Механизм блокировки дифференциала раздаточной коробки

 

Механизм блокировки дифференциала раздаточной коробки, относится к приводам транспортных машин, устанавливаемых в трансмиссии полноприводных автомобилей высокой проходимости, и содержит планетарный несимметричный цилиндрический дифференциал, корпус (1) привода переднего моста, установленные на подшипниковых опорах вал (10) привода переднего моста и вал (14) привода заднего моста. В расточке корпуса (1) установлены подвижный ступенчатый поршень (4) и упорное кольцо (5), зафиксированное в корпусе (1) стопорным кольцом (6). Поршень (4) имеет внутренний выступ (7), соединенный с подвижной муфтой (8), установленной на валу (10) привода переднего моста. Между выступом (7) и упорным кольцом (5) установлена возвратная пружина (9). Зубчатая муфта (8) имеет торцевые зубья (21), которые взаимодействуют с торцевыми зубьями (22), выполненными на водиле (15). Технический результат заключается в создании механизма блокировки дифференциала раздаточной коробки сравнительно небольших габаритов. 1 ил.

Полезная модель относится к приводам транспортных машин, устанавливаемых в трансмиссии полноприводных автомобилей высокой проходимости, предназначенных для движения, как по дорогам общего пользования, так и по бездорожью.

Известен механизм блокировки дифференциала раздаточной коробки, содержащий планетарный, несимметричный, цилиндрический дифференциал, установленные на подшипниковых опорах вал привода переднего моста и вал привода заднего моста, подвижную зубчатую муфту с внутренними шлицами, взаимодействующую со шлицами передней обоймы, мембранный пневмопривод на штоке которого установлена вилка, взаимодействующая с подвижной зубчатой муфтой (см. Автомобили КАМАЗ типа 6×6, Москва, Машиностроение, 1991, стр.83, 84, рис.63).

Наиболее близкой к предлагаемому техническому решению является двухступенчатая раздаточная коробка, в которой механизм блокировки дифференциала содержит планетарный, несимметричный, цилиндрический дифференциал, установленные на подшипниковых опорах вал привода заднего моста и вал привода переднего моста, на котором размещена ступица. На шлицах ступицы установлена, взаимодействующая со шлицами водила, подвижная зубчатая муфта, перемещающаяся посредством вилки включения, установленной на штоке мембранного пневмопривода (см. патент РФ №48884, МПК7 В60К 17/28, опубликовано 10.11. 2005).

Недостаток известных технических решений заключается в том, что пневмоцилиндр со штоком расположены параллельно валу привода переднего моста на значительном расстоянии от него, а шток связан с зубчатой муфтой через вилку включения, в результате чего механизм имеет значительные радиальные размеры.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое техническое решение, является создание механизма блокировки дифференциала раздаточной коробки сравнительно небольших габаритов.

Для решения поставленной задачи в механизме блокировки дифференциала раздаточной коробки, содержащем планетарный несимметричный цилиндрический дифференциал, корпус привода переднего моста, установленные на подшипниковых опорах вал привода переднего моста и вал привода заднего моста, подвижную зубчатую муфту с внутренними шлицами, возвратную пружину, в расточке корпуса привода переднего моста установлены упорное кольцо и подвижный ступенчатый поршень, внутренний выступ которого соединен с подвижной муфтой, установленной на валу привода переднего моста и имеющей торцевые зубья, взаимодействующие с торцевыми зубьями, выполненными на водиле планетарного ряда, при этом возвратная пружина установлена между внутренним выступом ступенчатого поршня и упорным кольцом.

Совокупность существенных признаков, заключающаяся в том, что в расточке корпуса привода переднего моста установлены упорное кольцо и подвижный ступенчатый поршень, внутренний выступ которого соединен с подвижной муфтой, установленной на валу привода переднего моста и имеющей торцевые зубья, взаимодействующие с торцевыми зубьями, выполненными на водиле планетарного ряда, а также установка возвратной пружины между внутренним выступом ступенчатого поршня и упорным кольцом, являющимся упором для пружины и ограничителем хода поршня, позволила уменьшить габариты механизма блокировки дифференциала раздаточной коробки.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Предлагаемое техническое решение поясняется чертежом, на котором изображен механизм блокировки дифференциала раздаточной коробки, в разрезе.

Механизм блокировки дифференциала раздаточной коробки содержит картер 1 привода переднего моста, на котором закреплена крышка 2 подшипника 3.

В расточке корпуса 1 установлены подвижный ступенчатый поршень 4 и упорное кольцо 5, зафиксированное в корпусе 1 стопорным кольцом 6. Поршень 4 имеет внутренний выступ 7, соединенный с подвижной муфтой 8. Между выступом 7 и упорным кольцом 5 установлена возвратная пружина 9.

Муфта 8 установлена на валу 10 привода переднего моста, который вращается на подшипнике 3. На переднем конце вала 10 установлен фланец 11, а на другом конце расположена центральная шестерня 12 планетарного ряда, выполненная за одно целое с валом 10.

Планетарный несимметричный цилиндрический дифференциал содержит коронную шестерню 13, выполненную за одно целое с валом 14 привода заднего моста, водило 15, с запрессованными в него осями 16, на которых на подшипниках установлены сателлиты 17. С водилом 15, установленном на подшипнике 18, скреплена ведущая шестерня 19, установленная на подшипнике 20.

Зубчатая муфта 8 имеет торцевые зубья 21, которые взаимодействуют с торцевыми зубьями 22, выполненными на водиле 15.

Механизм блокировки дифференциала раздаточной коробки работает следующим образом.

Крутящий момент для привода дифференциала передается от шестерни 19 на водило 15 и через сателлиты 17 момент передается на центральную шестерню 12 для привода вала 10 переднего моста и на коронную шестерню 13 для привода вала 14 заднего моста. Дифференциал распределяет в определенной пропорции потоки мощности между валами 10 и 14, обусловленной внутренним передаточным числом планетарного ряда.

При движении по бездорожью, где возможна пробуксовка колес, появляется необходимость в блокировке дифференциала для преодоления скользких участков дороги. Блокировка осуществляется передвижением зубчатой муфты 8, при этом зацепляются торцевые зубья 21 муфты 8 и торцевые зубья 22 водила 15. В этом случае вращение шестерен планетарного ряда становится невозможным. Дифференциал заблокирован.

Перемещение зубчатой муфты 8 происходит при подаче воздуха под поршень 4. Поршень 4, сжимая пружину 9, перемещается и своим внутренним выступом 7 перемещает муфту 8 в сторону соединения торцевых зубьев 21 и 22. Разблокировка дифференциала происходит перемещением муфты 8 под действием пружины 9 в сторону выключения при сбрасывании воздуха из полости под поршнем 4.

Предлагаемое техническое решение позволило создать механизм блокировки дифференциала раздаточной коробки сравнительно небольших габаритов.

Предлагаемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

Механизм блокировки дифференциала раздаточной коробки, содержащий планетарный несимметричный цилиндрический дифференциал, корпус привода переднего моста, установленные на подшипниковых опорах вал привода переднего моста и вал привода заднего моста, подвижную зубчатую муфту с внутренними шлицами, возвратную пружину, отличающийся тем, что в расточке корпуса привода переднего моста установлены упорное кольцо и подвижный ступенчатый поршень, внутренний выступ которого соединен с подвижной муфтой, установленной на валу привода переднего моста и имеющей торцевые зубья, взаимодействующие с торцевыми зубьями, выполненными на водиле планетарного ряда, при этом возвратная пружина установлена между внутренним выступом ступенчатого поршня и упорным кольцом.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована для блокировки дифференциала транспортных средств
Наверх