Машина трения

 

Техническое решение относится к испытательной технике, а более конкретно к машинам трения. Машина трения, содержащая станину, вал с приводом вращения, узел статического нагружения, состоящий из двух соединенных между собою шарнирно стержней, один из которых жестко установлен на станине, а второй, с размещенной штангой и грузом на конце, связан с равноплечим рычагом, несущим держатели с образцами, установленными на концах равноплечего рычага и образующими с дисковыми контробразцами пары трения, на стержне со штангой и грузом установлена центральная шаровая опора, ось которой смещена относительно горизонтальной оси вращения вала и взаимодействующая с поверхностью равноплечего рычага, снабженного дополнительным плечом, а дисковые контробразцы снабжены дополнительным контробразцом, 2 ил.

Техническое решение относится к испытательной технике, в частности к машинам трения.

Известна машина трения СМЦ-1 (Основы трибологии, издание второе, под общей редакцией А.В.Чичинадзе. М., «Машиностроение» 2001, стр.574), работающая по схеме: вращающийся диск - прижимная колодка с испытываемым образцом. Нижняя часть диска погружена в масляную ванну. Нагружение испытываемого образца к вращающемуся диску осуществляется статическим усилием, посредством рычажного грузового устройства через колодку.

Недостатком данной установки является: невозможность испытания одновременно двух образцов.

Известна также машина трения, содержащая вал с приводом вращения, узел статического нагружения, состоящий из двух соединенных между собою шарнирно стержней, одного жесткого, а второго подвижного с грузом и штангой размещенной на конце, соединенный с равноплечим рычагом, несущим держатели с образцами, установленными на концах равноплечего рычага и образующими с дисковыми контробразцами пары трения, (патент №61423, МПК G01N 3/56, опубл. 27.02.2007 г.).

Недостатком указанной машины трения является возникновение опрокидывающего момента в равноплечем рычаге от сил трения взаимодействующих пар и отсутствие возможности сравнительных испытаний более чем двух образцов, снижающих точность результатов измерения износа.

Задачей предлагаемого технического решения является компенсация опрокидывающего момента шаровой опорой и повышение точности результата измерения износа.

Поставленная задача решается тем, что машина трения, содержащая станину, вал с приводом вращения, узел статического нагружения, состоящий из двух соединенных между собою шарнирно стержней, один из которых жестко установлен на станине, а второй с размещенной штангой и грузом на конце, связан с равноплечим рычагом, несущим держатели с образцами, установленными на концах равноплечего рычага и образующими с дисковыми контробразцами пары трения, на стержне со штангой и грузом установлена центральная шаровая опора, ось которой смещена относительно горизонтальной оси вращения вала и взаимодействующая с поверхностью равноплечего рычага, снабженного дополнительным плечом, а дисковые контробразцы снабжены дополнительным контробразцом.

На фиг.1 изображена машина трения; на фиг.2 - вид сбоку.

Машина трения содержит станину 1, с многоскоростным приводом 2, на валу 3 которого установлено три дисковых контробразца 4. равноплечий рычаг 5 с центральной опорной полусферой 6, с тремя держателями 7, расположенными на концах равноплечего рычага, несет три образца 8 равно смещенных друг относительно друга. Центральная шаровая опора 9, статического узла нагружения, жестко установлена на стержне 10, ось симметрии которой смещена относительно оси вращения вала 3. А стержень 10 шарнирно связан со стержнем 11 жестко установленным на станине 1. На конце стержня 10 узла статического нагружения установлена штанга 12 с грузом 13. Дисковые контробразцы 4 в контакте с образцами 8 образуют пару трения. Под дисками контробразцами 4 установлена ванна 14 с маслом или масляной композицией. Образцы 8 могут иметь поверхность трения, являющуюся копией поверхности дисковых контробразцов 4.

Машина трения работает следующим образом.

Перед испытаниями устанавливают в держатели 7 образцы 8 и прижимают к дисковым контробразцам трения 4, через центральную шаровую опору 9 и узел статического нагружения пар трения, шарнирный

рычаг 10 со штангой 12 и грузом 13. В ванну 14 заливают масло, уровень которого должен быть несколько выше поверхности касания дисковых контробразцов. Величина нагружения Р каждой пары трения распределяется в соотношении как Р/3. Вал 3 с дисками контробразцов трения 4 приводится во вращение многоскоростным приводом 2. Износ образцов 8 и контробразцов 4 определяется посредством линейного износа, объемного износа, взвешиванием.

Машина трения, содержащая станину, вал с приводом вращения, узел статического нагружения, состоящий из двух соединенных между собою шарнирно стержней, один из которых жестко установлен на станине, а второй, с размещенной штангой и грузом на конце, связан с равноплечим рычагом, несущим держатели с образцами, установленными на концах равноплечего рычага и образующими с дисковыми контробразцами пары трения, отличающаяся тем, что на стержне со штангой и грузом установлена центральная шаровая опора, ось которой смещена относительно горизонтальной оси вращения вала и взаимодействующая с поверхностью равноплечего рычага, снабженного дополнительным плечом, а дисковые контробразцы снабжены дополнительным контробразцом.



 

Наверх