Клемма крепления рельсов к подкладкам

 

Клемма крепления рельсов к подкладкам относится к строительству железных дорог, а именно к устройству верхнего строения путей, и может быть использована в узлах крепления рельсов к шпалам. Клемма крепления рельсов к подкладкам выполнена в виде отрезка гнутого профиля с основанием, имеющим центральное отверстие, и двумя разновысокими полками с обладающими кривизной поверхностями прилегания. Основание клеммы также обладает кривизной, причем радиусы кривизны поверхностей полок и основания равны, что повышает ее упругость и срок службы, 2 ил.

Полезная модель относится к строительству железных дорог, а именно к устройству верхнего строения путей, и может быть использована в узлах крепления рельсов к шпалам.

Известна клемма крепления рельсов к подкладкам, выполненная в виде отрезка гнутого профиля с основанием, имеющим центральное отверстие, и двумя разновысокими полками с поверхностями прилегания (см. Альбом чертежей верхнего строения железнодорожного пути, М., «Транспорт», 1995, стр.95).

Клемма обеспечивает крепление рельсов к подкладкам, установленным на железобетонных шпалах. Однако поверхности прилегания полок известной клеммы выполнены ровными. По этой причине при создании прижимающего усилия между указанными поверхностями клеммы и соответствующими поверхностями подкладки и подошвы рельса образуется только одно пятно контакта, расположенное, как правило, в центре. В условиях высоких знакопеременных динамических нагрузок и значительных колебаний температуры окружающей среды крепление рельсов может ослабнуть.

Известна также клемма крепления рельсов к подкладкам, выполненная в виде отрезка гнутого профиля с основанием, имеющим центральное отверстие, и двумя разновысокими полками с обладающими кривизной поверхностями прилегания (см. патент РФ на полезную модель №47 012, заявлено 18.11 2004 г., опубликовано 10.08.2005 г.).

Это техническое решение является наиболее близким к заявляемому по совокупности существенных признаков (прототип).

Выполнение полок с обладающими кривизной поверхностями прилегания обеспечивает их контакт с соответствующими поверхностями подкладки и подошвы рельса по двум пятнам, расположенным вне зоны приложения

усилия прижима, и тем самым позволяет повысить надежность крепления.

Вместе с тем основание известной клеммы выполнено прямым, что делает ее недостаточно упругой в продольном направлении и отрицательно сказывается на сроке ее службы.

Задачей настоящей полезной модели является повышение упругости и срока службы клеммы крепления рельсов к подкладкам.

Для решения поставленной задачи у клеммы крепления рельсов к подкладкам, выполненной в виде отрезка гнутого профиля с основанием, имеющим центральное отверстие, и двумя разновысокими полками с обладающими кривизной поверхностями прилегания согласно полезной модели основание выполнено также криволинейным, причем радиусы кривизны поверхностей полок и основания равны.

Выполнение основания клеммы криволинейным с радиусом кривизны, равным радиусам кривизны поверхностей прилегания полок, придает клемме свойства обладать упругой деформацией под действием вертикальной нагрузки, возможность многократно накапливать энергию, а также отдавать ее при снятии нагрузки и восстанавливать первоначальную форму. Указанные свойства положительно сказываются на сроках службы клеммы.

В дальнейшем полезная модель поясняется описанием конкретных вариантов ее осуществления и прилагаемыми чертежами, на которых:

Фиг.1 - клемма крепления рельсов к подкладке, вид спереди;

Фиг.2 - то же, вид А.

Клемма крепления рельсов к подкладкам выполнена в виде отрезка гнутого профиля с основанием 1, имеющим центральное отверстие 2, и двумя разновысокими полками 3 и 4.

Полки 3 и 4 содержат поверхности прилегания 5 (к подошве рельса) и 6 (к подкладке). Поверхности прилегания 5 и 6 полок 3 и 4 и основания 1 выполнены криволинейными. Радиусы кривизны поверхностей 5, 6 полок 3, 4 и основания 1 равны.

Клемму устанавливают центральным отверстием 2 на размещенный в закрепленной на шпале подкладке болт (не показано) до контакта ее поверхностей прилегания 5 и 6 с соответствующими поверхностями рельса и подкладки (не показаны).

Затем с помощью наворачиваемой на болт гайки (не показано) к основанию 1 клеммы прикладывается прижимающее усилие, которое вызывает упругую деформацию клеммы и через полки 3 и 4 и поверхности прилегания 5 и 6 обеспечивают условия фиксации рельса. При снятии усилия клемма восстанавливает свою первоначальную форму.

Таким образом, выполнение основания клеммы крепления рельсов к подкладкам криволинейным с радиусом кривизны равным радиусам кривизны поверхностей полок повышает ее упругость и срок службы.

Клемма крепления рельсов к подкладкам, выполненная в виде отрезка гнутого профиля с основанием, имеющим центральное отверстие, и двумя разновысокими полками с обладающими кривизной поверхностями прилегания, отличающаяся тем, что основание также обладает кривизной, причем радиусы кривизны поверхностей полок и основания равны.



 

Наверх