Компенсатор контактной сети железной дороги

 

Компенсатор контактной сети железной дороги относится к области электрификации железных дорог. Компенсатор контактной сети железной дороги содержит поворотный кронштейн (1) с шарнирно закрепленной на нем навеской, которая состоит из поворотной рамы (5) и храпового колеса (7), выполненного в виде соединенных в единое целое барабанов разного диаметра, подвижно установленных на одной оси (8) на поворотной раме (5). Барабан наибольшего диаметра храпового колеса (7) выполнен полым и содержит внутри себя спиральную пружину (9), внешний конец которой заделан во внутреннюю часть обода барабана наибольшего диаметра храпового колеса (7), а внутренний конец жестко заделан в неподвижно закрепленную на поворотной раме (5) ось (8), усилие от взведенной пружины (9) передается через храповое колесо (7) на натяжной канат (10), соединенный с компенсируемым проводом, огибающий барабаны малого диаметра храпового колеса (7). Жестко закрепленное на кронштейне (1) основание (3) содержит элемент зацепления (4), обеспечивающий в случае аварийного разрушения компенсируемого провода зацепление с опустившимся под своим весом храповым колесом (7). За счет исключения из компенсатора контактной сети железной дороги грузов компенсатора улучшены его массогабаритные показатели; 1 ил.

Полезная модель относится к области электрификации железных дорог, в частности к компенсаторам контактной сети.

Известен компенсатор контактной сети железной дороги (И.А.Беляев.: Устройства контактной сети на зарубежных дорогах: - М.; Транспорт, 1991. - С.120-124), включающий в себя поворотный кронштейн с основанием, жестко закрепленным на поворотном кронштейне, снабженным элементом зацепления, и шарнирно закрепленную на поворотном кронштейне навеску, состоящую из рамы и храпового колеса, выполненного в виде соединенных в единое целое барабанов разного диаметра, установленных на одной оси в раме. В условиях эксплуатации грузовой канат, связанный с грузами, огибает барабан большего диаметра, а натяжной канат, связанный с компенсируемым проводом, - барабаны меньшего диаметра. В случае аварийного обрыва компенсируемого провода рама компенсатора с установленным в ней храповым колесом под воздействием грузов повернется, и зубцы храпового колеса вступят во взаимодействие с элементом зацепления основания, предотвращая дальнейшее падение грузов.

Наличие в конструкции компенсатора грузов обуславливает основной недостаток - высокие массогабаритные показатели.

Известен компенсатор контактной сети железной дороги (RU, №2193981, В60М 1/26, 2001.12.15), выбранный в качестве прототипа, содержащий поворотный кронштейн с шарнирно закрепленной на нем навеской, которая состоит из поворотной рамы и храпового колеса, которое выполнено в виде соединенных в единое целое барабанов разного диаметра, установленных на одной оси в поворотной раме, и жестко закрепленное на поворотном кронштейне основание. Основание содержит элемент зацепления и установлено в средней части поворотного кронштейна. Элемент зацепления

содержит верхний и нижний элементы, которые установлены на противоположных концах основания, при этом верхний элемент установлен с возможностью взаимодействия с храповым колесом при повороте рамы, вызванном поднятием грузов, а нижний элемент установлен с возможностью взаимодействия с храповым колесом при повороте рамы, вызванном падением грузов.

Наличие в конструкции компенсатора грузов обуславливает основной недостаток прототипа - высокие массогабаритные показатели.

Задачей полезной модели является уменьшение массогабаритных показателей компенсатора контактной сети за счет исключения из конструкции грузов компенсатора.

Технический результат достигается за счет того, что в компенсаторе контактной сети железной дороги, включающем поворотный кронштейн с шарнирно закрепленной на нем навеской, состоящей из поворотной рамы и храпового колеса, выполненного в виде соединенных в единое целое барабанов разного диаметра, подвижно установленных на одной оси в поворотной раме, и жестко закрепленное на поворотном кронштейне основание, содержащее элемент зацепления, барабан наибольшего диаметра храпового колеса выполнен полым и в нем установлена спиральная пружина, внешний конец которой заделан во внутреннюю часть обода барабана наибольшего диаметра храпового колеса, а внутренний конец жестко заделан в неподвижно закрепленную на поворотной раме ось, при этом элемент зацепления установлен с возможностью взаимодействия с храповым колесом при повороте рамы, вызванном обрывом компенсируемого провода.

Устройство компенсатора контактной сети, поясняется чертежом.

Компенсатор контактной сети железной дороги содержит поворотный кронштейн 1, взаимодействующий с кронштейном 2 для крепления компенсатора на опоре. На кронштейне 1 жестко закреплено основание 3 с элементом зацепления 4, выполненном в виде пластины. На кронштейне 1 шарнирно закреплена навеска, включающая поворотную раму 5 с

поперечиной 6 и храповое колесо 7, выполненное в виде соединенных в единое целое полого барабана наибольшего диаметра и двух барабанов малого диаметра, установленных подвижно на одной оси 8, неподвижно закрепленной на поворотной раме 5. Полый барабан наибольшего диаметра храпового колеса 7 содержит внутри себя спиральную пружину 9 (например, из углеродистой стали), внешний конец которой заделан во внутреннюю часть обода барабана наибольшего диаметра храпового колеса 7, а внутренний конец жестко заделан в ось 8. Натяжной канат 10, связанный с компенсируемым проводом, огибает барабаны малого диаметра храпового колеса 7. Элемент зацепления 4 предварительно устанавливают в положение, которое обеспечивает в случае аварии его зацепление с храповым колесом 7.

Работа компенсатора осуществляется следующим образом.

На заводе-изготовителе задается необходимый завод пружины 9, и он фиксируется посредством установки блокирующего устройства (на чертеже условно не показан) между поворотной рамой 5 и храповым колесом 7. При снятии блокирующего устройства усилие от взведенной пружины 9 передается через храповое колесо 7 на натяжной канат 10, соединенный с компенсируемым проводом. Натяжение натяжного каната 10, а, следовательно, и компенсируемого провода, определяется жесткостью пружины 9 и соотношением диаметра наибольшего барабана к диаметру малых барабанов храпового колеса 7. В процессе эксплуатации контактной сети вследствие изменения температуры компенсируемого провода изменяется его длина, спиральная пружина 9 сжимается или разжимается, обеспечивая при этом постоянное натяжение натяжного каната 10 и компенсируемого провода. В случае аварийного разрушения компенсируемого провода поворотная рама 5 навески компенсатора разрушенного провода под действием собственного веса, а также веса храпового колеса 7 и веса пружины 9, повернется вниз (по часовой стрелке) вокруг оси шарнирного соединения с поворотным кронштейном 1, ось 8 храпового колеса 7 опустится, и зубья его барабана наибольшего диаметра

войдут во взаимодействие с нижним элементом зацепления 4, не давая взведенной спиральной пружине 9 провернуть храповое колесо 7, тем самым, предотвращая дополнительные поломки элементов конструкции контактной сети, и сокращает время ремонта.

Данная полезная модель может быть использована для компенсации контактной подвески в местах с ограничениями по габаритам компенсатора, например в тоннелях. Установка номинального натяжения провода посредством взведения пружины непосредственно на заводе-изготовителе ускоряет и упрощает процедуру монтажа изделия.

Компенсатор контактной сети железной дороги, включающий поворотный кронштейн с шарнирно закрепленной на нем навеской, состоящей из поворотной рамы и храпового колеса, выполненного в виде соединенных в единое целое барабанов разного диаметра, подвижно установленных на одной оси в поворотной раме, и жестко закрепленное на поворотном кронштейне основание, содержащее элемент зацепления, отличающийся тем, что барабан наибольшего диаметра храпового колеса выполнен полым и в нем установлена спиральная пружина, внешний конец которой заделан во внутреннюю часть обода барабана наибольшего диаметра храпового колеса, а внутренний конец жестко заделан в неподвижно закрепленную на поворотной раме ось, при этом элемент зацепления установлен с возможностью взаимодействия с храповым колесом при повороте рамы, вызванном обрывом компенсируемого провода.



 

Наверх