Система рециркуляции отработавших газов двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом
Система рециркуляции отработавших газов двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом предназначена для снижения количества вредных веществ в отработавших газах. Для этого система содержит охладитель газов с входным патрубком, соединенным с трубкой рециркуляции и выходным патрубком, жестко закрепленным на корпусе клапана рециркуляции. Корпус охладителя газов с помощью охватывающей металлической ленты крепится к промежуточной опоре, закрепленной на крышке маслоотделителя двигателя. Промежуточная опора выполнена в виде М-образной пластины, установленной, как минимум на двух бобышках, выполненных в виде единой детали с крышкой маслоотделителя. Между корпусом охладителя газов и охватывающей металлической лентой, а также, М-образной пластиной размещен упругий кольцевой элемент. Трубка рециркуляции выполнена Z-образной формы. Ось трубки рециркуляции размещена в вертикальной плоскости, параллельной диаметральной плоскости двигателя. Ось корпуса охладителя газов размещена горизонтально и перпендикулярно диаметральной плоскости двигателя. За счет такого конструктивного исполнения происходит снижение эмиссий дисперсных частиц при заданном уровне эмиссий оксидов азота в отработавших газах двигателя и повышение надежности работы системы рециркуляции.
Полезная модель относится к области двигателестроения, а именно, к двигателям внутреннего сгорания с турбонаддувом (в дальнейшем -двигателям), применяемым на легковых и малотоннажных грузовых автомобилях.
Известна система рециркуляции отработавших газов (в дальнейшем - ОГ) двигателя, предназначенная для снижения эмиссий оксидов азота и дисперсных частиц, содержащая выпускной коллектор, отводящую трубку рециркуляции, внутри которой размещен охладитель газов, трубку рециркуляции, подводящую ОГ к клапану рециркуляции и впускной коллектор, соединенный воздуховодом с турбокомпрессором (патент W02005040592, МКИ: F02D 21/08; F02D 41/00; F02M 25/07, дата публикации - 2005-05-06).
К причине, препятствующей достижению указанного ниже технического результата при использовании известного решения, следует отнести низкую надежность работы системы рециркуляции ОГ, связанную с размещением охладителя внутри отводящей трубки рециркуляции и необходимостью применения дополнительных опор для крепления трубок рециркуляции.
Наиболее близким устройством того же назначения к заявленной полезной модели по совокупности признаков является система рециркуляции ОГ для двигателя, содержащая выпускной коллектор, трубку рециркуляции пространственной конфигурации с гофрами в местах изгиба и с промежуточной опорой, закрепленной на крышке маслоотделителя двигателя, клапан рециркуляции, жестко закрепленный на нагнетательном патрубке впускного коллектора, соединенного воздуховодом с
турбокомпрессором (патент на полезную модель №43597 МПК: F02М 25/06, 25/07; F02В 27/04, 33/44, 37/00, дата публикации - 27.09.2004 г.).
К причинам препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного устройства, принятого за прототип, является низкая эффективность работы системы рециркуляции ОГ в части снижения эмиссий дисперсных частиц, зависящая от глубины охлаждения ОГ, поступающих через клапан рециркуляции в нагнетательный патрубок впускного коллектора.
Сущность полезной модели - применение охладителя газов с входным патрубком, соединенным с трубкой рециркуляции и выходным патрубком, жестко закрепленным на корпусе клапана рециркуляции, выполнение промежуточной опоры с упругим кольцевым элементом и трубки рециркуляции, имеющей упругие свойства за счет Z-образной формы и выполнения гофр в местах изгиба.
Технический результат - снижение эмиссий дисперсных частиц при заданном уровне эмиссий оксидов азота и повышение надежности работы системы рециркуляции ОГ за счет применения охладителя газов и его присоединения к двигателю.
Указанный технический результат при осуществлении полезной модели достигается тем, что в системе рециркуляции ОГ двигателя с турбонаддувом, содержащей выпускной коллектор, трубку рециркуляции, гофрированную в местах изгиба, промежуточную опору, клапан рециркуляции, закрепленный на нагнетательном патрубке впускного коллектора, соединенного воздуховодом с турбокомпрессором, особенностью является то, что для снижения эмиссий дисперсных частиц система содержит охладитель газов с входным патрубком, соединенным с трубкой рециркуляции и выходным патрубком, жестко закрепленным на корпусе клапана рециркуляции, причем для повышения надежности работы системы, корпус охладителя газов с помощью охватывающей металлической ленты крепится к промежуточной опоре, которая закреплена на крышке маслоотделителя, кроме этого
промежуточная опора выполнена в виде М-образной пластины, установленной, как минимум на двух бобышках, выполненных в виде единой детали с крышкой маслоотделителя, причем между корпусом охладителя газов и охватывающей металлической лентой, а также, М-образной пластиной размещен упругий кольцевой элемент, кроме того трубка рециркуляции выполнена Z-образной формы, причем ось трубки рециркуляции размещена в вертикальной плоскости параллельной диаметральной плоскости двигателя, при этом ось корпуса охладителя газов размещена горизонтально и перпендикулярно диаметральной плоскости двигателя.
Выполнение системы рециркуляции ОГ описанным выше образом с использованием всей предложенной совокупности существенных признаков позволяет двигателю в составе автомобиля выполнять нормы Евро 3 по эмиссиям, предусматривающее повторное тестирование автомобиля через 100 тыс.км пробега.
Для пояснения настоящей полезной модели приведены следующие иллюстрации:
на фиг.1 - схема работы системы рециркуляции ОГ на двигателе;
на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1;
на фиг.3 - вид Б на трубку рециркуляции на фиг.1.
Система рециркуляции ОГ двигателя 1 с турбонаддувом содержит выпускной коллектор 2, трубку рециркуляции 3, гофрированную в местах изгиба, промежуточную опору 4, закрепленную на крышке маслоотделителя 5 двигателя 1, клапан рециркуляции 6, закрепленный на нагнетательном патрубке 7 впускного коллектора 8, соединенного воздуховодом 9 с турбокомпрессором 10, охладитель газов 11 с входным патрубком 12, соединенным с трубкой рециркуляции 3 и выходным патрубком 13, жестко закрепленным на корпусе 14 клапана рециркуляции 6. Корпус 15 охладителя газов 11 с помощью охватывающей металлической ленты 16 крепится к промежуточной опоре 4. Промежуточная опора 4 выполнена в виде
М-образной пластины, установленной, на двух бобышках 17, выполненных в виде единой детали с крышкой маслоотделителя 5. Между корпусом 15 охладителя газов 11 и охватывающей металлической лентой 16, а также, М-образной пластиной промежуточной опоры 4 размещен упругий кольцевой элемент 18. Трубка рециркуляции 3 выполнена Z-образной формы, гофрированной в местах изгиба. Ось 19 трубки рециркуляции 3 размещена в вертикальной плоскости параллельной диаметральной плоскости 20 двигателя 1. Ось 21 корпуса 15 охладителя газов 11 размещена горизонтально и перпендикулярно диаметральной плоскости 20 двигателя 1 (см. рис.1-3).
Система рециркуляции ОГ работает следующим образом.
При работе двигателя 1 на частичных нагрузках, когда давление ОГ в выпускном коллекторе 2 больше давления наддувочного воздуха во впускном коллекторе 8, клапан рециркуляции 6 открывается. ОГ из выпускного коллектора 2 через трубку рециркуляции 3 поступает в охладитель газов 11, где происходит снижение температуры ОГ. Через клапан рециркуляции 6 охлажденные ОГ поступают в нагнетательный патрубок 8, где происходит их перемешивание с воздухом, поступающим из турбокомпрессора 10 по воздуховоду 9. Далее газовоздушная смесь поступает во впускной коллектор 8.
Преимущество заявляемой полезной модели состоит в том, что по сравнению с известной системой рециркуляции ОГ происходит снижение эмиссий дисперсных частиц при заданном уровне эмиссий оксидов азота в ОГ двигателя и повышается надежность работы системы рециркуляции ОГ.
1. Система рециркуляции отработавших газов двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом, содержащая выпускной коллектор, трубку рециркуляции, гофрированную в местах изгиба, промежуточную опору, клапан рециркуляции, закрепленный на нагнетательном патрубке впускного коллектора, соединенного воздуховодом с турбокомпрессором, отличающаяся тем, что система содержит охладитель газов с входным патрубком, соединенным с трубкой рециркуляции и выходным патрубком, жестко закрепленным на корпусе клапана рециркуляции, причем корпус охладителя газов с помощью охватывающей металлической ленты крепится к промежуточной опоре, при этом промежуточная опора закреплена на крышке маслоотделителя двигателя.
2. Система по п.1, отличающаяся тем, что промежуточная опора выполнена в виде М-образной пластины, установленной как минимум на двух бобышках, выполненных в виде единой детали с крышкой маслоотделителя.
3. Система по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что между корпусом охладителя газов и охватывающей металлической лентой, а также М-образной пластиной размещен упругий кольцевой элемент.
4. Система по п.1, отличающаяся тем, что трубка рециркуляции выполнена Z-образной формы, причем ось трубки рециркуляции размещена в вертикальной плоскости, параллельной диаметральной плоскости двигателя.
5. Система по п.1, отличающаяся тем, что ось корпуса охладителя газов размещена горизонтально и перпендикулярно диаметральной плоскости двигателя.