Установка для приготовления мазутного топлива

 

Изобретение относится к технологии получения мазутных топлив и обработке вязких нефтепродуктов и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и топливной промышленности.

Технической задачей изобретения является упрощение конструкции и повышение надежности работы установки по приготовлению мазутного топлива. Указанная техническая задача достигается тем, что в предлагаемой конструкции:

- к электродвигателю роторного импульсного аппарата подключен ваттметр, предназначенный для определения затрат мощности электродвигателем по преодолению вязких сил трения на роторе роторного импульсного аппарата, по величине которой определяют изменение вязкости в процессе приготовления мазутного топлива;

- к электродвигателю роторного импульсного аппарата подключен амперметр, предназначенный для определения затрат мощности электродвигателем по преодолению вязких сил трения на роторе роторного импульсного аппарата, по величине которой определяют изменение вязкости в процессе приготовления мазутного топлива;

- для разделения циклов обработки объема мазута установлена дополнительная циклическая емкость, соединенная с выходным патрубком роторного импульсного аппарата и входным патрубком нагнетательного насоса.

Изобретение относится к технологии получения мазутных топлив и обработке вязких нефтепродуктов и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и топливной промышленности. Изобретение может также быть использовано на морских и речных судах для улучшения качественных характеристик флотских мазутов.

Известен способ получения флотского мазута (патент России №2022315, G05D 7/00) с использованием эталонной жидкости, имеющей вязкость, равную вязкости флотского мазута, и регулированием вязкости готового продукта в сравнении с эталонной жидкостью, пропускаемой по циркуляционной петле внутри трубопровода с готовым продуктом - флотским мазутом.

Известен гидродинамический кавитационный и ультразвуковой преобразователь топлива (патент России №2131087, F23K 5/12, F23D 11/34), представляющий из себя внутренний циркуляционный контур обработки различных типов жидких топлив, состоящий из насоса, циркуляционной емкости, гидродинамического роторного кавитационного аппарата с системой управления его электродвигателя, трубопроводов, запорных, вентильных устройств, манометров, а также проточной части, состоящей как из элементов циркуляционного контура (насоса, циркуляционной емкости, трубопроводов), так и из коллекторов трубопроводов подачи топлива, воды, различных жидких горючих отходов, баков их хранения, расходомеров, фильтров, вентильных запорных устройств, насосов, успокоительной емкости, манометров и трубопровода подачи преобразованного топлива на насосы первого подъема энергетического объекта. Недостатком данного устройства является сложность системы управления рабочими режимами и повышенный расход энергии на работу устройства.

Технической задачей изобретения является упрощение конструкции и повышение надежности работы установки по приготовлению мазутного

топлива. Указанная техническая задача достигается тем, что в предлагаемой конструкции:

- к электродвигателю роторного импульсного аппарата подключен ваттметр, предназначенный для определения затрат мощности электродвигателем по преодолению вязких сил трения на роторе роторного импульсного аппарата, по величине которой определяют изменение вязкости в процессе приготовления мазутного топлива;

- к электродвигателю роторного импульсного аппарата подключен амперметр, предназначенный для определения затрат мощности электродвигателем по преодолению вязких сил трения на роторе роторного импульсного аппарата, по величине которой определяют изменение вязкости в процессе приготовления мазутного топлива;

- для разделения циклов обработки объема мазута установлена дополнительная циклическая емкость, соединенная с выходным патрубком роторного импульсного аппарата и входным патрубком нагнетательного насоса.

На фиг.1 показана технологическая схема установки по приготовлению мазутного топлива без разделения циклов обработки мазута. На фиг.2 - технологическая схема установки по приготовлению мазутного топлива с разделением циклов обработки мазута.

В варианте по фиг.1 установка по приготовлению мазутного топлива содержит емкость исходного мазута 1, соединенную трубопроводом 2 с входным патрубком нагнетательного насоса 3, выходной патрубок которого соединен трубопроводом 4 с входным патрубком роторного импульсного аппарата 5, а выходной патрубок роторного импульсного аппарата (РИА) 5 соединен трубопроводом 6 с емкостью исходного мазута и трубопроводом слива готового мазутного топлива 7. Емкость дизельного топлива 8 соединена трубопроводом 9 с входным патрубком насоса-дозатора 10, выходной патрубок которого соединен трубопроводом 11 с трубопроводом 4. Емкость присадки 12 соединена трубопроводом 13 с входным патрубком

насоса-дозатора 14, выходной патрубок которого соединен трубопроводом 15 с трубопроводом 4. Для изменения параметров давления и расхода установки используются вентили 16. К электродвигателю роторного импульсного аппарата 5 подключены амперметр 17 и ваттметр 18.

В варианте по фиг.2 трубопровод 6 соединен с трубопроводом 19, соединенным с циклической емкостью 20, которая соединена трубопроводом 21 с трубопроводом 2.

Установка работает следующим образом. Исходный мазут для приготовления мазутного топлива подается из емкости 1 через трубопровод 2 в насос 3, откуда через трубопровод 4 поступает в роторный импульсный аппарат 5, затем через трубопровод 6 в емкость исходного мазута 1. При циркуляции из емкости исходного мазута 1 по замкнутому контуру трубопроводов 2, 4, 6, роторный импульсный аппарат 5, мазут подвергается многофакторной импульсной энергетической обработке.

РИА реализует импульсное многофакторное воздействие на обрабатываемую среду за счет:

- механического воздействия на частицы гетерогенной среды, заключающегося в ударных, срезывающих и истирающих нагрузках и контактах с рабочими частями РИА;

- гидродинамического воздействия, выражающегося в больших сдвиговых напряжениях в жидкости, развитой турбулентности, пульсациях давления и скорости потока жидкости;

- гидроакустического воздействия на жидкость, осуществляемого за счет мелкомасштабных пульсаций давления, интенсивной кавитации, ударных волн и вторичных нелинейных акустических эффектов.

Многофакторное импульсное энергетическое воздействие на мазут позволяет снизить его вязкость на 20-30%, повысить температуру вспышки на 5-10%.

Косвенным показателем снижения вязкости мазута в процессе циркуляционной обработки определенного объема мазута может служить

уменьшение потребляемой электродвигателем энергии, необходимой для вращения вала РИА. Снижение потребляемой энергии можно определить непосредственно с помощью ваттметра 18 или по уменьшению величины электрического тока, питающего электродвигатель РИА, которая определяется амперметром 17.

Крутящий момент на валу ротора прямо пропорционален силам вязкого трения, препятствующим его вращению в вязкой ньютоновской жидкости (Дорфман Л.А. Гидродинамическое сопротивление и теплоотдача вращающихся тел. М.: Физматгиз, 1960):

где МТР - суммарный момент сил трения относительно оси вращения, н·м; R p, - радиус и угловая скорость ротора, м, 1/с; - величина зазора между ротором и статором, м; - коэффициент динамической вязкости, Па·с.

Мощность, затрачиваемая на преодоление сил вязкого трения:

N=МТР·.

Так как все остальные параметры, кроме вязкости, не меняются, изменение вязкости можно с относительно небольшой погрешностью определять по изменению мощности электродвигателя РИА.

Аналогично происходит изменение силы тока в питании электродвигателя РИА. Как правило, РИА комплектуются трехфазными асинхронными электродвигателями. Мощность трехфазного асинхронного электродвигателя можно определить по формуле (Иванов И.И. и др. Электротехника. С-Пб: Издательство Лань, 2003):

N=m·I·U·cos,

где I - сила тока, A; U - напряжение между фазами сети, В; m - число фаз обмотки статора; cos - номинальный коэффициент мощности двигателя.

Если вязкость исходного мазута 1 уменьшилась до вязкости 2, то мощность, потребляемая электродвигателем РИА, уменьшится пропорционально от N1 до N2<N1. В качестве критерия, указывающего на достаточность уменьшения вязкости мазута, можно считать условие:

При обработке мазута на предлагаемой установке роторный импульсный аппарат, с подключенными к его электродвигателю ваттметром и амперметром, является не только средством для снижения вязкости мазута, но и средством косвенного определения вязкости обрабатываемого мазута. Для определения снижения вязкости мазута за счет обработки в РИА необходимо определять затраты энергии и величину тока при одной и той же температуре мазута.

Зафиксировав в процессе циклической обработки мазута отсутствие дальнейшего существенного снижения его вязкости, приступают к составлению топливной композиции мазутного топлива, например, флотского мазута методом интенсивного компаундирования. Для этого определяют физико-механические характеристики обработанного мазута и рассчитывают необходимое количество дизельного топлива и присадки. После этого подают требуемое количество дизельного топлива и присадки из емкости 8 насосом-дозатором 10 через трубопроводы 9 и 11 и из емкости 12, насосом-дозатором 14 через трубопроводы 13 и 15 соответственно в трубопровод 4, в котором циркулирует обработанный мазут. При циклическом прохождении смеси мазута, дизельного топлива и присадки через РИА, емкость 1 и насос 3 происходит их интенсивное перемешивание и образование гомогенной смеси - готового флотского мазута.

Импульсная многофакторная энергетическая обработка мазута разрывает связи в длинномерных молекулах углеводородов, активирует мазут и ускоряет процесс его смешивания с дизельным топливом и присадкой. Контроль качества смешения компонентов осуществляют по

изменению вязкости обрабатываемой смеси в соответствии с вышеописанной методикой.

Особенность работы установки по схеме, представленной на фиг.2, заключается в том, что, перегоняя обрабатываемый мазут из емкости 1 через трубопровод 2, насос 3, трубопровод 4, РИА 5, трубопроводы 6 и 19 в циклическую емкость 20, разделяют каждый цикл обработки мазута в РИА. Следующий цикл обработки происходит перегоном мазута из емкости 20 через трубопровод 21, насос 3, трубопровод 4, РИА 5, трубопровод 6 в емкость 1. Затем повторяется цикл обработки по предыдущей схеме.

В этом случае происходит четкое разделение циклов обработки объема мазута, а следовательно, однородности его физико-механических свойств по сравнению с обработкой по схеме на фиг.1, что способствует экономии энергоресурсов и повышению качества продукта.

Для проверки эффективности работы предлагаемой установки были проведены экспериментальные исследования на установке аналогичной конструкции по импульсной многофакторной энергетической обработке мазутов различных нефтеперерабатывающих заводов. Ротор ( 250 мм) РИА приводился во вращение электродвигателем АИР 160-2М, мощностью 18,5 кВт, частота вращения вала 2920 об/мин. Величина тока измерялась электронным амперметром М266, потребляемая электроэнергия - счетчиком энергии СА4-И678.

Вязкость мазута определялась по времени истечения порции мазута через вискозиметр В3-246 (ГОСТ 9070-75) при t=60°C. Исходные и конечные параметры мазутов после обработки в роторном импульсном аппарате приведены в таблице 1.

Таблица 1
Производитель мазута М-100Параметры мазутаМощность, потребляемая электродвигателем РИА, кВт
Время истечения через вискозиметр В3-246 (ГОСТ 9070-75), с, при t=60°CТемпература вспышки, град.С
Исх. Кон., %Исх.Кон., %Исх.Кон., %
Нижнекамский НПЗ165120 28145145 01815 17
Карабашский НПЗ 1559042 1201275 181422
Шугуровский НПЗ362336 1051159 171418

1. Установка для приготовления мазутного топлива, содержащая емкость исходного мазута, нагнетательный насос, роторный импульсный аппарат, емкость дизельного топлива, насосы-дозаторы, емкость присадки, технологические трубопроводы и вентили, отличающаяся тем, что к электродвигателю роторного импульсного аппарата подключен ваттметр, предназначенный для определения затрат мощности электродвигателем по преодолению вязких сил трения на роторе роторного импульсного аппарата, по величине которой определяют изменение вязкости в процессе приготовления мазутного топлива.

2. Установка для приготовления мазутного топлива по п.1, отличающаяся тем, что к электродвигателю роторного импульсного аппарата подключен амперметр, предназначенный для определения затрат мощности электродвигателем по преодолению вязких сил трения на роторе роторного импульсного аппарата, по величине которой определяют изменение вязкости в процессе приготовления мазутного топлива.

3. Установка для приготовления мазутного топлива по п.1, отличающаяся тем, что для разделения циклов обработки объема мазута установлена дополнительная циклическая емкость, соединенная с выходным патрубком роторного импульсного аппарата и входным патрубком нагнетательного насоса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытаниям двигателя внутреннего сгорания, в частности к стендам для обкатки двигателей, и может быть использовано при создании нагружающих устройств испытательных стендов двигателя внутреннего сгорания
Наверх