Кресло-коляска для инвалидов

 

Полезная модель относится к медицинской технике и может быть использована в качестве транспортного средства для перемещения внутри помещений сильно ослабленных, пожилых людей и инвалидов нижних конечностей при помощи второго лица или самостоятельно посредством дополнительного привода к передней паре колес.

Задачей предлагаемого решения является упрощение конструкции, повышение удобства пользования, уменьшение габаритов.

Для решения поставленной задачи в предлагаемом кресле-коляске (фиг.1) предложено совершенно новое для подобных изделий конструктивное решение - выполнение каркаса из двух частей консольного типа, верхней и нижней, соединенных между собой вертикальной раздвижной стойкой. Такая конструкция обеспечивает посадку пользователя в кресло со стороны спинки.

В кресле-коляске для инвалидов, содержащем каркас, спинку 12, сиденье 14, подлокотники 15, подножку 2 и колеса 5, 6, существенно изменена конструкция каркаса. Каркас содержит две П-образные консоли, верхнюю 8-9 и нижнюю 1, разомкнутые со стороны спинки, и соединяющую их телескопическую стойку 3. На боковых участках верхней консоли 9 закреплены две П-образные поворотные ручки 11, на которых смонтированы посредством узлов крепления 13 съемное мягкое сиденье 14 и створки спинки 12 с возможностью их разведения в момент посадки в кресло, а на боковых участках нижней консоли 1 закреплены колеса 5 и 6. Подножки 2 установлены на передней поперечине нижней консоли, а подлокотники смонтированы на боковых участках 9 верхней консоли.

Кроме того кресло-коляска может быть снабжено дополнительными упорами для ног и голеней пользователя в виде П-образных рам 17 и 10, закрепленных соответственно на боковых перекладинах нижней консоли 1 и на передней поперечине 8 верхней консоли.

Последнее звено 7 телескопической стойки 3 может быть выполнено с наклоном в сторону сиденья.

Предлагаемое кресло может быть оснащено ручным приводом или колесами-электромоторами.

5 п.ф., 6 рис.

Полезная модель относится к медицинской технике и может быть использована в качестве транспортного средства для перемещения внутри помещений сильно ослабленных, пожилых людей и инвалидов нижних конечностей при помощи второго лица или самостоятельно посредством дополнительного привода к передней паре колес.

Известно большое разнообразие кресел-колясок для инвалидов, различающихся конструктивными решениями, удобствами пользования и управления, возможностями трансформации и т.д. Стандартное кресло-коляска содержит каркас, на котором закреплены сиденье, спинка, подлокотники, подножка и 4 колеса. Коляска приводится в движение вручную, в частности, самим инвалидом путем вращения одного или двух колес. Посадка в такое кресло осуществляется спереди или сбоку, что создает определенные трудности для инвалидов и ослабленных людей и иногда требует дополнительных устройств (поворотные диски, специальные подъемник и т.д.) или участие второго лица.

Известны различные модификации кресел-колясок.

Так, например, для удобства хранения и переноса кресла в нем сиденье и спинка выполнены мягкими, а каркас - складным (патент на промышленный образец №50828 от 03.10.2001 г., МКПО 12-12; патент на изобретение №2185802, приоритет от 06.05.2000 г., МПК: A 61 G, 5/08).

Известна также инвалидная комнатная коляска по заявке на изобретение №2000103891, приоритет от 16.02.2002 г., МПК: A 61 G, 5/04. Коляска содержит металлическую платформу с 4-мя колесами, на которой смонтирован механический ворот. На вороте закреплено кресло в виде тканевого лотка. Такое устройство позволяет перемещать инвалида с кровати в ванну и другие места.

Наиболее близким решением к предлагаемому можно считать конструкцию кресла-коляски по патенту на изобретение №2088184, приоритет от 29.03.99 г. Кресло-коляска для инвалидов содержит складной каркас со спинкой, сиденьем,

подножками, подлокотниками, тормозами, тягами механизма складывания, двумя ведущими съемными колесами, четыре ведомых колеса. Спинка и подножки выполнены съемными и снабжены одинаковыми узлами крепления в виде закрепленных на каркасе фигурных скоб с направляющими и размещенных на спинке и подножках пружинных фиксаторов с копирами, которые изготовлены за одно целое с рукоятками.

Задачей предлагаемого решения является упрощение конструкции, повышение удобства пользования, уменьшение габаритов.

Для решения поставленной задачи в кресле-коляске для инвалидов, содержащем каркас, спинку, сиденье, подлокотники, подножку и колеса, существенно изменена конструкция каркаса. Каркас содержит две П-образные консоли, верхнюю и нижнюю, разомкнутые со стороны спинки, и соединяющую их стойку. На боковых участках верхней консоли закреплено посредством узлов крепления съемное мягкое сиденье и две П-образные поворотные ручки, на которых смонтированы створки спинки с возможностью их разведения в момент посадки в кресло, а на боковых участках нижней консоли закреплены колеса. Подножки установлены на передней поперечине нижней консоли, а подлокотники смонтированы на боковых участках верхней консоли.

Кроме того стойка кресла может быть выполнена телескопической. На боковых перекладинах нижней консоли может быть закреплен дополнительный упор для ног пользователя, а также упор для голеней ног в виде П-образной рамы, закрепленной на передней поперечине верхней консоли и наклонной части стойки.

Последнее звено телескопической стойки может быть выполнено с наклоном в сторону сиденья.

Предлагаемое кресло может быть оснащено ручным приводом или колесами с электромоторами.

Предлагаемые изменения в конструкции позволяют существенно уменьшить габариты кресла-коляски за счет исключения больших колес, исключения задней части каркаса кресла, замены жесткого сидения мягким. Консольное решение каркаса кресла повышает удобство пользования, т.к. упрощает процесс высадки и посадки из кресла на другие объекты. Используемые в конструкции узлы позволяют унифицировать и упростить технологию изготовления кресла-коляски и ее модификаций.

Конструкция предлагаемого кресла поясняется чертежами, где показаны:

фиг.1 - общий вид кресла с закрытой спинкой,

фиг.2 - общий вид кресла с открытой спинкой,

фиг.3-6 - положение узлов кресла-коляски в процессе пользования.

В предлагаемом кресле-коляске (фиг.1) предложено совершенно новое для подобных изделий конструктивное решение - выполнение каркаса из двух частей консольного типа, верхней и нижней, соединенных между собой вертикальной раздвижной стойкой. Такая конструкция обеспечивает посадку пользователя в кресло со стороны спинки.

Нижняя часть каркаса состоит из консоли П-образной формы, передняя поперечина 1 которой служит одновременно основой для подножек 2 и опорой для крепления вертикальной стойки 3. На боковых консолях 4 нижней части каркаса смонтированы две пары колес 5 и 6. Колеса 5 имеют больший диаметр, чем колеса 6, и являются ведущими. Колеса 6 выполнены с эксцентриком и являются ведомыми.

Вертикальная стойка 3 состоит из труб прямоугольного сечения, которые соединены телескопически. При раздвижении труб можно увеличить высоту стойки 3. Раздвижение осуществляется дискретно с фиксируемым шагом. Верхняя часть 7 стойки 3 выполнена наклонной в сторону сиденья. На ней закреплена верхняя часть каркаса в виде П-образной консоли с передней перекладиной 8 перед сидением и боковыми консолями 9.

Перед сидением в передней части каркаса смонтирована П-образная рама 10, передняя перекладина которой закреплена на верхней части стойки 7, а боковые части - на перекладине 8. Рама 10 служит дополнительным упором для ног, а ее боковые участки несут дополнительную опорную и защитную функцию для ног пользователя.

Над верхней П-образной консолью 8-9 смонтированы поворотные П-образные рукоятки 11, которые в опущенном положении образуют прямоугольный контур. На задних перекладинах рукояток 11 закреплены створки спинки 12. В рабочем положении передние и задние части рукояток 11 поднимаются, тогда створки спинки 12 отходят в сторону, открывая доступ к месту крепления сидения (фиг.2). Узлы крепления 13 съемного сидения 14 закреплены на боковых продольных участках рукояток 11. Узлы 13 выполнены в виде строп с карабинами. Над ними установлены подлокотники 15.

Сиденье 14 выполнено из ткани, снабжено по краям крепежными элементами, которые взаимодействуют с карабинами в узле 13.

На боковых перекладинах нижней консоли смонтирован дополнительный упор для ног 16 в виде П-образной рамы из трубы круглого сечения.

На раздвижной опоре 3 предусмотрены места крепления дополнительного оборудования (столешницы, ручки для перевозки, джойстик управления, аккумулятор и т.д.). Ведущие колеса 5 могут быть выполнены в виде колес-моторов.

Кресло используется следующим образом.

Мягкое сиденье 14, предварительно отстегнутое от карабинов на узле 13 кресла-коляски, размещается на кровати, на стуле или сиденье другой коляски, если инвалид перемещался на ней (фиг.3). Инвалид садится на сиденье 14 и подтягивает к себе инвалидное кресло со стороны спинки 12 так, чтобы подлокотники 15 оказались по бокам пользователя, над разложенным сиденьем 14. В этот момент створки спинки 12 раскрыты, повернуты на 90-180° в продольной оси вращения (фиг.4). Далее инвалид поднимает края сиденья с крепежными элементами и вставляет их в карабины узла 13 на рукоятках 11 каркаса. Передняя часть рамы 10 при этом служит упором для голеней ног. Далее пользователь поворотом рукояток 11 закрывает створки спинки 12 за своей спиной (фиг.5), оказываясь замкнутым между створками спинки 12 и поперечиной 8 верхней части каркаса. Таким образом, пользователь оказывается внутри конструкции кресла (фиг.6) и далее может перемещаться уже в ней. Движение может осуществляться с помощью колес-электромоторов или иного привода, с помощью помощника, в зависимости от модификации базовой конструкции кресла. Пересадка с кресла на стул или кровать осуществляется в обратном порядке.

Предлагаемая конструкция инвалидного кресла является специализированным средством передвижения внутри жилых помещений, аналогом домашних тапочек. Такая конструкция позволяет пересаживаться на опорную поверхность унитаза, кровати, других колясок и кресел без посторонней помощи и снимает необходимость использования специализированной мебели. Кресло пригодно для использования не только в домашних условиях, но и в медицинских учреждениях, как для самостоятельного передвижения, так и в качестве каталки.

Конструкция предлагаемого кресла меньше по габаритам, чем существующие «домашние» коляски, так как геометрия рамы совпадает с габаритными размерами сидящего человека и не имеет больших колес по бокам кресла для передвижения, что немаловажно для передвижения в малогабаритных квартирах. Кресло значительно повышает эффект реабилитации инвалидов, так как реализуемый в ней принцип посадки не требует посторонней помощи и позволяет ему почувствовать себя полноценным человеком.

В конструкцию кресла заложена возможность создания разных модификаций на основе ее базы, что повышает ее потребительские свойства и расширяет области использования.

1. Кресло-коляска для инвалидов, содержащее каркас, спинку, сиденье, подлокотники, подножку и колеса, отличающееся тем, что каркас содержит две П-образные консоли, верхнюю и нижнюю, которые разомкнуты со стороны спинки, и соединяющую их стойку, на боковых участках верхней консоли закреплены две П-образные поворотные ручки, на которых смонтированы посредством узлов крепления съемное мягкое сиденье и створки спинки с возможностью их разведения в момент посадки в кресло, а на боковых участках нижней консоли закреплены колеса, подножки установлены на передней поперечине нижней консоли, а подлокотники смонтированы на боковых участках верхней консоли.

2. Кресло по п.1, отличающееся тем, что стойка выполнена телескопической.

3. Кресло по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено дополнительным упором для ног в виде П-образной рамы, закрепленной на боковых перекладинах нижней консоли.

4. Кресло по п.1, отличающееся тем, что последнее звено телескопической стойки выполнено с наклоном в сторону сиденья и снабжено рамой П-образной формы, обеспечивающей упор для голеней ног пользователя.

5. Кресло по п.1, отличающееся тем, что ведущие колеса снабжены электромоторами.



 

Наверх