Траловая доска

 

Полезная модель относится к технике промышленного рыболовства, а именно к распорным устройствам для горизонтального раскрытия устья трала. Обеспечивает устойчивую работу траловой доски при любом направлении движения: при подъеме, отрыве от грунта или прицельном наведении трала на косяк, что в свою очередь позволяет увеличить скорости движения, маневренность и уловистость траловой системы. Кроме того, обеспечивается возможность увеличения распорного усилия за счет уменьшения гидростатического сопротивления. Траловая доска, содержит полый распорный щиток, выполненный с возможностью размещения в нем жидкости (форма щита может быть произвольной: сферической, овальной, цилиндрической или крыловидного профиля), включающий каркас скрепленный с внешней и внутренней пластинами обшивки, киль, средства скрепления доски с ваером. Каркас выполнен в виде трубчатого элемента, из жесткого материала, например металла, углепласта и т.п.продольной оси которого в плане придана форма волновой или винтовой линии, а в поперечном горизонтальном разрезе распорного щитка придана форма, повторяющая форму внешней поверхности распорного щитка. При этом, полость каркаса на 2/3, заполнена жидкостью, вязкость которой выше вязкости морской воды, например, низкотемпературным маслом. В полости каркаса, размещены с возможностью возвратно-поступательного перемещения шарообразные элементы, с размерами близкими к диаметру. В шарообразных элементах выполнены сквозные отверстия. Число шарообразных элементов (n) определяют из выражения n=0,3 L/d, здесь L - длина канала каркаса, d - диаметр шарообразных элементов. Материал шарообразных элементов - пластик, стойкий к воздействию масла. Торцы каналов снабжены пробками, из которых, по меньшей мере, одна выполнена съемной.

Полезная модель относится к технике промышленного рыболовства, а именно к распорным устройствам для горизонтального раскрытия устья трала.

В промышленном рыболовстве нашли широкое применение траловые доски, как отечественного, так и зарубежного производства. Многие из этих досок применяют как при донном, так и при пелагическом лове рыбы. Однако при работе тралом у дна траловые доски менее эффективны из-за неустойчивости (большой опрокидывающий момент). Тем не менее, и при пелагическом лове известные доски не создают оптимальной вертикальной устойчивости и достаточной распорной силы.

Известна траловая доска, содержащая полый щит выпукло-вогнутого профиля с килем, обтекателем и ребрами жесткости и вертикальные щитки, имеющие высоту, равную высоте щита и установленные на стороне доски, обращенной к набегающему потоку воды, причем щит и обтекатель выполнены с отверстиями для поступления воды (см. SU №411816, МКИ А01К 73/04, 1974).

Известная траловая доска является самоустанавливающейся за счет заполнения полости щита водой, обладает достаточной вертикальной устойчивостью. Однако и она не отличается высокой эффективностью, поскольку позволяет работать на больших углах атаки порядка 20-40°, что создаст высокое гидродинамическое сопротивление, а соответственно, не позволяет создавать достаточно высокое распорное усилие.

На основании анализа информации о существующем уровне техники в данной области из известных траловых досок наиболее близка к заявляемой полезной модели следующая доска.

Известна траловая доска, содержащая полый распорный щиток, выполненный с возможностью размещения в нем жидкости, включающий каркас скрепленный с внешней и внутренней пластинами обшивки, киль и

средства скрепления доски с ваером (см. US №4180935, МКИ А01К 73/02. 1980).

Известная доска достаточно эффективна, обладает обтекаемой для потока воды поверхностью, относительно острой гидродинамической выходящей кромкой. Профиль доски позволяет ее работу при малых углах атаки и с высокой распорной силой. Доска сравнительно вертикально устойчива. Однако и она обладает недостатками. Она не обладает достаточно высокой вертикальной устойчивостью, позволяющей ее работу на различных горизонтах облова рыбы.

Таким образом, как показал анализ информации о существующем уровне техники в данной области, известные распорные траловые доски не обеспечивают вертикальной устойчивости щита доски на любых глубинах облова рыбы, уменьшения гидростатического сопротивления и увеличения распорной силы.

Задача, на решение которой направлено заявляемое техническое решение выражается в обеспечении устойчивой работы траловой доски при любом направлении движения и на любых глубинах облова.

Технический результат, получаемый при решении поставленной задачи выражается в обеспечении устойчивой работы траловой доски при любом направлении движения: при подъеме, отрыве от грунта или прицельном наведении трала на косяк, что в свою очередь позволяет увеличить скорости движения, маневренность и уловистость траловой системы. Кроме того, обеспечивается возможность увеличения распорного усилия за счет уменьшения гидростатического сопротивления.

Для решения поставленной задачи траловая доска, содержащая полый распорный щиток, выполненный с возможностью размещения в нем жидкости, включающий каркас скрепленный с внешней и внутренней пластинами обшивки, киль и средства скрепления доски с ваером, отличается тем, что каркас выполнен в виде трубчатого элемента, из жесткого материала, например металла, продольной оси которого в плане придана

форма волновой или винтовой линии, а в поперечном горизонтальном разрезе придана форма, повторяющая форму внешней поверхности распорного щитка, при этом полость каркаса на 2/3, заполнена, жидкостью, вязкость которой выше вязкости морской воды, например, низко температурным маслом.

Кроме того, в полости каркаса, часть объема жидкости замещена шарообразными элементами с размерами близкими к диаметру полости каркаса, которые размещены с возможностью возвратно-поступательного перемещения и занимают не менее трети от объема полости каркаса. Кроме того, в шарообразных элементах выполнены сквозные отверстия.

Сопоставительный анализ признаков заявленного решения с признаками прототипа и аналогов свидетельствует о соответствии заявленного решения критерию "новизна".

Результаты поиска показали, что заявленная полезная модель не вытекает для специалиста явным образом из известного уровня техники, поскольку из уровня техники, определенного заявителем, не выявлено влияние предусматриваемых существенными признаками заявленного технического решения, обеспечивающее положительную реакцию на решение технической задачи - обеспечение устойчивой работы траловой доски при любом направлении движения и на любых глубинах облова.

Полезная модель поясняется с помощью чертежей, где на фиг.1 изображена траловая доска, вид в плане доски; на фиг.2 показано ее вертикальное поперечное сечение.

На чертежах показаны полый распорный щиток 1 (форма щита может быть произвольной: сферической, овальной, цилиндрической или крыловидного профиля), включающий каркас 2 скрепленный с внешней 3 и внутренней 4 пластинами обшивки, киль 5, средства 6 скрепления доски с ваером. Каркас 2 выполнен в виде трубчатого элемента, из жесткого материала, например металла, углепласта и т.п. продольной оси которого в плане придана форма волновой или винтовой линии, а в поперечном

горизонтальном разрезе распорного щитка придана форма, повторяющая форму внешней поверхности распорного щитка. При этом, полость каркаса на 2/3, заполнена жидкостью 7, вязкость которой выше вязкости морской воды, например, низкотемпературным маслом. Кроме того, в полости каркаса 2, размещены с возможностью возвратно-поступательного перемещения шарообразные элементы 8, с размерами близкими к диаметру. Кроме того, в шарообразных элементах выполнены сквозные отверстия 9. Число шарообразных элементов 8 (n) определяют из выражения n=0,3 L/d, здесь L - длина канала каркаса, d - диаметр шарообразных элементов. Материал шарообразных элементов - пластик, стойкий к воздействию масла. Торцы каналов снабжены пробками (на чертежах не показаны, из которых, по меньшей мере, одна выполнена съемной.

Предлагаемая траловая доска готовится к работе следующим образом - установкой одной из пробок перекрывают выход из полости каркаса 2, после чего ее заполняют, жидкостью 7, вязкость которой выше вязкости морской воды, например, низкотемпературным маслом. Далее вводят шарообразные элементы 8 с таким расчетом, чтобы полость каркаса 2 была заполнена на 2/3 либо только жидкостью 7, либо «смесью» жидкости 7 и шарообразных элементов 8. Затем полость каркаса герметично закрывают. Дальнейшие операции по подготовке доски к работе в составе снасти и ее использовании в составе снасти не отличаются от известных.

Предлагаемая траловая доска работает следующим образом.

Инерционные силы, возникающие в полости каркаса 2 при движении траловой доски, направлены в сторону противоположную внешним перемещениям при дифференте. В силу запаздывания из-за большей вязкости масла по сравнению с морской водой, они «гасят» неблагоприятные отклонения траловой доски. Меньшая плотность масла по сравнению с воздухом также повышает стабильность при крене. Внутренняя кривизна змеевика является дополнительной жесткостью, препятствующей упругим деформациям траловой доски. Шарообразные элементы 8 несколько

тормозят движение масла и не дают ему быстро перетекать в полости каркаса 2 в обратном (противоположном килю) аварийном направлении.

1. Траловая доска, содержащая полый распорный щиток, выполненный с возможностью размещения в нем жидкости, включающий каркас, скрепленный с внешней и внутренней пластинами обшивки, киль и средства скрепления доски с ваером, размещенные с внутренней стороны распорного щитка и скрепленные с каркасом, отличающаяся тем, что каркас выполнен в виде трубчатого элемента из жесткого материала, например металла, продольной оси которого в плане придана форма волновой или винтовой линии, а в поперечном разрезе придана форма, повторяющая форму внешней поверхности распорного щитка, при этом полость каркаса на 2/3 заполнена жидкостью, вязкость которой выше вязкости морской воды, например низкотемпературным маслом.

2. Траловая доска по п.1, отличающаяся тем, что в полости каркаса размещены с возможностью возвратно-поступательного перемещения шарообразные элементы с размерами, близкими к диаметру.

3. Траловая доска по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что в шарообразных элементах выполнены сквозные отверстия.



 

Наверх