Складное кресло

 

Складное кресло, предназначенное, преимущественно, для установки в купе спальных вагонов, содержит основание (1) с шарнирно закрепленной на нем на горизонтальной оси (2) спинкой (3), связанный со спинкой (3) посредством сцепной муфты (11) рычаг (10) и перемещающееся в вертикальном направлении сиденье (4). Для снижения высоты кресла в сложенном положении, облегчения процесса складывания-раскладывания и обеспечения регулирования угла установки спинки (3) с упругой ее фиксацией сиденье (4) соединено с основанием (1) посредством кривошипно-ползунного механизма, а установленный на оси (2) поворота спинки (3) и связанный с ней через управляемую сцепную муфту (11) рычаг (10) шарнирно соединен с блокируемой газовой пружиной (12), закрепленной на основании (1). Кривошипно-ползунный механизм может быть выполнен в виде установленного на основании (1) в вертикальной плоскости симметрии кресла под спинкой (3) кривошипа (5), шарнирно соединенного с нижней поверхностью (6) сиденья (4), являющегося шатуном механизма, и закрепленного на каждой боковой стороне (7) сиденья (4) в ее нижней части ползуна (8), перемещающегося по расположенным вдоль каждой боковой стороны основания (1) направляющим (9). Управляемая сцепная муфта (11) может быть выполнена в виде установленной на оси (2) поворота спинки (3) втулки-ползуна (13) с выступами (14) на торцевой поверхности, взаимодействующими с пазами (15) на рычаге (10), а блокируемая газовая пружина (12) может быть выполнена в виде цилиндра (16) с газовой полостью (17), отделенной поршнем (18) от гидравлической, разделенной на напорные камеры (21) и (22) поршнем (23) с односторонним штоком (20). Напорные камеры (21) и (22) сообщаются каналом (23) с вентилем (24) в нем. 3 з.п. формулы, 6 фиг. чертежей.

Полезная модель относится к транспортной технике, в частности, к устанавливаемым на транспортных средствах креслам для пассажиров.

Наиболее целесообразно использование заявляемой полезной модели в железнодорожных спальных вагонах, в купе которых для повышения их комфортабельности устанавливаются используемые в дневное время кресла. В ночное же время эти кресла складываются и располагаются под опускаемыми нижними спальными местами (откидными полками, диванами).

Уже известно устанавливаемое в пассажирском отделении транспортного средства складное кресло, содержащее жестко соединенное с кузовом основание, на котором установлено поворотное в горизонтальной плоскости сиденье, и шарнирно закрепленную на сиденье на горизонтальной оси поворотную спинку [1].

В сложенном виде это кресло располагается под опускаемым спальным местом (диваном), при этом тыльная сторона спинки кресла служит дополнительной опорой для спального места.

Данное кресло не очень удобно для сидения, особенно в течение длительного времени, основание кресла неподвижно, а сиденье со спинкой могут поворачиваться относительно него в горизонтальной плоскости на 90°, занимая два фиксированных положения. Кроме того, даже при опущенной спинке кресло имеет большой габаритный размер по вертикали, что приводит к необходимости увеличения, по отношению к оптимальной, высоты установки спального места, либо занижения высоты сиденья кресла.

Известно также складное кресло, устанавливаемое в купе спального вагона и содержащее шарнирно сочлененные между собой сиденье, спинку и ножки [2].

В сложенном виде оно располагается под опускаемым спальным местом, имея небольшие габаритные размеры, в том числе и вертикальный, позволяя располагать спальное место на необходимой высоте. Однако это кресло также не очень удобно для сидения в течение длительного времени, не может поворачиваться, отсутствует возможность регулирования положения спинки в разложенном (рабочем) положении, а процесс его складывания-раскладывания достаточно трудоемок.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков и решаемой задаче является складное пассажирское кресло, содержащее основание с шарнирно закрепленными на нем на горизонтальной оси спинкой и рычагом, связанным со спинкой посредством сцепной муфты, и перемещающееся относительно основания сиденье [3].

Это известное сиденье удобно, позволяет регулировать в широких пределах угол установки спинки вплоть до ее опускания в горизонтальное положение, однако в сложенном положении оно имеет большой габаритный размер по вертикали, поскольку сиденье может только менять угол своего наклона относительно основания, что приводит лишь к незначительному снижению высоты кресла в сложенном положении.

Кроме того, спинка известного кресла фиксируется в нужном положении достаточно «жестко».

Задача, на решений которой направлена полезная модель, состоит в обеспечении пассажирам комфортных условий в поезде, как в дневное, так и в

ночное время, а технический результат, который может быть достигнут, заключается в снижении высоты кресла в сложенном положении для размещения спального места в опущенном положении на оптимальной высоте, а также в облегчении процесса складывания-раскладывания кресла и в снижении импульсных нагрузок, возникающих в процессе движения транспортного средства, за счет «нежесткой», эластичной фиксации спинки в нужном положении.

Для достижения указанного результата в складном кресле, содержащем основание с шарнирно закрепленными на нем на горизонтальной оси спинкой и рычагом, связанным со спинкой посредством сцепной муфты, и перемещающееся в вертикальном направлении относительно основания сиденье, предлагается соединить основание с сиденьем посредством кривошипно-ползунного механизма, а установленный на оси поворота спинки и взаимодействующий с ней через сцепную муфту рычаг шарнирно соединить с блокируемой газовой пружиной, закрепленной на основании.

Кривошипно-ползунный механизм может быть выполнен в виде установленного на основании под спинкой, в вертикальной плоскости симметрии кресла, кривошипа, шарнирно соединенного с нижней поверхностью являющегося шатуном сиденья и закрепленного на каждой боковой стороне, в ее нижней передней части, ползуна, перемещающегося по направляющим, расположенным вдоль каждой боковой стороны основания.

Сцепная муфта может быть выполнена в виде установленного на оси поворота спинки на шлицах ползуна с образованными на нем выступами,

взаимодействующими с ответными пазами, выполненными на шарнирно установленном на оси спинки рычаге.

Блокируемая газовая пружина [6], обеспечивающая возможность установки спинки под нужным углом (к вертикали) и снижение импульсных нагрузок на пассажира в процессе движения, может быть выполнена в виде цилиндра с газовой полостью, отделенной поршнем от гидравлической, которая в свою очередь разделена на две напорные камеры, сообщающиеся между собой каналом, в котором установлен вентиль.

Один из возможных вариантов конструктивного выполнения полезной модели представлен на прилагаемых чертежах.

На Фиг.1 - показан общий вид кресла (со снятыми боковинами, подлокотниками и подушкой спинки).

На Фиг.2 - представлен узел сцепной муфты в включенном и выключенном положениях.

На Фиг.3 - показано опускание с переворотом на 180° сиденья.

На Фиг.4 - показан вид сбоку на кресло в сложенном состоянии.

На Фиг.5 - показан вид спереди на кресло в сложенном состоянии.

На Фиг.6 - представлена схема блокируемой газовой пружины.

Складное кресло содержит основание 1, которое закрывается боковинами (на чертежах не показаны). На основании 1 на горизонтальной оси 2 закреплена спинка 3 и установлено с возможностью опускания сиденье 4.

Для обеспечения возможности опускания сиденья 4 в процессе его переворота на 180° (см. фиг.3), оно соединено с основанием 1 посредством

кривошипно-ползунного механизма, шатуном которого оно и является. Механизм образован установленным на основании 1 под спинкой 3 кривошипа 5, лежащего в вертикальной плоскости симметрии кресла (фиг.5) и шарнирно соединенного с нижней поверхностью 6 сиденья 4 и закрепленным на каждой боковой стороне 7 сиденья 4 ползуна 8, перемещающегося по расположенным вдоль каждой боковой стороны основания 1 направляющим 9.

На оси 2 поворота спинки 3 установлен рычаг 10, соединяемый со спинкой 3 через управляемую сцепную муфту 11, при этом к рычагу 10 шарнирно присоединена блокируемая газовая пружина 12, закрепленная на основании 1.

Управляемая сцепная муфта 11 может быть выполнена в виде установленного на оси поворота 2 спинки 3 втулки-ползуна 13 с образованными на ее торцевой поверхности выступами 14, взаимодействующими с ответными пазами 15 на рычаге 10.

Блокируемая газовая пружина 12 может быть выполнена (см. фиг.6) в виде цилиндра 16, с газовой полостью 17, отделенной поршнем 18 от гидравлической, которая разделена поршнем 19 с односторонним штоком 20 на напорные камеры 21 и 22, сообщающиеся между собой каналом 23, в котором установлен вентиль 24 с его приводом 25.

В разложенном (рабочем) состоянии кресла спинка 3 поднята, сиденье 4 находится в верхнем положении подушкой вверх, а муфта 11 включена, соединяя спинку 3 с основанием 1 через рычаг 10 и блокируемую газовую пружину 12, обеспечивающую амортизацию спинки 3.

При этом угол установки спинки 3 может регулироваться путем временного разблокирования газовой пружины 12, для чего приводом 25 открывается вентиль 24 и спинка 3 легко поворачивается на нужный угол, после чего вентиль 24 закрывается и спинка 3 упруго фиксируется в новом положении.

При необходимости сложить кресло (например, чтобы опустить нижнее спальное место в купе вагона), сначала опускается сиденье 4. Для этого приподнимается его задняя (расположенная у спинки 3) часть и по траектории, задаваемой кривошипом 5 и ползуном 8, сиденье приподнимается до принятия вертикального положения, а затем опускается в перевернутом виде до опирания на основание 1 с размещением подушки сиденья 4 внутри основания.

После этого отключается сцепная муфта 11 путем смещения вдоль оси 2 шлицевой втулки-ползуна 13 (см. фиг.2 «б»).

При этом выступы 14 выходят из пазов 15 на рычаге 10, и спинка 3 свободно поворачивается вперед до горизонтального положения (см. фиг.4, 5). При этом в сложенном виде кресло имеет небольшую высоту, что позволяет разместить его под нижним спальным местом в купе вагона.

Источники информации:

[1] РСТ, WO 02/12015, B60N 2/30, 2001 г.

[2] US, №2590045, 105-315, 1952 г.

[3] RU, №2259285, B60N 2/225, 2001 г. (прототип).

[4] RU, ПМ №62566, В61Д 1/02, 2006 г.

[5] А.Ф.Крайнев, «Механика машин», Москва, Машиностроение, 2001 г., стр.314-315.

[6] А.Ф.Крайнев, «Идеология конструирования», Москва, Машиностроение, 2003 г., стр.147-150.

1. Складное кресло, содержащее основание с шарнирно закрепленной на нем на горизонтальной оси спинкой, связанный со спинкой посредством управляемой сцепной муфты рычаг и перемещающееся в вертикальном направлении относительно основания сиденье, отличающееся тем, что сиденье соединено с основанием посредством кривошипно-ползунного механизма, а установленный на оси поворота спинки и взаимодействующий с ней через управляемую сцепную муфту рычаг шарнирно соединен с блокируемой газовой пружиной, закрепленной на основании.

2. Складное кресло по п.1, отличающееся тем, что кривошипно-ползунный механизм выполнен в виде установленного на основании под спинкой, в вертикальной плоскости симметрии кресла, кривошипа, шарнирно соединенного с нижней поверхностью сиденья, являющегося шатуном и закрепленного на каждой боковой стороне сиденья, в ее нижней части, ползуна, перемещающегося по расположенным вдоль каждой боковой стороны основания направляющим.

3. Складное кресло по п.1, отличающееся тем, что управляемая сцепная муфта выполнена в виде установленной на оси поворота спинки втулки-ползуна с образованными на ее торцевой поверхности выступами, взаимодействующими с ответными пазами, выполненными на шарнирно установленном на оси спинки рычаге.

4. Складное кресло по п.1, отличающееся тем, что блокируемая газовая пружина выполнена в виде цилиндра с газовой полостью, отделенной поршнем от гидравлической, которая в свою очередь разделена на две напорные камеры, сообщающиеся между собой каналом, в котором установлен вентиль.



 

Наверх