковый кран, содержащий корпус с крышкой, установленную в корпусе коническую пробку с проходным отверстием и приводом для ее вращения. Механизм поджатия пробки включает втулку и подпружиненные штифты фиксаторы, установленные в теле пробки [Авторское свидетельство СССР №1606789, МКИ 7 F16K 5/16, 1990].

Известный кран имеет сложный механизм фиксации и поджатия пробки.

Наиболее близким по конструкции к заявляемому техническому решению является пробковый кран, в корпусе которого установлена коническая пробка с проходным каналом [Патент РФ №2073809, МКИ6 F16K 5/02, 1997]. По торцам пробки выполнены цилиндрические цапфы. На цапфе с большого торца пробки имеется хвостовик с резьбой, контактирующей с резьбой установленной в корпусе приводной гайки для обеспечения осевых и угловых перемещений пробки. Кран переключают поворотом рукоятки приводного механизма.

Недостатком пробки являются сложность и громоздкость механизма переключения.

Технической задачей, стоящей перед изобретением, является упрощение конструкции и уменьшение габаритов пробкового крана.

Для решения поставленной задачи в пробковом кране, содержащем корпус с перепускным каналом и крышкой, установленную в корпусе коническую поворотную пробку с каналом и цапфами на большом и малом торцах

пробки, гайку, размещенную в корпусе под крышкой и образующую винтовую пару с резьбовым хвостовиком цапфы на большом торце пробки, и привод для вращения пробки, размещенная под крышкой гайка неподвижно зафиксирована в корпусе.

Для еще большего уменьшения габаритов привод для вращения пробки перенесен на цапфу, расположенную на малом торце пробки. Для чего цапфа выполнена с цилиндрическим хвостовиком под привод.

Изобретение поясняется чертежом, на котором приведена схема пробкового крана.

Пробковый кран состоит из корпуса 1 с входным и выходным патрубками с перепускным каналом 2. Корпус закрыт крышкой 3, в которой зафиксирована приводная гайка 4 для вертикального перемещения установленной в корпусе конической поворотной пробки 5. Коническая поворотная пробка имеет проходной канал 6 и изготовленные из эластомера уплотнительные элементы 7. На большом торце пробки имеется цилиндрическая цапфа 8 с резьбовым хвостовиком 9, а на меньшем торце - цилиндрическая цапфа 10 с хвостовиком 11 для приводной рукоятки 12.

Сборка крана производится в рабочем положении - закрыто. При сборке приводную гайку 4, взаимодействующую через резьбу 13 с резьбовым хвостовиком 9, поворачивают в положение, при котором будет создана необходимая герметичность контактирующих поверхностей конической поворотной пробки и корпуса (чему также способствуют уплотнительные элементы 6), в зависимости от давления среды. В этом положении приводная гайка стопорится фиксатором 14, расположенным в крышке 3 крана.

В процессе работы крана для его открытия необходимо, воздействуя через приводную рукоятку 12, которая поворачивается между ограничителями 15, повернуть коническую пробку на 90° в положение «открыто». В начале поворота пробка за счет взаимодействия резьбового хвостовика 9 через резьбу 13 с приводной гайкой 4 поднимется со своего гнезда, благодаря чему уменьшится контактное трение между корпусом и поворотной пробкой,

вплоть до его полного исключения. При закрытии крана все происходит наоборот.

Совпадение рукоятки с направлением оси прохода крана соответствует рабочему положению крана - «открыто».

Пробковый кран имеет конструкцию, благодаря которой его габариты минимализированы. В зависимости от давления возможна регулировка герметичности, а управление краном остается простым.

1. Пробковый кран, содержащий корпус с перепускным каналом и крышкой, установленную в корпусе коническую поворотную пробку с каналом и цапфами на большом и малом торцах пробки, гайку, размещенную в корпусе под крышкой и образующую винтовую пару с резьбовым хвостовиком цапфы на большом торце пробки, и привод для вращения пробки, отличающийся тем, что гайка неподвижно зафиксирована относительно корпуса.

2. Пробковый кран по п.1, отличающийся тем, что цапфа на малом торце пробки выполнена с цилиндрическим хвостовиком под привод для вращения пробки.



 

Наверх