Система пожарной сигнализации и управления пожаротушением в подвижных транспортных средствах

 

Предлагаемая система относится к противопожарным устройствам и предназначена для оповещения об аварийном перегреве или возгорании оборудования в защищаемых отсеках транспортного средства и запуска средств пожаротушения в ручном режиме из кабины водителя транспортного средства (троллейбуса, автобуса, автомобиля и т.п.). Техническим результатом при использовании предлагаемой полезной модели является: самодиагностика прибора с выдачей световой и звуковой индикации; контроль состояния пожарных извещателей и сигнализация о превышении порогового значения температуры в защищаемом отсеке с выдачей адресной световой индикации и звукового сигнала; контроль неисправности (обрыв и КЗ) на линиях пожарных извещателей и средств пожаротушения с выдачей адресной световой индикации. Достижение указанного технического результата обеспечивается тем, что система включает пожарный извещатель, средство пожаротушения и кнопку его запуска в ручном режиме, устройство сбора информации и устройство контроля, совмещенные с возможностью выполнения функции логического блока, с которым последовательно связаны устройство светового и устройство звукового сигнала, при этом система дополнительно снабжена блоком бесперебойного питания, выполненного с возможностью передачи сигнала через преобразующий модуль на логический блок, а также выполнена с возможностью трансляции напряжения бортового питания по каналам связи в количестве не более двух. 6 з.п.ф., 1 илл.

Предлагаемая система относится к противопожарным устройствам и предназначена для оповещения об аварийном перегреве или возгорании оборудования в защищаемых отсеках транспортного средства и запуска средств пожаротушения в ручном режиме из кабины водителя транспортного средства (троллейбуса, автобуса, автомобиля и т.п.).

Известна автоматическая система пожарной сигнализации и управления пожаротушением в подвижных транспортных средствах, с задержкой по времени между световым предупреждением и запуском средств пожаротушения (заявка Франции №2800896, 2001 г., кл А62С 3/07). Данная система включает датчики пожара, связанные с центральным блоком, средства пожаротушения, соединенные с электронным блоком, ручной блок включения установок пожаротушения, звуковой и световой сигнализаторы пожара.

Известна автоматическая система пожарной сигнализации и управления пожаротушением в подвижных транспортных средствах (полезная модель РФ №39832 кл. А62С 37/00, G08B 25/00, публ. 2004 г.). Данная система включает пожарные извещатели, блоки сбора информации с центральным блоком управления, соединенным со световым и звуковым сигнализаторами пожара, средствами пожаротушения и блоком включения средств пожаротушения, а центральный блок дополнительно содержит блоки контроля всех составляющих систем и блок памяти событий, и непосредственно соединен с пожарными извещателями, в качестве которых используют линейные тепловые извещатели выполненные определенным образом.

К недостаткам, препятствующим использованию известных систем относятся сложность конструкции (большое количество блоков и каналов

связи) - это вызывает трудности при монтаже и эксплуатации, что не оправдано при использовании данной системы на эксплуатируемых транспортных средствах, для которых известная система не адаптирована.

Полезная модель по патенту №39832 принята в качестве прототипа, как наиболее близкая по существенным признакам и достигаемому техническому результату.

Задачей, которую решает предлагаемая полезная модель, является конструктивное упрощение системы и адаптация к транспортным средствам, уже находящимся в эксплуатации.

Техническим результатом при использовании предлагаемой полезной модели является:

- самодиагностика прибора с выдачей световой и звуковой индикации;

- контроль состояния пожарных извещателей и сигнализация о превышении и пороговом значении температуры в защищаемом отсеке с выдачей адресной световой индикации и звукового сигнала;

- контроль состояния средств пожаротушения с выдачей с выдачей адресной индикации;

- адресный пуск средств пожара тушения путем нажатия кнопки ручного запуска водителем;

- возможность принудительного запуска всех средств пожаротушения (СП) при неисправности системы сигнализации;

- контроль неисправности (обрыв и КЗ) на линиях пожарных извещателей и средств пожаротушения с выдачей адресной световой индикации.

Конструкция отличается простотой, компактностью и надежностью при эксплуатации, что позволило легко адаптировать ее под эксплуатируемые транспортные средства.

Достижение указанного технического результата обеспечивается тем, что система пожарной сигнализации и управления пожаротушением

в подвижных транспортных средствах, включающая пожарный извещатель, средство пожаротушения и кнопку его запуска в ручном режиме, устройство сбора информации, устройство контроля неисправностей линий и состояний пожарного извещателя, и средства пожаротушения, а также устройство светового и звукового сигнала, отличающаяся тем, что устройство сбора информации и устройство контроля совмещены с возможностью выполнения функции логического блока, с которым непосредственно связан пожарный извещатель, и последовательно связаны устройство светового и устройство звукового сигнала, а кнопка ручного запуска дистанционно связана с соответствующим средством пожаротушения, при этом система дополнительно снабжена блоком бесперебойного питания, выполненного с возможностью передачи сигнала через преобразующий модуль на логический блок, а также выполнена с возможностью трансляции напряжения бортового питания по каналам связи в количестве не более двух.

В качестве средств пожаротушения могут быть использованы средства пожаротушения с функциями ручного запуска, которые могут быть дополнены устройствами с функцией самозапуска. При таком дублировании обеспечивается надежность срабатывания системы в период отсутствия водителя в кабине транспортного средства.

Предпочтительно, чтобы преобразующий модуль включал средство защиты от выбросов напряжения, фильтр электромагнитных помех, ДС-ДС преобразователь и сглаживающий фильтр.

Для удобства монтажа за счет компактности и обеспечения надежности при эксплуатации логический блок, устройство светового и звукового сигналов, кнопка ручного запуска средства пожаротушения и преобразующий модуль размещены в едином корпусе, совмещенном с панелью индикации.

Для удобства эксплуатации панель индикации выполнена с возможностью группирования на ней световых индикаторов, соответствующих каждому средству пожаротушения.

Кнопка ручного запуска снабжена защитным устройством от несанкционированного запуска, например чекой.

Указанный результат достигается за счет того, что:

- система обладает гибкой и простой схемой, что обеспечивает адаптацию к конкретным транспортным средствам, (эксплуатируемым в настоящее время). При этом задействованный канал связи может функционировать без какого-либо изменения своих возможностей в случае неисправности, например, устройства звуковой или световой сигнализации или бортового питания транспортного средства;

- система обеспечивает передачу сигнала, максимум, по двум каналам связи (пожарный извещатель - логический блок - устройство световой и звуковой сигнализации - средство пожаротушения), которые идентичны и могут функционировать независимо друг от друга;

- устройство звукового и светового сигнала обладает возможностью функционировать независимо от количества каналов связи («СП» - «логический блок»), качественно изменяя только количество световых сигналов в зависимости от активированных каналов.

Световой индикатор «Норма» и звуковая сигнализация обслуживает оба канала.

Предлагаемая полезная модель поясняется чертежом.

На фиг.1 представлена блок-схема системы пожарной сигнализации и управления пожаротушением в подвижных транспортных средствах с передачей сигнала по двум каналам, где: пожарные извещатели (1), логический блок (2), устройство световой сигнализации (3) со световыми индикаторами (10), устройство звуковой сигнализации (4), средство пожаротушения (5), дистанционно связанное с кнопкой

ручного запуска (6), преобразующий модуль (7), последовательно соединенный с блоком бесперебойного питания (8), бортовым питанием транспортного средства (9).

Для удобства эксплуатации и обеспечения компактности логический блок (2), устройства светового (3) и звукового (4) сигналов, кнопка ручного запуска (6) средств пожаротушения (5) и преобразующий модуль (7) могут быть размещены в едином корпусе (11), совмещенном с панелью индикации (на схеме не показана).

Для удобства визуального контроля световые индикаторы (10) от пожарного извещателя (1) и кнопка ручного пуска (6) для соответствующего средства пожаротушения (5) могут быть сгруппированы определенным образом на панели индикации (на схеме не показана).

Пожарный извещатель (1) и соответствующие ему средство пожаротушения размещают в зоне (12) транспортного средства, например, в моторном отсеке.

Предлагаемая система устанавливается в кабине водителя транспортного средства и предназначена для автоматического оповещения об аварийном перегреве или возгорании оборудования в защищаемых отсеках и ручного запуска СП.

В качестве средств пожаротушения (СП) используют любые средства пожаротушения (аэрозольные, порошковые, углекислотные и т.д.), удовлетворяющие требованиям по эксплуатационным нагрузкам, предъявляемым к автотранспортному оборудованию, и обладающие пожаротушащей эффективностью достаточной для тушения пожаров в защищаемых объемах. При этом средства пожаротушения могут быть дополнительно снабжены устройствами самозапуска, срабатывающими при достижении определенной критической температуры в защищаемом объеме.

В качестве СП рекомендуется применять изделия: генераторы огнетушащего аэрозоля (ГОА) серии «Допинг»; модули порошкового пожаротушения (MПП) серии «Буран» или другие СП с максимальным током запуска до 8А.

Преобразующий модуль обеспечивает гальваническую развязку цепей от бортовой сети транспортного средства, фильтрацию электромагнитных помех и стабилизацию напряжения питания логического блока.

В качестве пожарных извещателей используют любые пороговые извещатели (тип сигнала «да» - «нет»). Для наземного транспорта предпочтительно использовать линейные тепловые извещатели в маслобензостойком исполнении.

В защищаемых отсеках устанавливают пожарные тепловые линейные извещатели серии ПГВС.425512.002 и средства автоматического пожаротушения, например «Допинг-2ТР».

В случае повышения температуры в защищаемых отсеках до 90-200°С (режим реального пожара) по сигналу от теплового извещателя выдается звуковой и световой сигнал оповещения.

Водитель транспортного средства принимает меры к остановке и эвакуации пассажиров.

Средства пожаротушения запускаются вручную водителем.

Рабочий диапазон температур -40°С...+85°С. Потребляемая средняя мощность в дежурном режиме работы не более 5 Вт.

Предлагаемая система, установленная на транспортном средстве, работает следующим образом.

При включении питания бортовой сети транспортного средства (9) напряжение через блок бесперебойного питания (8) поступает в преобразующий модуль, который стабилизирует напряжение и осуществляет гальваническую развязку цепей от бортовой сети. Сигналы цепей пожарных извещателей (1) и запуска средств пожаротушения (5)

анализируются логическим блоком (2) и включается соответствующая световая индикация и/или звуковая сигнализация с указанием адреса события. Возможны следующие режимы работы блока:

1. Нормальный режим. При этом все цепи исправны и пожарные извещатели в исходном состоянии. Светится световой индикатор «Норма» зеленого цвета. Звуковой сигнал отключен.

2. «Пожар». Световой индикатор «Норма» выключен, а световые индикаторы «Пожар/Неисправность ПИ» светятся красным цветом. Включается непрерывная звуковая сигнализация.

3. Неисправность цепи пожарного извещателя. Световой индикатор «Норма» выключен, а световые индикаторы «Пожар/Неисправность ПИ» светятся желтым светом. Звуковая сигнализация выдает прерывистые сигналы.

4. Неисправность цепи средства пожаротушения. Световой индикатор «Норма» выключен, а световые индикаторы «Неисправность СП» светятся желтым цветом. Звуковой сигнал отключен.

Для активации средства пожаротушения необходимо выдернуть чеку и нажать кнопку. При этом выключится световой индикатор и звуковая сигнализация, индикаторы будут показывать текущее состояние цепей и пожарных извещателей. Активация средств пожаротушения в случае визуального обнаружения пожара до того, как сработают извещатели возможна, независимо от состояния пожарных извещателей.

При пожаре для активации СП необходимо выдернуть чеку и нажать кнопку запуска соответствующего канала СП.

В реальных условиях испытания были проведены на 3-х автобусах ЛиАЗ 5256. Средства пожаротушения компоновались в

соответствии с реальной пожарной нагрузкой защищаемых отсеков (моторный отсек и отсек отопления). При проведении испытаний использовались генераторы огнетушащего аэрозоля «Допинг-2ТР», которые запускаются от источника тока напряжением 12-36 В, или от воздействия на термочувствительный шнур открытого пламени или температуры свыше 200°С.

При проведении испытаний использовались извещатели пожарные тепловые линейные серии ПГBC.425512.002, которые размещались в верхней части защищаемых отсеков транспортных средств.

В процессе испытаний создавались неисправности в цепи пожарных извещателей и в цепи СП, а также имитировался пожар (повышение температуры до 80°С).

В качестве источника бесперебойного питания использовалось изделие АМРХ-322М-1-4, предназначенное для обеспечения непрерывного питания системы пожаротушения независимо от состояния аккумуляторных батарей транспортного средства.

Результаты испытаний в реальных условиях подтвердили работоспособность предлагаемой системы при всех возможных режимах: «норма», «пожар», «неисправность цепи пожарного извещателя», «неисправность цепи средства пожаротушения».

Дополнительно были проведены испытания системы (в количестве 6 экземпляров) на функционирование, устойчивость к наносекундным импульсным помехам и электростатическим разрядам, внешним электромагнитным полям, а также на соответствие норме по собственным электромагнитным излучениям.

Испытания на функционирование проводились в соответствии с методиками, изложенными в "Программе и методике испытаний на функционирование, устойчивость к наносекундным импульсным помехам и электростатическим разрядам блоков БСУ-01М (предварительные)".

Контроль функционирования осуществлялся по светодиодным индикаторам изделия. Контролировалось отсутствие ложных сигналов о пожаре, сигналов о нарушении в работе. Критерием функционирования являлось своевременное обнаружение пожара в защищаемых отсеках, и ручной запуск средств пожаротушения (СП) в адресном режиме и в режиме запуска всех СП, контроль на обрыв и короткое замыкание шлейфов сигнализации, контроль на обрыв шлейф запуска СП, обеспечение адресной индикации и звукового оповещения при обнаружении пожара и неисправностей.

Испытания на функционирование предлагаемой системы подтвердили возможность адресного пуска средств пожаротушения.

Испытания на устойчивость к наносекундным импульсным помехам проводились в соответствии ГОСТ Р 51317.4.4-99, и полностью подтвердили соответствие системы требованиям помехоустойчивости.

Результаты испытаний на устойчивость к воздействию электростатического разряда проводились в соответствии с ГОСТ Р 51317.4.2-99.

Таким образом, предлагаемая полезная модель направлена на решение поставленной задачи и соответствует всем критериям патентоспособности по действующему законодательству.

1. Система пожарной сигнализации и управления пожаротушением в подвижных транспортных средствах, включающая пожарный извещатель, средство пожаротушения и кнопку его запуска в ручном режиме, устройство сбора информации, устройство контроля неисправностей линий, состояний пожарного извещателя, и средства пожаротушения, а также устройство светового и звукового сигнала, отличающаяся тем, что устройство сбора информации и устройство контроля совмещены с возможностью выполнения функции логического блока, с которым непосредственно связан пожарный извещатель, и последовательно связаны устройство светового и устройство звукового сигнала, а кнопка ручного запуска дистанционно связана с соответствующим средством пожаротушения, при этом система дополнительно снабжена блоком бесперебойного питания, выполненного с возможностью трансляции напряжения бортового питания через преобразующий модуль на логический блок, а также выполнена с возможностью передачи сигнала по каналам связи в количестве не более двух.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что в качестве средства пожаротушения используют средства с функцией ручного запуска.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что в качестве средства пожаротушения используют средства с функциями ручного запуска и самозапуска.

4. Система по п.1, отличающаяся тем, что преобразующий модуль включает средство защиты от выбросов напряжения, фильтр электромагнитных помех, ДС-ДС преобразователь и сглаживающий фильтр.

5. Система по п.1, отличающаяся тем, что логический блок, устройства светового и звукового сигналов, кнопка ручного запуска средства пожаротушения и преобразующий модуль размещены в едином корпусе, совмещенном с панелью индикации.

6. Система по п.5, отличающаяся тем, что панель индикации выполнена с возможностью группирования на ней световых индикаторов, соответствующих каждому средству пожаротушения.

7. Система по п.1, отличающаяся тем, что кнопка ручного запуска снабжена защитным устройством от несанкционированного запуска.



 

Похожие патенты:

Автоматизированная система противопожарной защиты, пожарной сигнализации и системы оповещения относится к устройствам автоматики, решающим задачи обеспечения пожарной безопасности промышленных объектов. Технический результат достигается в результате введения в систему автоматизированной противопожарной защиты тепловизора, модуля обнаружения пожароопасной ситуации и модуля предотвращения пожара.

Изобретение относится к автоматизированным средствам обучения и может быть использовано для комплексного группового и/или индивидуального обучения и подготовки водителей самоходных безрельсовых транспортных средств, в частности водителей легковых, грузовых автомобилей, мотоциклистов, водителей автобусов, составов транспортных средств
Наверх