Подшипниковый узел скольжения
Полезная модель относится к узлам и деталям машин, в частности радиальным подшипникам скольжения. Подшипниковый узел скольжения, содержащий втулку и корпус подшипника скольжения, с размещенным между втулкой и корпусом упругим элементом. При этом, хотя бы один из торцов втулки подшипника снаружи снабжен фаской или лыской, в которую развальцована часть корпуса. Техническим результатом является упрощение конструкции и технологичности.
Полезная модель относится к узлам и деталям машин, в частности радиальным подшипникам скольжения.
Известен подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус с цилиндрической посадочной поверхностью и закрепленный в нем вкладыш в виде коаксиальной подложки (втулки) с антифрикционным слоем, расположенный со стороны рабочей поверхности. Подложка (втулка) закреплена в корпусе с помощью радиального винта [1].
Недостатком такого устройства является низкая прочность подложки (например, керамической) подшипника скольжения в районе отверстия из-за наличия концентраторов напряжения, что приводит к увеличению вероятности поломки подложки в месте фиксации.
Уменьшены концентраторы напряжения во втулке подшипнике скольжения, которая закреплена в корпусе дополнительным фиксирующим кольцом. При этом дополнительное фиксирующее кольцо крепиться на корпусе винтами [2].
Недостатком такого устройства являются большие осевые размеры узла крепления и технологическая сложность изготовления фиксирующего кольца.
Известен подшипник скольжения, который содержит корпус и скрепленную с ним опору с упругим элементом. Фиксация вкладыша на втулке осуществляется стопорным кольцом [3].
Это техническое решение является наиболее близким по технической сущности и поэтому принято в качестве прототипа.
Недостатком такого решения являются увеличенные осевые размеры узла крепления и технологическая сложность изготовления стопорного кольца и паза под стопорное кольцо в корпусе, так как требуется высокая
точность изготовления всех узлов подшипника. Любое несоответствие осевых размеров приводит к люфту опоры или к невозможности монтажа.
Технической задачей полезной модели является устранение недостатков прототипа, а именно уменьшение размеров, упрощение конструкции подшипникового узла скольжения, а так же технологии его изготовления, монтажа и установки в агрегаты (насосы и т.д.).
Поставленная техническая задача достигается тем, что известен подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус с цилиндрической посадочной поверхностью и установленную в нем втулку, расположенную со стороны рабочей поверхности, с упругим элементом, размещенным между втулкой и корпусом. При этом, хотя бы один из торцов втулки керамического подшипника снаружи снабжен фаской или лыской, в которую развальцована часть корпуса.
Новым в предлагаемой полезной модели является то, что хотя бы один из торцов керамического подшипника снаружи снабжен фаской или лыской, в которую развальцована часть корпуса.
Так же новым в предлагаемой полезной модели является то, что часть корпуса равномерно развальцована на поверхности фаски по всей окружности.
Смещение места крепления втулки к торцевой части - уменьшает концентраторы напряжения во втулке. Длина подшипника минимальна и зависит только от длины втулки подшипника скольжения. Механизм фиксации прост и не требует дополнительных деталей.
Полезная модель поясняется чертежами.
На фиг.1 представлен продольный разрез подшипникового узла скольжения.
Подшипниковый узел скольжения содержит (фиг.1) корпус 1 с цилиндрической посадочной поверхностью, в пазы которой установлены упругие элементы 2. На упругих элементах 2 расположена втулка 3 лыской 4
(или фаской) наружу. При этом торец втулки 3 расположен вровень или глубже торца корпуса 1. В лыску 4 развальцована часть корпуса 5. Для облегчения развальцовки, на торце корпуса 1 подшипника скольжения, со стороны установки втулки 3 проточена канавка 6.
При наличии на втулке 3 подшипника скольжения фаски, часть торца корпуса 1 равномерно развальцована на поверхность фаски по всей окружности.
Использование изобретения позволяет значительно упростить конструкцию и монтаж подшипника скольжения. Концентраторы напряжения находятся на наименее нагруженной - торцевой части втулки подшипника скольжения. Габаритные размеры узла минимальны.
Полезной модель в настоящее время внедрена на промышленном предприятии.
Источники информации, принятые во внимание:
1. патент RU №2241871, МПК F 16 C 17/02, приоритет 2003.02.14, опубл. 2004.12.10
2. патент СН №664427, МПК F 16 C 29/02; F 16 C 17/22; F 16 N 17/06, приоритет 1983.05.24, опубл. 1988.02.29
3. патент RU №2007634, МПК F 16 C 27/02, приоритет 1991.11.26, опубл. 1994.02.15 - прототип
1. Подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус с цилиндрической посадочной поверхностью и установленную в нем втулку, расположенную со стороны рабочей поверхности, с упругим элементом, размещенным между втулкой и корпусом, отличающийся тем, что хотя бы один из торцов втулки снаружи снабжен фаской или лыской, в которую развальцована часть корпуса.
2. Подшипниковый узел скольжения по п.1, отличающийся тем, что часть корпуса равномерно развальцована на поверхность фаски по всей окружности.