Складное кресло

 

Складное кресло, предназначенное преимущественно, для установки в купе спальных вагонов, содержит основание (1) с шарнирно закрепленной на нем на горизонтальной оси (2) спинкой (3) и перемещающееся относительно основания (1) сиденье (4). Для снижения высоты кресла в сложенном положении для возможности размещения установленного над ним откидного спального места на оптимальной высоте и упрощения процесса складывания (раскладывания) кресла в нем спинка (3) соединена с сиденьем (4) посредством кулисно-ползунного механизма (5). Кулисно-ползунный механизм (5) может быть выполнен в виде жестко соединенных со спинкой (3) по ее бокам кулис (6), каждая из которых взаимодействует с ползуном, выполненным в виде закрепленных по бокам сиденья (4) в нижней его части выступов (7), перемещающихся по образованным на боковых сторонах основания (1) наклонным направляющим (8). По более предпочтительному варианту выполнения кулисно-ползунный механизм (5) может быть выполнен также в виде жестко соединенных со спинкой (3) по ее боковым сторонам и установленных по концам оси (2) кулис (6), а каждое из движущихся относительно кулис (6) звеньев выполнено в виде горизонтально закрепленного сбоку основания (1) в направляющих (12) ползуна (10), на котором образованы две наклонные направляющие (11), перекрещивающиеся с наклонными направляющими (8), выполненными на каждой стороне основания (1), при этом в местах пересечения направляющих (8) и (11) расположены закрепленные по бокам сиденья (4) в нижней его части выступы (7). 3 з.п. формулы, 4 фиг. чертежей.

Полезная модель относится к транспортной технике, в частности, к устанавливаемым на транспортных средствах креслам для пассажиров.

Наиболее целесообразно использование заявляемой полезной модели в железнодорожных спальных вагонах, в купе которых для повышения их комфортабельности устанавливаются используемые в дневное время кресла. В ночное же время эти кресла складываются и располагаются под опускаемыми нижними спальными местами (откидными полками, диванами).

Уже известно устанавливаемое в пассажирском отделении транспортного средства складное кресло, содержащее жестко соединенное с кузовом основание на котором установлено поворотное в горизонтальной плоскости сиденье и шарнирно закрепленную на сиденье на горизонтальной оси поворотную спинку [1].

В сложенном виде это кресло располагается под опускаемым спальным местом (диваном), при этом тыльная сторона спинки кресла служит дополнительной опорой для спального места.

Данное кресло не очень удобно для сидения, особенно в течение длительного времени, основание кресла неподвижно, а сиденье со спинкой могут поворачиваться относительно него в горизонтальной плоскости на 90°, занимая два фиксированных положения. Кроме того, даже при опущенной спинке кресло имеет большой габаритный размер но вертикали, что приводит к необходимости увеличения по

отношению к оптимальной высоты установки спального места, либо занижения высоты сидения кресла.

Известно также складное кресло, устанавливаемое в купе спального вагона и содержащее шарнирно сочлененные между собой сиденье, спинку и ножки [2].

В сложенном виде оно располагается под опускаемым спальным местом, имея небольшие габаритные размеры, в том числе и вертикальный, позволяя располагать спальное место на необходимой высоте. Однако это кресло также не очень удобно для сидения в течение длительного времени, не может поворачиваться, отсутствует возможность регулирования положения спинки в разложенном (рабочем) положении, а процесс его складывания-раскладывания достаточно трудоемок.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков и решаемой задачи является складное пассажирское кресло, содержащее основание с шарнирно закрепленной на нем на горизонтальной оси спинкой и перемещающееся относительно основания сиденье [3].

Это известное сиденье удобно, позволяет регулировать в широких пределах угол установки спинки вплоть до ее опускания в горизонтальное положение, однако в сложенном положении оно имеет большой габаритный размер по вертикали, поскольку сиденье может только менять угол своего наклона относительно основания, что приводит лишь к незначительному снижению высоты кресла в сложенном положении.

Кроме того, это кресло имеет два независимых механизма установки спинки и сиденья относительно основания, что усложняет его конструкцию и процесс складывания (раскладывания) кресла.

Задача, на решение которой направлена полезная модель состоит в обеспечении пассажирам комфортных условий в поезде, как в дневное, так и в ночное время, а технический результат, который может быть достигнут, заключается в снижении высоты кресла в сложенном положении для размещения спального места в опущенном положении на оптимальной высоте, а также в облегчении и упрощении процесса складывания-раскладывания кресла.

Для достижения указанного результата в складном кресле, содержащем основание с шарнирно закрепленной на нем на горизонтальной оси спинкой и перемещающееся относительно основания сиденье, предлагается соединить спинку с сиденьем посредством кулисно-ползунного механизма, обеспечивающего опускание сиденья относительно основания при повороте спинки вперед до ее горизонтального положения.

Кулисно-ползунный механизм может быть выполнен в виде жестко соединенных со спинкой по ее бокам кулис, каждая из которых взаимодействует с ползуном, выполненным в виде закрепленных по бокам сиденья выступов, перемещающихся по образованным на боковых сторонах основания наклонным направляющим при повороте спинки.

Кулисно-ползунный механизм может также быть выполнен в виде жестко соединенных со спинкой по ее боковым сторонам кулис, а каждое из движущихся относительно кулис звеньев выполнено в виде горизонтально закрепленного сбоку основания ползуна, на котором образованы по крайней мере две наклонные направляющие, перекрещивающиеся с наклонными направляющими, образованными с каждой боковой стороны основания, при этом в местах

пересечения направляющих расположены закрепленные по бокам сиденья выступы, обеспечивающие вертикальное перемещение сиденья при повороте спинки.

Для фиксации сиденья в его верхнем положении, в верхней части каждой наклонной направляющей, образованной на основании, выполнен горизонтальный участок под каждый образованный на сиденье выступ.

Возможное конструктивное выполнение заявляемой полезной модели представлено на прилагаемых чертежах.

На Фиг.1 - показан вид сбоку на кресло в промежуточном положении с механизмом, выполненным по п.2 формулы (со снятыми подлокотниками и боковинами).

На Фиг.2 - представлен вид сбоку на кресло в его разложенном (рабочем) положении и с механизмом, выполненным в соответствии с п.3 формулы.

На Фиг.3 - показан вариант выполнения по п.3 формулы в промежуточном положении кресла.

На Фиг.4 - показан вариант выполнения по п.3 формулы в сложенном положении кресла.

Складное кресло содержит основание 1, на котором закреплена на горизонтальной оси 2 спинка 3 и сиденье 4, установленное с возможностью перемещения в вертикальном направлении.

Для обеспечения синхронного перемещения сиденья 4 с поворотом спинки 3 при складывании (раскладывании) кресла спинка 3 соединена с сиденьем 4 посредством кулисно-ползунного механизма 5, преобразующего вращательное движение спинки 3 в поступательное движение в вертикальной плоскости сиденья 4.

Кулисно-ползунный механизм 5 может также быть выполнен в виде жестко соединенной со спинкой 3 и установленной на каждом конце оси 2 кулисы 6, взаимодействующей с расположенными в нижней части сиденья 4 выступами 7.

Выступы 7 расположены также и в образованных по бокам основания 1 наклонных относительно вертикали направляющих 8 и выполняют функции ползуна вместе с сиденьем 4.

Для фиксации сиденья 4 в верхнем положении наклонные направляющие 8 в своей верхней части имеют горизонтальные участки 9, в которых располагаются выступы 7 на сиденье 4.

Более предпочтительным с точки зрения надежности функционирования и снижения потерь являемся второй вариант выполнения кулисно-ползунного механизма 5 (см. фиг.2).

В этом варианте по бокам к спинке 3 также жестко присоединены и установлены на оси 2 кулисы 6, каждое из движущихся относительно них звеньев выполнено в виде горизонтально закрепленного с каждой боковой стороны основания 1 ползуна 10, на котором образованы две наклонные относительно вертикали направляющие 11, перекрещивающиеся с наклоненными в противоположную сторону направляющими 8, выполненными с каждой стороны основания 1.

При этом расположенные по бокам сиденья 4 в его нижней части выступы 7 расположены в местах пересечения направляющих 8 и 11. В этом варианте движущиеся поступательно в направляющих 12 ползуны 10 обеспечивают

синхронное, без перекосов вертикальное перемещение закрепленных по бокам сиденья 4 выступов 7.

В разложенном состоянии кресло с установленными на нем подлокотниками, боковинами и средствами регулирования угла установки спинки 3 (которые на чертежах не показаны) является удобным, комфортабельным средством для отдыха пассажиров, занимающим относительно немного (по сравнению с опущенным спальным местом) места в купе спального вагона.

Для отдыха же в ночное время кресло складывается (см. фиг.3 и 4) для чего сначала расфиксируется сиденье 4 путем смещения его назад до выхода выступов 7 из участков 9 направляющих 8. Затем спинка 3 поворачивается вперед, при этом происходит опускание сиденья 4 вниз, благодаря чему оно не препятствует повороту спинки 3 в горизонтальное положение и складыванию кресла до положения, при котором его высота позволяет опустить нижнее спальное место (диван) в купе и разместить при этом его на оптимальной с точки зрения удобства пользования им высоте.

Источники информации:

[1] РСТ, WO 02/12015, B60N 2/30, 2001 г.

[2] US, №2590045, 105-315, 1952 г.

[3] RU, №2259285, B60N 2/225, 2001 г. (прототип).

[4] И.И.Артоболевский, «Механизмы в современной технике», т.II, Наука, М., 1971 г, стр.17-20.

[5] А.Ф.Крайнев, «Механика машин», Москва, Машиностроение, 2001 г., стр.323-324.

1. Складное кресло, содержащее основание с шарнирно закрепленной на нем на горизонтальной оси спинкой и перемещающееся относительно основания сиденье, отличающееся тем, что спинка соединена с сиденьем посредством кулисно-ползунного механизма, обеспечивающего опускание сиденья при повороте спинки вперед до ее горизонтального положения.

2. Складное кресло по п.1, отличающееся тем, что кулисно-ползунный механизм выполнен в виде жестко соединенных со спинкой по ее бокам кулис, каждая из которых взаимодействует с ползуном, выполненным в виде закрепленных по бокам сиденья выступов, перемещающихся по образованным на боковых сторонах основания наклонным направляющим при повороте спинки.

3. Складное кресло по п.1, отличающееся тем, что кулисно-ползунный механизм выполнен в виде жестко соединенных со спинкой по ее боковым сторонам кулис, а каждое из движущихся относительно кулис звеньев выполнено в виде горизонтально закрепленного сбоку основания ползуна, на котором образованы по крайней мере две наклонные направляющие, перекрещивающиеся с наклонными направляющими, выполненными с каждой стороны основания, при этом в местах пересечения направляющих расположены закрепленные по бокам сиденья выступы, обеспечивающие вертикальное перемещение сиденья при повороте спинки.

4. Складное кресло по п.1, отличающееся тем, что в верхней части каждой наклонной направляющей, образованной на основании, выполнен горизонтальный участок под образованный на сиденье выступ для фиксации сиденья в верхнем положении.



 

Наверх