Шиберная задвижка

 

Шиберная задвижка содержит корпус (1), выполненный из двух разъемных частей (2) и (3). На корпусе (1) установлены присоединительные патрубки (5), образующие перекрываемый канал (6), при этом на их внутренних торцах образовано седло (7). Внутри корпуса (1) расположен шибер (8) с пропускным отверстием (9). Привод перемещения шибера (8) поперек канала (6) выполнен в виде установленных на противоположных торцах шибера (8) поршней (10), размещенных в образованных в корпусе (1) цилиндрах (11). Для упрощения конструкции и технологии изготовления задвижки, а также повышения надежности ее функционирования шибер (8) с расположенными по его торцам поршнями (10) выполнен в виде единой неразъемной детали и снабжен датчиком его положения, а кроме того в корпусе (1) вокруг седла (7) выполнена проточка (14), сообщающаяся с источником рабочей среды подаваемой под давлением для промывки (продувки) шибера (8). Датчик положения шибера может быть выполнен в виде постоянного магнита (12) взаимодействующего с герконом, один из которых закреплен на шибере (8), а второй на корпусе (1). Цилиндры (11) с расположенными в них поршнями (1) могут быть выполнены с поперечным сечением в виде овала, большая ось которого лежит в плоскости шибера (8), а на внутренней стенке каждого цилиндра (11) могут быть закреплена гильза (13). Шибер (8) с поршнями (10), а также корпус (1) могут быть выполнены из пластмассы.

Полезная модель относится к запорным органам, устанавливаемым на трубопроводах для их перекрытия и может использоваться в различных отраслях и объектах, где требуется дистанционное управление перекрытием (открытием) пневмо- или гидромагистралей.

Заявляемая задвижка, в частности, может устанавливаться на сливных трубопроводах вакуумных туалетов [1], [2], обеспечивая посредством дистанционно управляемого пневмопривода быстрое и надежное перекрытие проходного сечения трубопровода, герметичность и надежность в эксплуатации.

Уже известна шиберная задвижка, содержащая выполненный из двух разъемно соединенных частей корпус, закрепленные на корпусе присоединительные патрубки, образующие по крайней мере один канал, выполненное на внутренних торцах патрубков седло, расположенный внутри корпуса и перекрывающий седло шибер и привод его перемещения поперек канала, выполненный в виде взаимодействующих с шибером поршней, размещенных в образованных внутри корпуса цилиндрах [3].

Известная задвижка имеет небольшие габаритные размеры и массу, герметично перекрывает канал. Однако, в ее конструкции предусмотрены узлы замкового соединения шибера с каждым из торцевых поршней, что усложняет конструкцию и технологию ее изготовления.

Кроме того в известной задвижке отсутствуют средства, позволяющие контролировать положение шибера.

Технический результат, который может быть получен при использовании заявляемой полезной модели, заключается в упрощении конструкции задвижки и технологии ее изготовления, а также в повышении надежности ее функционирования.

Указанный результат достигается за счет того, что в шиберной задвижке, содержащей корпус, выполненный из двух разъемных частей, закрепленные на корпусе присоединительные патрубки, образующие по крайней мере один канал, образованное на внутренних торцах патрубков седло, расположенный внутри корпуса и перекрывающий седло шибер, и привод перемещения привода поперек канала, выполненный в виде размещенных по торцам шибера и взаимодействующих с ним поршней, размещенных в образованных внутри корпуса цилиндрах, предлагается шибер с расположенными по его торцам поршнями выполнить в виде единой неразъемной детали и снабдить датчиком его положения.

Кроме того, для повышения надежности функционирования задвижки внутри корпуса вокруг седла выполнена кольцевая проточка, сообщающаяся с источником рабочей среды, поступающей под давлением для промывки (продувки) шибера.

Датчик положения шибера может быть выполнен в виде путевого выключателя, например взаимодействующих в одном из крайних положений шибера геркона и постоянного магнита, один из которых установлен на шибере, а другой на корпусе.

Для повышения компактности задвижки каждый ее цилиндр с расположенным в нем поршнем выполнены с поперечным сечением в виде овала, большая ось которого лежит в плоскости шибера, а в каждом цилиндре установлена гильза, внутри которой перемещается поршень.

Шибер с образованными на его торцах поршнями может быть выполнен из пластмассы.

Возможное конструктивное выполнение предлагаемой задвижки представлено на прилагаемых чертежах.

На фиг.1 показано поперечное сечение задвижки (вид спереди).

На фиг.2 представлено сечение Б-Б (вид сверху).

На фиг.3 - сечение А-А (вид сбоку).

На фиг.4 представлен вид сверху на шибер.

Шиберная задвижка содержит корпус 1, выполненный из двух частей 2 и 3, разъемно соединенных, например, болтовым соединением 4.

В центре каждой части корпуса 2 и 3 расположен присоединительный патрубок 5. При соединении частей 2 и 3 присоединительные патрубки образуют перекрываемый канал 6, при этом на внутренних торцах присоединительных патрубков 5 образовано седло 7.

Седло 7 перекрывается расположенным внутри корпуса 1 шибером 8, выполненным в виде пластины с пропускным отверстием 9.

Шибер 8 перемещается поперек канала 6 посредством пневмопривода, выполненного в виде закрепленных на торцах шибера 8 поршней 10, расположенных в образованных корпусе 1 цилиндрах 11.

Шибер 8 с поршнями 10 выполнен в виде единой неразъемной детали (фиг.4) и снабжен датчиком его положения, который может быть выполнен в виде путевого выключателя, например, постоянного магнита 12, взаимодействующего с расположенным на корпусе 1 герконом (на чертежах не показан).

Внутри каждого цилиндра 11 может быть установлена гильза 13 из износостойкого антифрикционного материала, относительно которой перемещается поршень 10, при этом для обеспечения необходимого усилия на поршень 10 и снижения габаритных размеров корпуса 1 (его высоты) поршни 10 с цилиндрами 11 (и с гильзой 13) могут быть выполнены с поперечным сечением в виде овала, большая ось которого лежит в плоскости шибера 8 (фиг.3).

Для обеспечения промывки (продувки) шибера 8 и седла 7, внутри корпуса 1 вокруг седла 7 выполнена проточка 14, сообщающаяся через штуцер 15 с источником рабочей среды (газ или жидкость), подаваемой под давлением.

Шибер 8 с поршнями 10, а также корпус 1 и присоединительные патрубки 5 могут быть выполнены из пластмассы.

Перемещение шибера 8 (открытие, закрытие канала 6) осуществляется подачей сжатого газа в надпоршневые полости цилиндров 11 через штуцеры 16 и 17, при этом в одном крайнем положении шибер 8 перекрывает канал 6, а в другом путем совмещения канала 6 с отверстием 9 открывает его.

В процессе закрытия шибера 8 подаваемая через штуцер 15 рабочая среда под давлением препятствует попаданию в зазор между седлом 7 и шибером 8 и в подпоршневые полости цилиндров 11 твердых частиц, которые могли бы

препятствовать перемещению шибера 8, а магнит 12 замыкает геркон, сигнализируя о положении шибера 8 в конечном (заданном) положении.

Заявляемая шиберная задвижка может быть выполнена и с двумя параллельными каналами 6, путем установки на корпусе 1 двух пар присоединительных патрубков 5, в этом случае при перемещении шибера будет происходить одновременное открытие одного и перекрытие второго канала.

Выполнение шибера 8 за одно целое (в виде единой неразъемной детали) с поршнями 10, установка датчика его положения, а также его промывка (продувка) обеспечивают упрощение конструкции и технологии изготовления задвижки и ее надежное функционирование.

Источники информации:

[1] RU, ПМ №27933, Е 03 Д 11/10, 2002 г.

[2] RU, ПM №2005128635, E 03 F 1/00, 2005 г.

[3] RU, ПМ №46830, F 16 3/02, 2005 (прототип).

[4] ДЕ, №4235068 А1, F 6 К 31/12, 1994 г.

1. Шиберная задвижка, содержащая корпус, выполненный из двух разъемных частей, закрепленные на корпусе присоединительные патрубки, образующие по крайней мере один канал, образованное на внутренних торцах патрубков седло, расположенный внутри корпуса и перекрывающий седло шибер, и привод перемещения шибера поперек канала, выполненный в виде взаимодействующих с шибером поршней, размещенных в образованных внутри корпуса цилиндрах, отличающаяся тем, что шибер с расположенными по его торцам поршнями выполнен в виде единой неразъемной детали и снабжен датчиком его положения.

2. Шиберная задвижка по п.1, отличающаяся тем, что внутри корпуса вокруг седла выполнена проточка, сообщающаяся с источником рабочей среды, поступающей под давлением для промывки (продувки) шибера.

3. Шиберная задвижка по п.1, отличающаяся тем, что датчик положения шибера выполнен в виде путевого выключателя, например, постоянного магнита, взаимодействующего в одном из положений шибера в герконом, один из которых установлен на шибере, а другой - на корпусе.

4. Шиберная задвижка по п.1, отличающаяся тем, что каждый цилиндр с расположенным в нем поршнем выполнены с поперечным сечением в виде овала, большая ось которого лежит в плоскости шибера.

5. Шиберная задвижка по п.1, отличающаяся тем, что на внутренней стенке каждого цилиндра закреплена гильза, внутри которой перемещается поршень.

6. Шиберная задвижка по п.1, отличающаяся тем, что шибер с образованными на его торцах поршнями выполнен из пластмассы.



 

Наверх