Полукорпус шиберной задвижки и шиберная задвижка
Полезная модель относится к области нефтяного и химического машиностроения и может быть использована в качестве запирающего и регулирующего устройства на трубопроводах и каналах скважин, транспортирующих рабочую среду, например, нефть, техническую воду. Технической задачей является повышение технологичности изготовления полукорпусов и задвижек и снижение металлоемкости производства. Полукорпус шиберной задвижки, состоит из патрубка с посадочным местом, внешнего и внутреннего фланцев, выполненных раздельными, патрубок снабжен кольцевыми буртиками, а внешний и внутренний фланцы ответными канавками. Внешний и внутренний фланцы могут быть соединены с патрубком при помощи резьбового соединения. Шиберная задвижка содержит корпус, выполненный из двух раздельных полукорпусов с посадочными местами, в которых установлены седла с проходными каналами, распорное кольцо, между полукорпусами с возможностью поворота в своей плоскости размещен шибер с проходным отверстием.
Полезная модель относится к области нефтяного и химического машиностроения и может быть использована в качестве запирающего и регулирующего устройства на трубопроводах, транспортирующих рабочую среду, например, нефть, техническую воду под давлением до 35 МПа, а также для перекрытия каналов устьевой арматуры фонтанных, насосных и нагнетательных скважин.
Известен модуль корпуса задвижки, по полезной модели RU56982, выполненный в форме тройника, имеющий в среднем канале пазы или выступы, расположенные вдоль и симметрично оси патрубка, а в проходном канале с внутренней стороны симметрично относительно оси среднего канала расточки для установления седел, а с наружной стороны - расточки под фланцы или кольцевые элементы под приварку. При эксплуатации под высоким давлением, возможно нарушение герметичности резьбового соединения корпус-патрубок.
Известна задвижка SU 1399557 с патрубками, снабженными посадочными местами, соединенными с корпусом задвижки. При эксплуатации под высоким давлением, возможно разрушение соединения патрубков с корпусом.
Известна задвижка US 4440381 в которой патрубки, снабженные посадочными местами, выполненные заодно с фланцами, соединены с корпусом при помощи болтов.
Общим недостатком известных задвижек является нетехнологичность изготовления.
Известен полукорпус шиберной задвижки и шиберная задвижка, выполненные по патенту на полезную модель RU 12713. Полукорпус данной задвижки выполнен цельным и выбран в качестве прототипа. Задвижка по патенту на полезную модель RU 12713, также выбрана в качестве прототипа и содержит корпус, выполненный из двух цельных полукорпусов, между которыми расположены распорное кольцо и дисковый шибер.
Недостатком указанного полукорпуса и задвижки является нетехнологичность изготовления, а также, большой расход металла при изготовлении полукорпусов из цельных металлических заготовок.
Технической задачей является повышение технологичности изготовления полукорпусов и задвижек и снижение металлоемкости производства.
Технический результат достигается в полукорпусе шиберной задвижки, состоящем из патрубка с посадочным местом, внешнего и внутреннего фланцев, выполненных раздельными, патрубок снабжен кольцевыми буртиками, а внешний и внутренний фланцы ответными канавками. Внешний и внутренний фланцы могут быть соединены с патрубком при помощи резьбового соединения.
Технический результат достигается в шиберной задвижке, содержащей корпус, выполненный из двух полукорпусов с посадочными местами, в которых установлены седла с проходными каналами, распорное кольцо, между полукорпусами с возможностью поворота в своей плоскости размещен шибер с проходным отверстием. Каждый полукорпус состоит из патрубка, внешнего и внутреннего фланцев, выполненных раздельными, посадочное место выполнено в патрубке, патрубок снабжен кольцевыми буртиками, а внешний и внутренний фланцы ответными канавками. Внешний и внутренний фланцы могут быть соединены с патрубком при помощи резьбового соединения.
Полезная модель поясняется чертежами:
фиг.1 - полукорпус шиберной задвижки;
фиг.2 - шиберная задвижка (разрез сбоку);
фиг.3 - шиберная задвижка (фронтальный вид).
Полукорпус шиберной задвижки (фиг.1, 3) состоит из патрубка 1, внешнего фланца 2 и внутреннего фланца 3, выполненных раздельными. Патрубок 1 снабжен кольцевыми буртиками 4, 5, а внешний и внутренний фланцы 2, 3, ответными канавками 6, 7, соответственно. Внешний и внутренний фланцы 2, 3 могут быть соединены с патрубком 1 при помощи резьбового соединения (не показано).
Шиберная задвижка (фиг.2) содержит корпус, выполненный из двух раздельных полукорпусов. Каждый полукорпус состоит из патрубка 1, внешнего и внутреннего фланцев 2, 3, с посадочным местом 8, выполненным в патрубке 1. В посадочных местах 8 установлены седла 9 с проходными каналами. Между полукорпусами, в полости
образованной распорным кольцом 11, с возможностью поворота в своей плоскости, размещен шибер 10 с проходным отверстием.
Полукорпус собирается следующим образом.
Отдельно изготавливаются патрубок 1, внешний и внутренний фланцы 2, 3. В отверстие во внутреннем фланце 3 вставляется патрубок 1 до упора кольцевого буртика 5 в ответную канавку 7. Для этого, кольцевой буртик 4 и соответствующая ответная канавка 6 на внешнем фланце 2 имеют меньший диаметр, чем отверстие во внутреннем фланце 3. Затем, через отверстие во внешнем фланце 2, патрубок 1 устанавливается до упора кольцевого буртика 4 в ответную канавку 6. Герметичность соединений достигается, например, при горячей посадке деталей. При использовании резьбы для соединения патрубка 1 с внешним и внутренним фланцами 2, 3, порядок сборки такой же, как и при использовании горячей посадки.
Посадочное место 8 может быть изготовлено в патрубке 1 как до, так и после сборки полукорпуса.
Шиберная задвижка с раздельными полукорпусами собирается следующим образом.
В собранных, в указанном выше порядке, полукорпусах изготавливаются посадочные места 8 под седла 9. Производится установка всех элементов задвижки, в частности, седел 9, распорного кольца 11, шибера 10 между полукорпусами, которые затем стягиваются болтами. При работе задвижки, шибер 10 поворачивается в своей плоскости, открывая или закрывая проход для жидкости.
Таким образом, шиберная задвижка с описанными полукорпусами характеризуется технологичностью изготовления. При этом, конструкция раздельных полукорпусов обеспечивает их герметичность при работе задвижки. Снижение металлоемкости производства в зависимости от габаритов задвижки может составлять от 10 до 50 процентов.
1. Полукорпус шиберной задвижки, состоящий из патрубка, внешнего и внутреннего фланцев, выполненных раздельными, патрубок снабжен кольцевыми буртиками, а внешний и внутренний фланец - ответными канавками.
2. Полукорпус по п.1, отличающийся тем, что в патрубке выполнено посадочное место.
3. Полукорпус по п.1, отличающийся тем, что внешний и внутренний фланцы соединены с патрубком при помощи резьбового соединения.
4. Шиберная задвижка, содержащая корпус, выполненный из двух полукорпусов с посадочными местами, в которых установлены седла с проходными каналами, распорное кольцо, между полукорпусами, с возможностью поворота в своей плоскости, размещен шибер с проходным, отверстием, при этом каждый полукорпус состоит из патрубка, внешнего и внутреннего фланцев, выполненных раздельными, посадочное место выполнено в патрубке, патрубок снабжен кольцевыми буртиками, а внешний и внутренний фланцы - ответными канавками.
5. Шиберная задвижка по п.4, отличающаяся тем, что внешний и внутренний фланцы соединены с патрубком при помощи резьбового соединения.