Переносное устройство для притирки седловых уплотнительных поверхностей в корпусе задвижки
Заявляемая полезная модель относится к области машиностроения, к переносным станкам для притирки уплотнительных седловых поверхностей в корпусах задвижек. Устройство может быть использовано как в процессе производства задвижек, так и при ремонте без их демонтажа с трубопровода. Задачами полезной модели являются улучшение качества притирки и ускорение ее процесса. Устройство содержит головку 1 с замкнутой герметичной полостью «а», сообщающейся каналом «в» с источником избыточного воздуха. Полость головки 1 с торцов перекрыта мембранами 3. Каждая мембрана снабжена доводочным инструментом (притиром) 2 и соединена с ним через полуось 4 с возможностью свободного поворота инструмента 2 относительно последней. От привода 6 и эксцентрикового вала 8 головке 1 сообщается плоскопараллельное круговое движение. В процессе притирки инструменты 2 совершают и вращательное движение относительно своих полуосей 4. Взаимодействуя периодически с подпружиненным толкателем 12 через траверсу 13 и ролики 16 на ее концах, доводочные инструменты 2 дополнительно поворачиваются в процессе цикла относительно полуосей 4 на определенный угол. При этом происходит изменение траектории движения каждого инструмента 2, направленное на повышение интенсивности притирки и качества притираемых поверхностей «с» в корпусе 5 задвижки.
Предлагаемая полезная модель относится к области машиностроения, к станкостроению, к переносным станкам для притирки уплотнительных седловых поверхностей в корпусах задвижек. Переносное устройство может быть использовано как в процессе производства задвижек, так и при ремонте без их демонтажа с трубопровода.
Известно/ переносное устройство для притирки уплотнительных седловых поверхностей в корпусе задвижки без демонтажа ее с трубопровода (см. патент США №4549 373, М.кл. 4 В24В 15/02 (патент-аналог ФРГ). Устройство содержит планшайбу с равномерно расположенными по окружности инструментами (шлифовальными кругами и притирами). Планшайба соединена кинематически с приводом для сообщения ей в процессе работы вращения.
Устройство устанавливают на средний фланец в корпусе задвижки после демонтажа с нее крышки, шпинделя и затвора, выставляют
относительно притираемой поверхности, закрепляют, после чего осуществляют процесс притирки.
Недостаток устройства заключается в его низкой производительности, которая обусловлена наличием в устройстве одной планшайбы, поэтому уплотнительные поверхности в корпусе задвижки обрабатывают последовательно: сначала одну, а затем, после переустановки устройства - другую.
Известно другое переносное устройство для притирки седловых уплотнительных поверхностей в корпусе задвижки (см. свидетельство РФ на полезную модель №РИ 21885 И1 «Переносное устройство для притирки седловых уплотнительных поверхностей в корпусе задвижки»).
Устройство содержит головку с замкнутой герметичной полостью, соединенной каналом с источником избыточного давления воздуха. Полость с торцов перекрыта мембранами с доводочными инструментами, каждый из которых соединен с соответствующей мембраной с возможностью свободного поворота относительно нее. Головка соединена с приводом через кривошип и шарнирное соединение. В процессе притирки их устанавливают на опорную плату, которую закрепляют на среднем фланце корпуса задвижки.
Недостаток устройства заключается в недостаточном качестве притирки, которое объясняется существующей траекторией движения притира относительно притираемой поверхности.
Из известных устройств наиболее близким к заявляемому объекту по технической сущности и выполняемой функции является устройство по свидетельству на полезную модель РФ №РИ 21885 И1.
Задачей полезной модели является усложнение движения притира относительно притираемой поверхности, при котором ни одна точка притира не повторяла бы своей прежней траектории. Траектории не будут совпадать при изменении в процессе цикла величины передаточного числа от привода к притиру.
Поставленная задача в заявляемой полезной модели решается тем, что известное переносное устройство для притирки седловых уплотнительных поверхностей в корпусе задвижки, содержащее головку с замкнутой герметичной полостью, соединенной каналом с источником избыточного давления воздуха, перекрытой с торцов мембранами с доводочными инструментами, каждый из которых соединен с соответствующей мембраной с возможностью свободного поворота относительно нее, с формой и положением рабочей поверхности на инструменте, соответствующей форме и положению притираемых уплотнительных поверхностей в корпусе задвижки, снабжено толкателем в виде штока с траверсой на конце, шток расположен вне геометрической оси головки в направляющей на опорной плите, подпружиненной траверсой к боковым поверхностям доводочных инструментов с возможностью возвратно-поступательного движения относительно направляющей.
Каждый из концов траверсы, взаимодействующий с доводочным инструментом, снабжен роликом, закрепленным относительно конца от вращения. Наружная цилиндрическая поверхность каждого ролика образована накаткой.
Технический результат заключается в интенсификации процесса притирки и повышении качества притираемой поверхности и достигается за счет того, что в процессе притирочного цикла доводочные инструменты вместе с головкой, совершая круговую траекторию от эксцентрикового привода, соприкасаются с роликами на траверсе подпружиненного толкателя, доводочные инструменты дополнительно поворачиваются относительно своих осей и тем самым изменяют траектории движений точек на инструментах (притирах), перемешивая при этом острые зерна абразива между доводочными инструментами и обрабатываемыми седловыми поверхностями в корпусе задвижек.
Несовпадение последующей траектории движения инструмента в одном цикле с предыдущим в другом является одним из условий высокого качества притирки и повышения ее интенсивности.
На приведенных чертежах иллюстрируется в качестве примера реализация полезной модели: «Переносное устройство для притирки седловых уплотнительных поверхностей в корпусе задвижки», где
на фиг.1 - схематическое изображение устройства на корпусе задвижки;
фиг.2 - фрагмент привода с толкателем, разрез А-А;
фиг.3 - то же, вид Б.
Переносное устройство для притирки седловых уплотнительных поверхностей в корпусе задвижки содержит головку 1 с доводочными дискообразными инструментами (притирами) 2. Головка 1 выполнена в виде замкнутой герметичной полости «а», сообщающейся каналом «в» воздушной магистралью с источником избыточного давления воздуха (см. фиг.1). Полость «а» головки 1 с торцов герметично перекрыта мембранами 3, каждая из которых снабжена доводочным инструментом 2, соединенным с мембраной 3 с возможностью свободного поворота относительно нее посредством полуоси 4, жестко и герметично присоединенной к мембране 3 со стороны ее наружной поверхности. Положение доводочных инструментов 2 соответствует положению притираемых уплотнительных поверхностей «с» в корпусе 5 клиновой задвижки (см. фиг.1). Рабочая поверхность на доводочном инструменте - плоская кольцевая - выполнена на наружном, концентрично расположенном периферийном кольцевом выступе.
Доводочные инструменты 2 на головке 1, предназначенной для притирки уплотнительных поверхностей «с» в корпусе 5 клиновой задвижки, расположены по отношению друг к другу под острым углом с образованием клина (см. фиг.1). Для параллельной задвижки доводочные инструменты 2 на головке должны быть расположены по отношению друг к другу параллельно (на чертеже не показано).
Для совершения плоско-параллельного движения головки 1 с доводочными инструментами 2 в устройстве предусмотрен привод, который содержит электропривод 6, муфту 7, эксцентриковый вал 8, шарнирное соединение 9, промежуточный элемент 10, с помощью возвратно-поступательного движения которого доводочным инструментам 2 сообщается плоско-параллельное движение. Электропривод 6 с элементами кинематики 7, 8, 9 и промежуточным элементом 10 установлены на опорной плите 11. которая в процессе притирки опирается на средний фланец корпуса 2 задвижки. Устройство для притирки снабжено толкателем 12 в виде штока с траверсой 13 на конце, которой она взаимодействует с боковыми поверхностями доводочных инструментов (притиров) 2. Толкатель 12 расположен в направляющей 14 вне геометрической оси головки 1. Толкатель 12 подпружинен пружиной сжатия 15 роликами 16 (см. фиг.3) к доводочным инструментам 2. От поворота в горизонтальной плоскости толкатель 12 застопорен винтом 17. Ролики 16 на концах траверсы 13 закреплены от вращения, а на наружной цилиндрической поверхности каждого ролика 16 выполнена накатка.
Устройство для притирки работает следующим образом. Устанавливают и закрепляют устройство на средний фланец корпуса 5 задвижки опорной плитой 11. При ремонте задвижки с нее предварительно снимают крышку с затвором и шпинделем. Перед притиркой наносят на рабочие поверхности доводочных инструментов 2 и на притираемые
поверхности «с» корпуса 5 притирочную пасту. Включают электропривод 6. Вращение от вала электропривода 6 передается через муфту 7, эксцентриковый вал 8, шарнирное соединение 9 и промежуточный элемент 10 головке 1 с доводочными инструментами 2, которые совершают плоскопараллельное движение относительно притираемых поверхностей «с» в корпусе 5 задвижки.
Поджим инструментов 2 к притираемым поверхностям «с» корпуса 5 задвижки осуществляют путем подачи воздуха под избыточным давление в полость «а» через канал «в» в головке 1 от пневмосети. В процессе работы устройства инструментам 2 сообщается дополнительно и вращательное движение относительно полуосей 4 для получения более сложной траектории движения относительно обрабатываемых поверхностей, т.е. инструменты 2 в каждом цикле совершают круговую траекторию с заданной амплитудой d от привода и при этом поворачиваются относительно своих полуосей 4. Взаимодействуя периодически с подпружиненным толкателем 12 через траверсу 13 и ролики 16 на ее концах, доводочные инструменты 2 дополнительно поворачиваются относительно полуосей 4 на определенный угол. При этом происходит изменение траектории движения каждого инструмента 2, способствующее перемешиванию острых кромок абразивной притирочной пасты, находящейся между рабочими поверхностями инструментов (притиров) 2 и притираемыми поверхностями «с» в корпусе 5 задвижки (см. фиг.2).
Изменение траектории движения инструментов 2 в процессе притирки повышает ее интенсивность и качество притираемых поверхностей «с».
Перечень
позиций к заявке на полезную модель
«Переносное устройство для притирки седловых уплотнительных поверхностей в корпусе задвижки»
1 - головка;
2 - инструмент доводочный (притир);
3 - мембрана;
4 - полуось;
5 - корпус;
6 - электропривод;
7 - муфта;
8 - вал эксцентриковый;
9 - шарнирное соединение;
10 - элемент промежуточный (шатун);
11 - плита опорная;
12 - толкатель;
13 - траверса;
14 - направляющая;
15 - пружина сжатия;
16 - ролик;
17 - винт;
«а» - полость головки;
«в» - канал для подачи воздуха;
«с» - уплотнительная поверхность.
1. Переносное устройство для притирки седловых уплотнительных поверхностей в корпусе задвижки, содержащее головку с замкнутой герметичной полостью, соединенной каналом с источником избыточного давления воздуха, перекрытой с торцов мембранами доводочными инструментами, каждый из которых соединен с соответствующей мембраной с возможностью свободного поворота относительно нее, с формой и положением рабочей поверхности на инструменте, соответствующей форме и положению притираемых уплотнительных поверхностей в корпусе задвижки, привод, соединенный кинематически с головкой, опорную плиту, отличающееся тем, что устройство снабжено толкателем в виде штока с траверсой на конце, шток расположен вне геометрической оси головки в направляющей на опорной плите, подпружинен траверсой к боковым поверхностям доводочных инструментов с возможностью возвратно-поступательного движения относительно направляющей.
2. Переносное устройство для притирки по п.1, отличающееся тем, что каждый из концов траверсы, взаимодействующий с доводочным инструментом, снабжен роликом, закрепленным относительно конца от вращения.
3. Переносное устройство для притирки по пп.1 и 2, отличающееся тем, что наружная цилиндрическая поверхность каждого ролика образована накаткой.