Автобус для перевозки детей

 

В связи с возрастающими потребностями в автобусах для перевозки детей в населенных пунктах РФ и между ними, предъявляемыми к ним все более новых требований по безопасности и их оснащению, малого количества таких автобусов, отвечающих предъявляемым к ним требованиям и возникла необходимость в создании «Автобуса для перевозки детей». В мировом автобусостроении нет единых требований к автобусам, осуществляющим перевозку детей, поэтому российские автобусостроители руководствуются едиными требованиями, предъявляемые к автобусам для перевозки детей - это ГОСТ Р 51160-98. «Автобус для перевозки детей» относится к автобусам специального назначения, предназначенным для перевозки детей в городе, пригороде, между населенными пунктами и эксплуатации по автомобильным дорогам с различными видами покрытий и грунтовым. «Автобус для перевозки детей» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160-98 имеет: рабочее место оборудованное световыми и звуковыми сигнализаторами, внутреннюю и наружную автомобильную громкоговорящую установку, 4-х рядную планировку пассажирского салона, пассажирские сиденья оборудованные ремнями безопасности и подлокотниками, над пассажирскими сиденьями багажные полки, около каждого 2-х местного сиденья на боковине под окнами кнопки связи с водителем, пассажирскую дверь с механизмом управления, подножку со ступенями и поручни, выдвижную ступеньку с механизмом управления, багажный отсек с задним люком, с запасной дверью, со стеллажом для ранцев, с местом для 2-х кресел - колясок. В сравнении с ближайшим аналогом имеет изменения: складывающиеся подлокотники сидений, дополнительный поручень на створке двери, электрический вытяжной

вентилятор в крыше, устройство, препятствующее началу движения при открытой пассажирской двери и выдвинутой выдвижной ступеньке, новую систему пожаротушения двигателя аэрозольного типа, наклеенную вокруг кузова (кроме передка) световозвращающую ленту, установленные снаружи на кузове и в салоне системы зеркал для контроля за посадкой и высадкой детей.

«Автобус для перевозки детей», представляемый на полезную модель, относится к транспортным средствам, а именно к автобусам специального назначения, предназначенным для перевозки детей в городе, пригороде, между населенными пунктами и эксплуатации по автомобильным дорогам с различными видами покрытий и грунтовым общей транспортной сети Российской Федерации.

За аналоги, представляемого на полезную модель автобуса взяты несколько автобусов российского и зарубежного производства, которые используют для перевозки детей. В настоящее время для перевозки детей в городах используются микроавтобусы ГАЗ-3221, ГАЗ-32212, ГАЗ-22171-104 и ГАЗ-22171-5104 серийно выпускаемые ОАО «Горьковский автомобильный завод» с 1996-1998 годов. Данные микроавтобусы имеют удобную низкую ступеньку, удобный широкий вход и выход, но планировка пассажирского салона и конструкция пассажирских сидений не соответствуют нормативным требованиям ГОСТ Р 51160-98, а из-за малой вместимости (6-13 пассажирских мест) использовать эти микроавтобусы для перевозки детей становится не совсем рационально. Данные взяты с фирменных проспектов ОАО «Горьковский автомобильный завод», www.gaz.ru.

На 10-й Московской международной автомобильной выставке «MIMS 2006» промышленная группа «Самотлор-НН» продемонстрировала школьный микроавтобус, переоборудованный из серийного автомобиля Volkswagen LT-46 вместимостью 24 пассажирских места для детей и 1 место для сопровождающего. Вход и выход обеспечивается через правую дверь кабины с удобной низкой ступенькой. Пассажирский салон оборудован пассажирскими сиденьями с ремнями безопасности, складывающимися подлокотниками и багажными полками для ручной клади. В

нарушение требований ГОСТа Р 51160-98 для автобусов перевозящих детей на данном микроавтобусе отсутствуют: отсек для размещения багажа и кресел-колясок, поручень-ручка с левой стороны пассажирской двери, устройство препятствующее началу движения при открытой пассажирской двери, наружная и внутренняя автомобильная громкоговорящая установка, устройство ограничения скорости, 1-о пассажирское сиденье для сопровождающих вместо 2-х.

Здесь же «Самотлор-НН» демонстрировал еще один автобус для перевозки детей на базе большого городского 12 метрового автобуса МАЗ-103. Автобус имеет: 49 пассажирских мест для детей и 3 места для сопровождающих; в задней части салона имеется площадка для 2 кресел-колясок; центральный проход имеет поручни, опущенные ниже, чем на серийных автобусах; пассажирские сиденья имеют ремни безопасности и складывающиеся подлокотники. Этот автобус для перевозки детей имеет следующие нарушения ГОСТа Р 51160-98: большую высоту подножки от уровня земли; глухую перегородку водителя; 8 пассажирских сидений для детей обращены лицом в сторону, противоположную движению автобуса; нет устройства препятствующего началу движения при открытых пассажирских дверях; нет наружной автомобильной громкоговорящей установки; нет устройства ограничения скорости; нет багажного отсека с багажными емкостями. Данные взяты из фирменных проспектов промышленной группы «Самотлор-НН», www.somotlor-nn.ru, e-mail: sales@internets.ru, e-mail:amb@internets.ru.

В некоторых регионах Российской Федерации доставка детей в школу из соседних деревень, расположенных за 10 и более километров от учебных учреждений осуществляется на автобусах КАвЗ-39765 «Школьный», серийно выпускаемых ОАО «Курганский автобусный завод». Автобус капотного типа, вместимостью на 22 пассажирских места, с одной пассажирской дверью имеет: выдвижную подножку с пневмоприводом, пассажирские сиденья с ремнями безопасности и подлокотниками,

перегородку водителя с открытым проемом окна, багажный отсек с 2-мя стеллажами для ранцев (с фиксацией их от выпадения при движении автобуса) и 2-мя местами для крепления кресел-колясок, багажные полки над пассажирскими сиденьями, внутренняя и наружная автомобильная громкоговорящая установка. Автобус имеет ряд недостатков и нарушений требований ГОСТ Р 51160-98: ступени пассажирской подножки высотой более 200 мм, подлокотники на пассажирских сиденьях не складные, отсутствуют пассажирские сиденья для сопровождающих, багажные полки установлены не над всеми пассажирскими сиденьями, отсутствует устройство препятствующее началу движения автобуса при открытой пассажирской двери, отсутствует устройство ограничения скорости. Данные взяты с фирменного каталога компании «Русские автобусы» 2004 года, e-mail: sale@tdkavz.ru.

Так же для перевозки детей в сельской местности используют автобус ПАЗ-32054-70, выпускаемый серийно ООО «Павловский автобусный завод» с 2004 года. Автобус вагонного типа, 2-х дверный, вместимостью на 27 пассажирских мест для детей и 2 развернутых пассажирских места для сопровождающих лиц. Автобус оборудован: пассажирскими сиденьями с подлокотниками и ремнями безопасности; каждый ряд сидений имеет кнопки связи с водителем на боковине; внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой; багажным отсеком с стеллажом для ранцев (с фиксирующим устройством от их выпадения) и нишей с устройством фиксирующим 2 кресла-коляски (в сложенном состоянии); багажными полками над пассажирскими местами для детей; дополнительной выдвижной подножкой с пневмоприводом; поручнями слева и справа при входе; устройством ограничения скорости. Данный автобус имеет ряд недостатков и нарушений требований ГОСТ Р 51160-98: багажный отсек автобуса менее 3 м2; на пассажирских сиденьях не складывающиеся подлокотники; отсутствует устройство препятствующее началу движения автобуса при открытых дверях с выдвинутой подножкой или при не

полностью закрытых дверях; отсутствует система зеркал позволяющая водителю контролировать вход и выход детей от уровня дороги до поверхности пола автобуса. Данные взяты из: технической документации на автобус ПАЗ-32054-70, Руководства по эксплуатации автобуса ПАЗ-32054-70, e-mail: market@paz.nnov.ru, export@paz.nnov.ru.

Наиболее близким аналогом к автобусу представляемому на полезную модель является автобус ПАЗ-32054-70, имеющий идентичный кузов, рабочее место водителя, пассажирский салон, шасси, пассажирскую дверь и предназначенный для перевозки детей.

Целью разработки представляемой полезной модели является устранение недостатков и приведение конструкции автобуса ПАЗ-32054-70 для перевозки детей в соответствие с требованиями ГОСТ Р 51160-98, обеспечение удобств и безопасности при перевозке детей на автобусах марки ПАЗ.

«Автобус для перевозки детей» имеет рабочее место водителя: оборудованное световыми и звуковыми сигнализаторами о необходимости остановки, включаемыми с пассажирских мест, оборудованное внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой (односторонняя громкоговорящая связь с пассажирским салоном и громкоговоритель на крыше автобуса) (фиг.1-5, 7; поз.1).

Изменена планировка пассажирского салона. Справа (7 сидений) и слева (3 сиденья) от центрального прохода установлены 2-х местные раздельные сиденья (фиг.5-6; поз.2), расположенные лицом по ходу автобуса. Такая установка сидений (4-х рядная) позволяет более свободно проходить по центральному проходу. Спереди у капсулы двигателя установлено 2-х местное сиденье (фиг.6; поз.3) для сопровождающих лиц, расположенное лицом в сторону пассажирского салона, чтобы дети были под присмотром у сопровождающих их взрослых. В задней части пассажирского салона расположены: багажный отсек с задним люком (фиг.6; поз.4),

подножка (фиг.5-6; поз.5) и запасная дверь (фиг.1; поз.6), установленная на правой боковине автобуса. Багажный отсек имеет площадь 3 м2 и на ней расположены: стеллаж для ранцев с фиксирующим устройством от выпадения ранцев и другой ручной клади из стеллажа (фиг.6; поз.7) и специальное место с фиксирующим устройством для перевозки 2-х инвалидных кресел-колясок в сложенном состоянии (фиг.6; поз.8). Довольно большая свободная площадка перед стеллажом позволяет без лишней толкотни загрузить и разгрузить ранцы и прочие вещи детей на стеллаж. Задний люк и запасная дверь, расположенные в зоне багажного отсека позволяют свободно загрузить и разгрузить инвалидные кресла-коляски и другие объемные предметы. Над всеми пассажирскими сиденьями, кроме сидений для сопровождающих, установлены багажные полки для личных вещей детей и сопровождающих их лиц (фиг.5, 7; поз.9). На оконных стойках боковин установлены крючки для верхней одежды пассажиров.

Конструкция пассажирских сидений изменена (кроме сидений для сопровождающих) в соответствии с нормативными требованиями предъявляемыми к сиденьям для перевозки детей ГОСТ Р 51160-98. Сиденья оборудованы складывающимися подлокотниками (фиг.5-6; поз.10) предотвращающими возможное выпадение детей в центральный проход и служат для того, чтобы держаться за них, передвигаясь по центральному проходу. Все сиденья оборудованы удерживающими устройствами (ремнями безопасности с регулировкой поясного ремня по длине).

На боковинах в пассажирском салоне под окнами, у каждого поперечного ряда сидений, слева и справа от центрального прохода установлены сигнальные кнопки звуковой и световой связи с водителем автобуса «Просьба об остановке» (фиг.5; поз.11).

Подножка с обеих сторон и одна створка пассажирской двери оборудованы поручнями, причем при открывании дверей полотно пассажирской двери перекрывает поручень с одной стороны подножки, поэтому на створке пассажирской двери

установлен еще один, дополнительный поручень расположенный ниже первого, для обеспечения требований предъявляемых к поручням на автобусах для перевозки детей по ГОСТ Р 51160-98 (фиг.8-10; поз.12). На подножках пассажирских дверей шаг, высота ступеней выполнены в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160-98 (фиг.5-6; поз.13) и дополнительно введена выдвижная ступенька, которая обеспечивает размер 250 мм от полотна дороги задаваемый ГОСТ Р 51160-98. При подаче сигнала водителем на открывание пассажирской двери одновременно с открытием двери (фиг.9-10; поз.14) при помощи механизма выдвигается и дополнительная ступенька (фиг.7-10; поз.15). При подаче водителем обратного сигнала одновременно с закрыванием двери убирается и выдвижная ступенька. На окнах пассажирского салона установлены противосолнечные шторки из плотной ткани (фиг.5; поз.16). Пассажирский салон автобуса оснащен 2-мя медицинскими аптечками, одна из них находится у водителя другая на багажной полке (фиг.5-6; поз.17). Кроме сдвижных форточек окон боковин и 3-х вентиляционных люков на крыше в передней ее части имеется электрический вытяжной вентилятор, управляемый с рабочего места водителя (фиг.1-2, 5; поз.18).

На автобусе для перевозки детей установлено устройство, препятствующее началу движения автобуса при незакрытой пассажирской двери и при выдвинутой выдвижной ступеньке. Это устройство состоит из электронной системы (фиг.7-10; поз.19) с датчиками, связанных с механизмами открывания пассажирской двери и выдвижной ступени (фиг.7-10; поз.20). Двигатель автобуса оснащен устройством ограничения скорости автобуса (фиг.6; поз.21).

На автобусе для перевозки детей изменена система пожаротушения. К уже имеющимся в салоне автобуса 2-м огнетушителям порошкового типа (фиг.6; поз.21) добавлена новая система пожаротушения двигателя аэрозольного типа находящаяся в моторном отсеке, состоящая из аэрозольного генератора и специального кабеля - датчика срабатывающего на определенную температуру в моторном отсеке автобуса

(фиг.5; поз.22). Управление этой системой производится командно с рабочего места водителя и автоматически со специального кабеля - датчика в моторном отсеке автобуса.

Кузов автобуса специально окрашен в ярко-желтый (сигнальный) цвет. На боковинах, на передней и задней частях кузова нанесены контрастные надписи «Дети» (фиг.1-4; поз.23), на стеклах задней и передней части автобуса наклеены опознавательные знаки «Перевозка детей» - желтый квадрат с красной каймой и с изображением черных профилей бегущих детей в центре квадрата (с дорожного знака «Осторожно дети») (фиг.3-4; поз.24). По всему периметру автобуса, с небольшими разрывами на разъемах (кроме передней части) приклеена специальная световозвращающая лента из пластика желтого цвета, в дополнение к маркерным огням (фиг.1-2, 4; поз.25). На правой боковине снаружи кузова автобуса, в непосредственной близости к пассажирской двери (на передней стойке окна и над передним окном) установлена система зеркал, позволяющая водителю контролировать процесс входа детей и выхода детей из автобуса (фиг.1; поз.26). Такая же система зеркал установлена и в пассажирском салоне автобуса (фиг.6-7; поз.27).

На прилагаемых чертежах изображен «Автобус для перевозки детей»:

фиг.1 - изображение правой боковины автобуса для перевозки детей;

фиг.2 - изображение левой боковины автобуса для перевозки детей;

фиг.3 - изображение передней части автобуса для перевозки детей;

фиг.4 - изображение задней части автобуса для перевозки детей;

фиг.5 - изображение схемы сечения вдоль оси кузова автобуса для перевозки детей;

фиг.6 - изображение сечения кузова автобуса для перевозки детей в плане;

фиг.7 - изображение схемы поперечного сечения кузова автобуса для перевозки детей при закрытой пассажирской двери и убранной выдвижной ступенькой;

фиг.8 - изображение схемы части правой боковины с пассажирской дверью в закрытом состоянии с убранной выдвижной ступенькой из пассажирского салона;

фиг.9 - изображение схемы правой половины поперечного сечения до оси кузова автобуса для перевозки детей при открытой пассажирской двери и выдвинутой выдвижной ступенькой;

фиг.10 - изображение схемы части правой боковины с пассажирской дверью в открытом состоянии с выдвинутой выдвижной ступенькой из пассажирского салона.

Представляемый на полезную модель «Автобус для перевозки детей» обеспечивает необходимые удобства и безопасность для жизни и здоровья при перевозке детей. Конструктивно удобный в эксплуатации для водителя и для пассажиров - детей различных возрастных групп, как в городской среде, так и в сельской местности этот автобус позволяет восполнить пробел в отечественном автобусостроении, причем эффективность данного вида транспорта выражается не только в социальной сфере, но и помогает решать проблемы хозяйственно-экономического характера.

«Автобус для перевозки детей» может выпускаться «Павловским автобусным заводом» любыми сериями не требуя введения новых технологий, на действующем технологическом оборудовании и действующих площадях, а так же может переоборудоваться из других серийно выпускаемых автобусов российского производства, на любых других предприятиях выпускающих автомобили.

Автобус для перевозки детей, включающий рабочее место - с световыми и звуковыми сигнализаторами, с внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой, пассажирский салон - с 4-рядной установкой пассажирских сидений, багажными полками, сигнальными кнопками связи с водителем, пассажирской дверью, имеющей механизм управления, подножкой, имеющей ступени, поручнями, выдвижной ступенькой, имеющей механизм, багажный отсек - с задним люком, запасной дверью, стеллажом для ранцев и местом для кресел-колясок, отличающийся тем, что пассажирские сиденья оборудованы складывающимися подлокотниками, на створке пассажирской двери установлен дополнительный поручень, в передней части крыши установлен электрический вытяжной вентилятор, на автобусе установлено устройство, препятствующее началу движения при незакрытой пассажирской двери и выдвинутой выдвижной ступеньке, добавлена новая система пожаротушения двигателя аэрозольного типа, по периметру автобуса (кроме передней части) наклеена световозвращающая лента в дополнение к маркерным огням, снаружи на передней стойке и над передним окном правой боковины установлена система зеркал, позволяющая водителю контролировать процесс входа и выхода детей, такая же система зеркал установлена и в пассажирском салоне.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к устройствам для защиты от взлома уличного торгового оборудования и предназначена, в частности, для установки на корпусах уличных торговых холодильников и автоматов

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для учета числа пассажиров, перевозимых транспортным средством с зависимой подвеской передних управляемых колес на балке передней оси и задних колес на картере заднего моста, например, маршрутным такси
Наверх