Встроенная фрикционная муфта

 

Полезная модель относится к авиационной технике, в частности машиностроению, и направлена на расширение эксплуатационных свойств устройства. Эффективность данного технического решения заключается в снижении осевого размера встроенной фрикционной муфты и, следовательно, расширение эксплуатационных свойств. Встроенная фрикционная муфта, содержащая ведущее и ведомое звенья и неповоротные относительно них, соответственно, ведущий и ведомый диски, а так же промежуточные и нажимной диски с пружиной, гайкой и элементом ее фиксации, размещенными на ведущем звене, при этом нажимной диск соединен шлицами с одной из деталей муфты - гайка снабжена шлицами, зацепленными со шлицами нажимного диска. В указанной муфте на ведущем диске выполнены резьбовые отверстия, в гайке - торцевые пазы, а в качестве элементов фиксации гайки использованы винты, размещенные в резьбовых отверстиях ведущего диска, концы которых входят в торцевые пазы гайки. Это позволяет встроить фрикционную муфту в конструкции, имеющие ограниченные осевые размеры для ее размещения. 1 з.п. ф-лы, 2 илл.

Полезная модель относится к авиационной технике, в частности машиностроению, и направлена на расширение эксплуатационных свойств устройства.

Известна встроенная фрикционная муфта, содержащая ведущее и ведомое звенья и неповоротные относительно них, соответственно, ведущий и ведомый диски, а так же промежуточные и нажимной диски с пружиной, гайкой и элементом ее фиксации, размещенными на ведущем звене, при этом нажимной диск соединен шлицами с одной из деталей муфты, в данном случае, с ведущим звеном, а элементом фиксации гайки в указанной муфте является стопорная шайба (см. «Авиационный двигатель АИ-14Р, Техническое описание», Государственное научно-производственное издательство ОБОРОНГИЗ, М., 1961 г., Фиг.60, стр.50).

Недостаток такого устройства - значительный осевой размер толщины пакета деталей муфты, установленных в один ряд.

Технической задачей полезной модели является снижение осевого размера встроенной фрикционной муфты и, следовательно, расширение эксплуатационных свойств.

Решение этой задачи обеспечивается тем, что во встроенной фрикционной муфте, содержащей ведущее и ведомое звенья и неповоротные относительно них, соответственно, ведущий и ведомый диски, а так же промежуточные и нажимной диски с пружиной, гайкой и элементом ее фиксации, размещенными на ведущем звене, при этом нажимной диск соединен шлицами с одной из деталей муфты - гайка снабжена шлицами, зацепленными со шлицами нажимного диска.

Кроме того, в указанной муфте на ведущем диске выполнены резьбовые отверстия, в гайке - торцевые пазы, а в качестве элементов фиксации гайки использованы винты, размещенные в резьбовых отверстиях ведущего диска, концы которых входят в торцевые пазы гайки.

Выполнение шлиц на гайке позволяет поместить ее резьбовую часть в месте между ведущим и ведомым дисками, тем самым сократить осевой размер муфты на величину толщины гайки. Так как в предложенном устройстве резьбовая часть гайки размещена в замкнутом пространстве, образованном деталями муфты, применение для ее фиксации стопорной шайбы (ранее применяемой) становится невозможным. Для этого использована фиксация гайки винтами.

Сущность предложенного устройства поясняется чертежами, где на Фиг.1 - общий вид встроенной фрикционной муфты, на Фиг.2 - общий вид гайки. В качестве примера выполнения фрикционной муфты приведена конструкция встроенной муфты, разрабатываемой для применения в двойной шестерне привода нагнетателя авиационного двигателя М9Ф. Использование муфты-прототипа оказалось невозможным ввиду ее значительных осевых размеров, превышающих размеры, в которых, из условий конструкции двигателя, возможно ее размещение.

Встроенная фрикционная муфта содержит ведущее звено 1 в виде малого колеса двойной шестерни, ведомого звена 2 в виде большого колеса двойной шестерни. Заодно с ведущим звеном 1 выполнен ведущий диск 3, а с ведомым звеном 2 - ведомый диск 4. С двух сторон ведомого диска 4 размещены промежуточные диски 5, у одного из которых расположен нажимной диск 6, пружина 7 и гайка 8. Нажимной диск 6 и гайка 8 соединены между собой шлицами 9, а гайка 8 установлена на ведущем звене 1 на резьбе 10 и центрирующей поверхности 11. В ведущем диске 3 выполнены диаметрально расположенные два резьбовых отверстия 12, в которых размещены винты 13 со стопорными шайбами 14. Концы винтов 13 входят в торцевые пазы 15 гайки 8. Гайка 8 снабжена пазами 16 для монтажа

и демонтажа. Завинчивание гайки 8 на ведущем звене 1 выполняют до тех пор, пока усилие сжатия пружины 7 не создаст сил трения по поверхностям соприкосновения ведущего диска 3, промежуточных дисков 5, ведомого диска 4 и нажимного диска 5, обеспечивающих передачу крутящего момента заданной величины. При этом винты 13 фиксируются относительно ведомого звена 1 стопорными шайбами 14, а концы винтов 13 входят в торцевые пазы гайки 8.

Встроенная фрикционная муфта работает следующим образом.

При вращении ведущего звена 1 вращается выполненный заодно с ним ведущий диск 3. Пружина 7, сжимает с определенным усилием пакет из нажимного диска 6, промежуточных дисков 5, ведомого диска 4 и ведущего диска 1. За счет сил трения между дисками, обеспечивается вращение ведомого диска 4 и передачу крутящего момента с ведущего звена 1 на ведомый диск 4. Максимальная величина передаваемого крутящего момента равна заданной величине, обеспеченной при сборке муфты. При возникновении на ведомом диске крутящего момента, превышающего указанную величину, на которую отрегулирована муфта при сборке, происходит проскальзывание ведущего диска 3, промежуточных дисков 5, нажимного диска 6 и ведомого диска 4 друг относительно друга. Это исключает работу двойной шестерни при повышенных нагрузках и, следовательно, ее поломку.

Использование предложения позволяет встроить фрикционную муфту в конструкции, имеющие ограниченные осевые размеры для ее размещения.

1. Встроенная фрикционная муфта, содержащая ведущее и ведомое звенья и неповоротные относительно них, соответственно, ведущий и ведомые диски, а также промежуточные и нажимной диски с пружиной, гайкой и элементом ее фиксации, размещенными на ведомом звене, при этом нажимной диск соединен шлицами с одной из деталей муфты, отличающаяся тем, что гайка снабжена шлицами, зацепленными со шлицами нажимного диска.

2. Встроенная фрикционная муфта по п.1, отличающаяся тем, что в ведущем диске выполнены резьбовые отверстия, в гайке - торцевые пазы, а в качестве элементов ее фиксации использованы винты, размещенные в резьбовых отверстиях ведущего диска, концы которых входят в торцевые пазы гайки.



 

Похожие патенты:

Планетарная коробка передач относится к транспортному машиностроению и может быть использована в качестве трансмиссий самоходных машин, например, автомобилей ауди, фольсваген, хендай, шкода, опель, мерседес, форд фокус, фиат, рено, мазда, шевроле, тойота.

Ведомый диск сцепления относится к области транспортного машиностроения, а именно к сцеплениям колесных транспортных средств с диаметром ведомого диска не более 300 мм (опель астра, ауди а6, шевроле ланос, фольсваген пассат, мерседес 124, мерседес вито и др.).
Наверх